UA / RU
Поддержать ZN.ua

Харьковский «Турбоатом» надеется на правительство и Будду

Из-за игнорирования аварии у одного из своих индийских контрагентов харьковский «Турбоатом» рискует задолжать индийцам почти 40 млн...

Автор: Андрей Еременко

Из-за игнорирования аварии у одного из своих индийских контрагентов харьковский «Турбоатом» рискует задолжать индийцам почти 40 млн. долл. и уронить свою репутацию на международном рынке. Прямыми последствиями этих событий могут стать простой предприятия, невыплата зарплат и массовые увольнения, причем не только на «Турбоатоме», но и на ряде его смежников.

Только 13 сентября директор завода (по версии ФГИ) Виктор Субботин решился провести совещание по поводу случившейся 25 августа поломки одного из турбогенераторов, поставленных «Турбоатомом» в Индию. Это при том, что информация об аварийной остановке третьего энергоблока индийской АЭС «Кайга» поступила в Харьков еще 26 августа. Турбогенератор этого блока был поставлен харьковчанами в рамках контракта, который ОАО «Турбоатом» заключило с индийской стороной в 2002 году. Контракт (на сумму 71 млн. долл.) предусматривает поставку в Индию четырех турбогенераторов.

Подрядчиками «Турбоатома» по этому контракту выступили государственные предприятия — «Электротяжмаш» и «Харьковский приборостроительный завод им. Шевченко».

Виновным в аварийной остановке энергоблока индийцы называют «Турбоатом» — якобы тот поставил некачественную продукцию. Впрочем, это могло произойти и из-за неграмотной эксплуатации турбогенератора. Настоящие причины аварии должна установить двусторонняя комиссия. Однако с момен­та уве­домления индийской стороной руковод­ства ОАО «Турбоатом» 26 августа об аварии каких-либо конкретных действий с его стороны предпринято не было.

Индийская сторона утверждает, что простой энергоблока АЭС «Кайга» при существующих в Индии тарифах на электроэнергию (4 цента за киловатт) обходится в 90 тыс. долл. за час, или в 2,16 млн. долл. в сутки. Учитывая, что 75% акций ОАО «Турбоатом» принадлежат государству, штрафы завода должны будут оплачиваться в основном за счет бюджетных средств. По состоянию на 27 сентября, пеня, начисляемая индийской стороной «Турбоатому», составляет почти 60 млн. долл.

Отдельной составляющей является урон репутации харьковского предприятия — известие о ситуации в Индии и без­действии руководства «Турбоатома» не останется незамеченным на мировом рынке.

Даже теперь, когда индийская сторона просит в максимально сжатые сроки про­извести ремонт турбогенератора и готова этот ремонт оплатить, В.Субботин не может сложить цену ремонтных работ.

Примечательно, что бездеятельность менеджмента «Турбоатома» проявилась буквально сразу же после серии интервью Виктора Субботина, размещенных в украинской прессе в конце августа, как раз накануне попытки ФГИУ провести собрание акционеров завода.

«Обеспокоенность ситуацией уже выразили представители компании «Энергостандарт», — говорится в заявлении пресс-службы этой компании, — с которой аффилирована владеющая 15% акций завода фирма «Сварог Эссетс Менеджмент». Акционеры утверждают, что за время управления предприятием Виктором Субботиным цена одной акции упала с 5 до 3,6 грн., а стоимость предприятия снизилась с 420 до 300 млн. долл. При этом стоимость 75-процентной государственной доли уменьшилась с 315 до 230 млн. долл.

Как ранее неоднократно отмечали миноритарные акционеры «Турбоатома», в частности Игорь Куйда, В.Субботин является контролирующим акционером и де-факто руководителем Мегабанка и имеет неограниченные возможности по использованию средств «Турбоатома» в интересах своего финучреждения.

Также акционеры напомнили, что В.Субботин занимает должность генерального директора вопреки решению Харьковского областного хозяйственного суда от 3 июля 2007 года.

Менеджеры и собственники «Энергетического стандарта» уже давно не одиноки в борьбе с директором «Турбоатома». Единым фронтом с ними выступили Министерство промышленной политики и Харьковская облгосадминистрация в лице Арсена Авакова, который уже в мае этого года назвал действия В.Субботина уничтожением энергетического машиностроения.

Потеря денег и рынка может обернуться безработицей для 5 тыс. сотрудников «Турбоатома» и еще нескольких тысяч сотрудников смежных предприятий, три из которых тоже являются госпредприятиями и находятся в Харькове. Рабочие четко понимают, что возможные последствия бездеятельности директора «Турбоатома» — это простой, невыплата зарплат, сокращение штата. Понимают они и то, что руководимые коалиционерами госорганы попустительствуют директору «Турбоатома».

Какие именно партийные кадры «умело» управляют предприятием уже двадцатый год, в Харькове хорошо известно. 19 лет заводом руководил Бугаец, ныне народный депутат от одной из левых партий. Сейчас приемная Бугайца занимает пол-этажа в здании заводской проходной. Руководил он так, что оборот завода в 2006 году едва достиг 60 млн. долл. Негусто, учитывая, что заголовок интервью Субботина газете «Экономические известия» от 28 августа сего года весьма красноречив: «Турбоатом» создавался под оборот в 1 млрд. долларов»… Для сравнения: оборот питерских «Силовых машин» (это прямой конкурент харьковчан на мировом рынке) в неудачном 2006-м составил 565 млн. долл.

Уже в начале 90-х Бугаец вступил в производственную кооперацию с однопартийцем банкиром Субботиным. Как неоднократно заявлял акционер «Турбоатома» Игорь Куйда, при Бугайце на счета Мегабанка ушли почти 40 млн. долл., и условия размещения этих денег являются тайной. Эти заявления, кстати, Субботин даже косвенно признал в другом своем недавнем интервью — «Инвестиционной газете» от 27 августа. На сегодняшний день все деньги «Турбоатома» проходят через Мегабанк, а две трети всех расходов завода, по словам того же Куйды, идут на счета фирм с приставкой «Мега-».

Бугаец — в депутаты, Субботин — в кресло директора «Турбоатома». На этой должности Субботин оказался 24 апреля этого года благодаря единоличному приказу еще одной партийной коллеги — главы Фонда госимущества Валентины Семенюк.

Ответственность за сложившуюся ситуацию лежит также и на главе ФГИУ В.Семенюк, которая, несмотря на протесты Харьковской областной госадминистрации, Минпромполитики и частных акционеров «Турбоатома», назначила В.Субботина на должность и.о. гендиректора и отказывалась менять его на другую кандидатуру. Делая это своими личными приказами, причем с нарушениями процедур управления ОАО.

«Турбоатом» не должен повторить судьбу «Криворожстали», — сказал Виктор Субботин в интервью «Инвестиционной газете» 27 августа. Для тех, кто не помнит: когда-то, еще при президенте Л.Кучме, «Криворожсталь» чуть не была признана банкротом. Пред­приятие разворовывалось. Именно тогда возникла идея его приватизации. В результате завод был продан за более чем 4 млрд. долл., а сейчас его капитализация по биржевым ценам составляет 13 млрд. долл. В.Субботину, очевидно, это не нужно. Ведь из частного предприятия не выведешь деньги в свой банк и директора приказом не назначишь.

Вопрос о смене менеджмента завода перестает быть делом отношений ФГИ и частных акционеров — в ситуацию наверняка вмешается правительст­во. Первый вариант развития ситуации таков: госпакет акций «Турбоатома» передается в управление Минпромполитики. Второй вариант: правительство не меняет управляющего акциями, но обязывает ФГИУ отстранить В.Субботина от должности и назначить нового директора. Третий вариант наиболее радикален: правительство решит провести приватизацию госпакета акций с обязательством для покупателя взять на себя разрешение индийской проблемы.

Не исключено, что одно из этих решений будет принято в первую же неделю после выборов.