UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГТС слезами не поможешь

Четвертый раунд "транзитных" переговоров РФ и "Газпрома", Украины и "Нафтогаза" при посредничестве Еврокомиссии, состоявшийся 28 октября, снова оказался безрезультатным.

Автор: Алла Еременко

Страсти накаляются. Очевидно, Украина и РФ возлагают надежды на решение принципиальных вопросов в ходе встречи в "нормандском формате". Хотя уже 2 ноября НАК намерена подать в Стокгольмский арбитраж очередной иск к "Газпрому". Предполагаемая сумма иска - 12 млрд долл., два из которых - недополученная плата за транзит, 10 млрд долл. - компенсация на случай отказа "Газпрома" от использования украинской ГТС.

Энергокомиссар Марош Шефчович не скрывал своего разочарования: вместо поиска взаимоприемлемого компромисса украинская и российская стороны выдвинули друг другу очередные требования. Хотя "день, посвященный #TratellGasTalks" (трехсторонним переговорам Украина-ЕК-РФ), по словам вице-председателя Еврокомиссии Шефчовича, обещал сближение позиций сторон, ни о чем подобном по результатам встречи говорить не приходится. Несмотря на то, что Еврокомиссия представила детальные предложения о заключении нового долгосрочного контракта на транзит российского газа по территории Украины после 2019 г. А украинская сторона поддержала эти предложения как конструктивные.

Среди ключевых положений совместной позиции: заключение нового контракта на значительный срок (10–15 лет) и фиксация объемов транзита, которые обеспечат надежную работу украинской газотранспортной системы (ГТС). Контракт должен быть заключен с новым оператором украинской ГТС, который с 1 января 2020 г. будет полностью выведен из группы "Нафтогаз". При этом отношения между оператором ГТС Украины и "Газпромом" должны строиться на основе требований европейского энергетического законодательства, которые Украина внедряет как член Энергетического сообщества.

Председатель правления НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев отметил, что именно на таких принципах "Газпром" работает со всеми своими контрагентами в Европейском Союзе. Так почему же не с Украиной? И выразил уверенность, что переход на общепринятые европейские правила существенно упростит российской компании работу с Украиной.

Но явно не в ближайшее время. Даже еврокомиссар отметил, что "Газпром" прежде всего настаивает на отказе украинской стороны от выигрыша в Стокгольмском арбитраже. Хотя при этом не прочь вернуться на украинский рынок газа. Попробуем разобраться.

Антирайдеры "Газпрома" и "Нафтогаза"

Кратко они выглядят следующим образом.

"Газпром" не устраивают:

- завышенные, по его мнению, тарифы на транспортировку газа по украинской газотранспортной системе;

- отсутствие сертифицированного по европейским правилам оператора ГТС Украины;

- непогашенный трехмиллиардный "долг Януковича", камнем висящий на "Нафтогазе";

- требование НАКа возместить отсуженные в Стокгольмском арбитраже уже почти 3 млрд долл.;

- категорический отказ "Нафтогаза" краткосрочно продлевать (на год-полтора) "транзитный" контракт с 1 января 2020-го на условиях действующего договора о транспортировке газа через территорию Украины в Европу;

- нежелание "Нафтогаза" закупать российский газ по прямому контракту и в значительных объемах.

"Нафтогаз Украины" против:

- строительства "Северного потока-2" и "турецких потоков" в обход Украины, что лишит НАК и Украину около 3 млрд долл. прибыли;

- неподписания россиянами операторского соглашения;

- списания "Газпрому" выигранных в Стокгольмском арбитраже 2,2 млрд долл. по транзитной ставке (без пеней и штрафов);

- категорического нежелания "Газпрома" оплатить "стокгольмские счета", пусть хотя бы имуществом;

- увязки объемов транзита "газпромовского" топлива с объемами закупки газа для потребностей Украины, чего "Нафтогаз" не делает с 2014 г.;

- выплаты "долга Януковича" в 3 млрд долл.;

- зачета стокгольмского выигрыша в счет погашения "долга Януковича";

- краткосрочного "транзитного" контракта (пока "Газпрому" это необходимо) на условиях еще действующего договора от 2009 г.

С такими требованиями и несогласованностями найти взаимоприемлемый компромисс крайне сложно, если стороны вообще заинтересованы в его поиске. Понятно, что, как и при любом торге, стороны заявляют максимум требований, рассчитывая в итоге на относительно приемлемые условия. Тем более что, как утверждают эксперты, и далеко не только в Украине, "Газпрому" пока будет проблематично обойтись без транзита по украинской газотранспортной системе хотя бы 30, а лучше 50–60 млрд кубометров газа в год. Ведь "Северный поток-2" не достроен, и неизвестно, когда будет готов к эксплуатации (см. в этом выпуске ZN.UA статью "Nord Stream 2: уроки датского"). Кроме того, в ЕС ограничили присутствие россиян и в "Северном потоке-2", и в газопроводе OPAL, - "Газпром" может резервировать не более 50% пропускной способности этих газомагистралей, оставляя место и возможность воспользоваться оставшейся частью мощностей другим поставщикам.

Несомненно, "Газпром" постарается обойти эти правила. Но получится ли в такой ситуации?

Что касается "Нафтогаза, то ему нет смысла терять прибыль от транспортировки российского газа в Европу. Он заявляет о готовности работать по европейским правилам. Подтверждением этому является принятый 31 октября закон о поправках к отделению ГТС и созданию к 1 января 2020-го самостоятельного и независимого от "Нафтогаза" оператора ГТС (об этом ниже).

"Унизительно и нелогично"

Накануне очередного раунда трехсторонней встречи исполнительный директор НАКа Юрий Витренко в телеинтервью каналу "24" заявил: "Россияне говорят, что для начала настоящих переговоров Украина должна пойти на унизительные и нелогичные уступки. В чем смысл отказываться от вполне реальных 3 млрд долл.? Чтобы получить обещание "Газпрома", которое может и не исполниться?". Более того, "Газпром" настаивает, чтобы "Нафтогаз" отказался от выигранных в Стокгольме миллиардов долларов.

По данным источников ZN.UA, осведомленных о ходе переговоров и позициях сторон, россияне надеются, что во время встречи в "нормандском формате" им удастся выторговать взаимозачет выигранных НАКом у них в Стокгольме уже почти 3 млрд долл. на сопоставимую сумму "долга Януковича".

Исполнительный директор НАКа категоричен: если РФ все же запустит "Северный поток-2" в 2020 г., "транзита газа через Украину не будет вообще". Это, в свою очередь, будет означать потери для украинской экономики в размере 3–4% ВВП. "Но мы надеемся, что это все будет компенсировано через Стокгольмский арбитраж, который мы уже начали. Там сумма исковых требований составляет 12 млрд долл.", - сказал Витренко.

По информации источников ZN.UA, очередной иск в Стокгольмский арбитраж "Нафтогаз" подал 2 ноября и таким образом попытается конкретизировать требования о возмещении 12 млрд долл. за неправомерно низкую оплату "Газпромом" транзита в течение многих лет и "угробленную" ГТС, которая до сих пор остается самой мощной в Европе.

Кроме того, "Нафтогаз" еще в 2014–2015 гг. создал возможности для импорта газа с европейского направления, и эти поставки осуществляются гарантированными мощностями. Другими словами, "газ должен поставляться в Украину, даже если не будет" транзита через Украину.

По большому счету, "Газпрому" также выгоден контракт по транзиту, который предлагают Брюссель и Украина. Возможны несколько вариантов: так называемый нулевой транзит, то есть его отсутствие, ежегодная транспортировка через ГТС Украины 30 млрд, 50–60 млрд и 90 млрд кубометров газа ( в последнем случае может применяться достаточно гибкая формула транзитной ставки). Но россиянам невыгодно, чтобы Украина зарабатывала на транзите и пополняла свой бюджет. Посему, считает исполнительный директор "Нафтогаза", "наивно было бы ожидать транзита газа через Украину". Но если стороны и договорятся, то стоит помнить об их вышеизложенных антирейдерах.

Россия увидела конструктив, но на свой лад

Министр энергетики РФ Александр Новак по итогам встречи заявил, что Россия готова работать по европейскому законодательству для транзита газа через Украину. Удивительно, но, по его мнению, трехсторонняя встреча по газу в Брюсселе прошла конструктивно.

Однако уже на следующий день глашатай Кремля Дмитрий Песков высказался категорично: мол, Украина должна отказаться от победы над "Газпромом" в Стокгольме для нового контракта по транзиту. "Какие-то судебные претензии не должны быть на повестке дня, если мы говорим о достижении договоренностей", - публично заявил он. Собственно, он в более категоричной форме повторил требования "Газпрома", высказанные в ходе трехсторонних переговоров в Брюсселе днем ранее.

К слову, россияне в ходе переговоров интересовались: если они согласятся на транзит через нашу ГТС, например, 60 млрд кубометров в год, а украинская газотранспортная система рассчитана на прием 140 млрд, то что, им придется платить и за неиспользуемые мощности? На что еще в ходе технических переговоров 21 октября глава НКРЭКУ Оксана Кривенко ответила, что тариф будет рассчитан в зависимости от объема и срока нового "транзитного" контракта. И платить лишнее "Газпрому" не придется. Ведь Украина работает по европейским правилам, в том числе и в тарифообразовании.

Глава НАКа Андрей Коболев пригласил россиян принять участие в обсуждении моделей тарифообразования на транспортировку газа. Но хотелось бы знать исходные данные (объемы и сроки), чтобы разговор был предметным.

Парламент узаконил анбандлинг НАКа, оставив ГТС в собственности государства

В концу рабочей недели, 31 октября, в ВР кипели страсти по анбандлингу. Не все поправки после первого чтения комитет ВР по вопросам энергетики и ЖКУ учел. Впрочем, даже Юлия Тимошенко была удовлетворена, что ГТС останется в госсобственности.

Глава парламентского комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андрей Герус во время представления законопроекта ко второму чтению акцентировал внимание на том, что комитет накануне одобрил основную поправку, согласно которой приватизация, концессия, аренда ГТС, а также управление ею третьими сторонами (не представляющими государство) запрещена. Кроме того, он подчеркнул, что согласно документу компания, управляющая ГТС, должна находиться в 100-процентной собственности государства.

Согласно подготовленному ко второму чтению тексту законопроекта решение об участии в операторе ГТС других лиц (помимо государства или субъекта хозяйствования, 100% корпоративных прав которого принадлежит государству) может быть утверждено исключительно Верховной Радой. Законодательный акт касается также системы передачи электрической энергии.

Но тут произошло неожиданное даже для фракции "Слуга народа". Ее представительница и член комитета, возглавляемого Герусом, Анна Скороход стала отстаивать свои неучтенные поправки в законопроект буквально со слезами на глазах. Ох, учиться еще и учиться большинству парламентариев умению отставать свою позиции не со слезами, а когтями и зубами.

Тем не менее законопроект №2239-1, необходимый для отделения от "Нафтогаза" деятельности по транспортировке природного газа, сертификации нового независимого оператора газотранспортной системы (и создания условий для заключения транзитного контракта с "Газпромом" по европейским правилам) депутаты приняли конституционным большинством (341 голос).

Как сообщало ZN.UA, Кабмин накануне третьего раунда трехсторонней "транзитной" встречи, 18 сентября, обновил план анбандлинга "Нафтогаза". Новым оператором будет ООО "Оператор газотранспортной системы Украины" (ОГТСУ, 100-процентная "дочка" АО "Укртрансгаз"), которое с 1 июля 2019 г. осуществляет функции по технической эксплуатации ГТС и имеет соответствующий персонал.

ОГТСУ будет передано в собственность АО "Магистральные газопроводы Украины" (МГУ), 100% акций которого Кабмин передал в управление Минфину. Одновременно государство передаст новому оператору в управление ГТС сроком на 15 лет.

Новый оператор сможет полноценно заработать с 1 января 2020-го. Новая модель анбандлинга НАКа отвечает требованиям Третьего энергопакета, что открывает дорогу для подписания нового "транзитного" договора в соответствии с европейскими правилами. Действующий 10-летний транзитный контракт между "Нафтогазом" и "Газпромом" заканчивается 1 января 2020-го.

Напомню, ГТС Украины имеет общую протяженность газопроводов около 38 тыс. км, в нее входят 73 компрессорные станции и более 1,4 тыс. газораспределительных станций. За бортом законопроекта остались ПХГ, о которых так ратовала депутат Скороход. Сегодня в них хранится более 21 млрд кубометров газа, что, по мнению "Укртрансгаза" и НАКа, позволяет говорить о готовности "Украины даже к "нулевому" варианту транзита. Остается надеяться, что нам всем не придется лить слезы по "подземкам", которые технологически составляют единую ГТС Украины.