В ходе визита президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе в Украину и после его переговоров с Леонидом Кучмой, президент Грузии заявил журналистам, что считает возможным в ближайшее время загрузить украинский нефтепровод Одесса—Броды на 15—20 млн. тонн. Э.Шеварднадзе отметил, что Грузия может оказаться полезной страной, когда речь идет о транспортировке каспийской нефти. «Немного, я думаю, мы опоздали, потому что решали вопрос о трубопроводе Баку—Тбилиси—Джейхан, но сейчас есть возможность транспортировать нефть через терминал Супса, который пропускает до 6 млн. тонн. Я думаю, эти грузы надо повернуть в сторону Украины», — подчеркнул грузинский президент.
Помимо этого, по его мнению, можно использовать объемы, транспортируемые в настоящее время по железно-дорожному маршруту по территории Грузии (а это еще 7 — 8 млн. тонн нефти в год).
«Добавить еще готовность Азербайджана и Казахстана отгрузить дополнительные объемы нефти, и в общей сложности через Украину трубопроводом Одесса—Броды можно будет пропустить через некоторое время 15—20 млн. тонн нефти», — подытожил Э.Шеварднадзе.
«Это дело серьезное, и Грузия все сделает, чтобы эти слова не оставались просто словами», — подчеркнул грузинский лидер.
Как сообщил Л.Кучма, президенты обсудили вопрос транспортировки энергоносителей, а также работу паромной переправы Поти—Ильичевск, грузопоток через которую в 2003 году увеличился на 53,6% и составил 727,6 тыс. тонн.
Л.Кучма также заявил, что Украина заинтересована участвовать в таких глобальных проектах, как строительство нефтепровода Баку—Джейхан, а в перспективе и в газовой транспортной магистрали, которая пойдет на Турцию.
А тем временем ОАО «Укртранснафта», которая сегодня управляет нефтетранспортной системой Украины и, в частности, нефтепроводом Одесса—Броды, огласило о намерении открыть свое второе зарубежное представительство в столице Словакии Братиславе.
По словам представителей «Укртранснафти», представительство открывается для того, чтобы активизировать переговорный процесс, направленный на увеличение транзита нефти, в частности по нефтепроводу Одесса—Броды.
С учетом недавнего заявления Германии о возможности использования украинского маршрута для доставки нефти в эту страну, транспортная роль Словакии существенно возрастает, и без предметного диалога с этим государством Украине не обойтись.
Как уже известно читателям «ЗН» из прежних публикаций, «Укртранснафта» 23 декабря 2002 года открыла свое первое представительство в столице Польши Варшаве. Это было продиктовано необходимостью координации усилий Украины и Польши по активизации отношений с Европейской комиссией в процессе создания Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК).
В 2001 году Украина завершила строительство нефтепровода Одесса—Броды протяженностью 674 км и диаметром труб 1020 мм и нефтетерминала «Південний» (Одесса). Этот маршрут предполагается использовать для транспортировки каспийской нефти в Европу.
ОАО «Укртранснафта» в 2002 году получило 197,8 млн. грн. чистой прибыли, 140 млн. грн. из которой было направлено на проведение работ по перекладке двух трубопроводов общей протяженностью 60 км в Закарпатской области.
Транспортировка нефти для потребностей Украины в прошлом году возросла почти на 5,7 млн. тонн, или в 1,4 раза (до 20,6 млн. тонн), а ее экспорт в западноевропейские государства сократился на 21,2 млн. тонн, или в 2 раза (до 27,4 млн. тонн).