Главной язвой рынка нефтепродуктов, если не сказать всего нефтегазового комплекса страны, при правительстве Тимошенко было разграбление государственных нефтегазовых компаний. Самое интересное, что большая часть вывода государственных средств в частные карманы происходила на глазах у всех, включая чиновников и с их непосредственным участием. Речь о пресловутых аукционах по продаже энергоресурсов, проводимых согласно правительственному постановлению №599 из далекого 2000 года. Власть поменялась, как теперь обстоят дела на аукционах? Угадаете с трех раз?
Нефтяные спецаукционы со спецдопусками
Чтобы понять масштабы проблемы, сразу приведем следующую статистику: в 2008—2009 годах компания «Укрнафта» потеряла на аукционах около 1 млрд. долл. Это притом, что, по официальным данным, за эти два года компания заработала 1,8 млрд. грн. чистой прибыли. В «Укрнафте» государству в лице «Нафтогаза Украины», спасаемого сегодня буквально всем миром, принадлежит 50%+1 акция.
Об аукционных чудесах «Зеркало недели» писало неоднократно, поэтому вкратце напомним содержание предыдущих серий. С помощью манипуляций в регламенте торгов (условия доставки, срыв аукционов) и лояльности Аукционного комитета, приставленного присматривать за правильностью проведения торгов, круг участников открытого аукциона сузился до одного покупателя (формально в аукционах принимает участие группа аффилированных компаний). Ну а там, где покупатель один, высокой цены не бывает. Самое красноречивое подтверждение этому было получено в августе прошлого года, когда при мировой цене нефти более 70 долл./барр. украинская была продана менее чем за 17 долл., или почти вчетверо дешевле. Глава ассоциации нефтетрейдеров Леонид Косянчук тогда иронично прокомментировал, что покупатель уплатил НДС, а нефть получил в подарок…
После того, как отдельные члены Аукционного комитета провели пару дней в здании СБУ на Владимирской, отпускная цена на украинскую нефть чудным образом приподнялась почти в три раза, хотя до рыночной ей все равно оставалось далековато. Привычного уровня рентабельности группа «Приват», тот самый единственный покупатель, достигла, начав выпуск на «Укртатнафте» компонентов бензина, облагаемых впятеро меньшей ставкой акцизного сбора, нежели товарный бензин.
Власть пыталась протестовать, но на поверку это оказалось хорошо срежиссированной клоунадой. Выпускаемые постановления и распоряжения сначала несколько месяцев подписывались после принятия на заседании Кабмина, а потом оспаривались «Приватом» в судах.
К приходу новой власти ситуация уже наэлектризовалась настолько, что «нефтяные» вопросы тут же попали в поле зрения команды Азарова, оказавшейся перед необходимостью решать крайне непростую задачу наполнения госказны. В рамках бюджетного процесса Минфин попробовал заделать бреши, в которые утекали бюджетные доходы. В законе о бюджете (чтобы уже нельзя было оспорить) прописали, что отныне Аукционный комитет при определении стартовой цены на украинскую нефть должен ориентироваться на уровень таможенных цен на импортную нефть, поставляемую в страну, и учитывать премию за качество отечественного сырья в размере 17 долл./тонна. Оставалось лишь ждать шквала нефтегривен…
Первые же торги по новым правилам в мае показали, что история далеко не окончена. Как следует из рис. 1, украинская нефть стабильно продается с 20-процентным дисконтом относительно российской. Скажем иначе: цена очень напоминает российскую (таможенную), но только без НДС. Комментарий Косянчука теперь звучит иначе, хотя и не менее иронично: «Ситуация улучшается, покупатель платит за нефть, а НДС получает в подарок».
Источник в Аукционном комитете говорит, что в этом и заключается первый секрет «успеха». «В законе о бюджете не сказано, что при определении стартовой цены к таможенной стоимости импортной нефти нужно прибавлять НДС, поэтому он и не учитывается». Отметим, что за таким формальным подходом к ценообразованию украинской нефти наблюдают два заместителя министра экономики и один заместитель министра топлива и энергетики, входящие в Аукционный комитет. Остальные члены этого органа также весьма уважаемые, а в отдельных случаях действительно весьма профессиональные люди, которые бы свою нефть, уж будьте покойны, никогда бы не продали с 20-процентной скидкой. Тем не менее они фактически расписались под 430 млн. грн., которые недополучила наполовину государственная «Укрнафта» за последние три аукциона, прошедшие по новым правилам.
Что касается второй составляющей столь плачевного результата торгов, то она заключается в сохраняющихся условиях поставок выставляемой нефти, как их ни пытались изменить с помощью все тех же бюджетных норм. Июньская попытка компании «ТНК-ВР Коммерс» приобрести небольшую партию нефти с поставкой по железной дороге закончилась срывом аукциона, а на повторных торгах этот лот уже предлагался с получением исключительно по трубе, которая ведет в направлении, противоположном принадлежащему ТНК Лисичанскому НПЗ. Оказалось, что «Укрнафта» неожиданно утратила способность отгружать нефть на железную дорогу со своего крупнейшего Нефтегазодобывающего управления «Полтаванефтегаз». Ситуацию до сих пор пытаются разрешить с помощью независимой экспертизы, но «железнодорожные» лоты по восточным месторождениям исчезли полностью, и, если не вмешаться в ситуацию, никогда уже не появятся.
Сквозь пальцы смотрят члены Аукционного комитета и на другие шалости «Укрнафты». Например, в июне сначала впятеро сократился, а с июльских торгов уже был полностью снят весь объем
газоконденсата, добываемого «Укрнафтой». Почему 120 последних месяцев компания выставляла 7 тыс. тонн конденсата на каждый аукцион, а теперь — нет? Тишина со стороны как «Укрнафты», так и Аукционного комитета. Неизвестно и то, по какой цене теперь продает его «Укрнафта».
Между тем следует напомнить, что именно с целью прозрачного ценообразования вводились аукционы. Известно лишь то, куда идет пропавший газоконденсат: туда же, куда и раньше, — на «Укртатнафту», «Укрзалізниця» это четко фиксирует. По словам знающих людей, чтобы обойти надоевшую открытую площадку и тем самым избежать борьбы с то и дело покушающимися на столь ликвидный объем конкурентами, «Укрнафта» переквалифицировала добываемый газоконденсат в другую товарную позицию, которая не подпадает под действие постановления об аукционах.
С…женный газ
Но наиболее загадочные события происходят в области реализации сжиженного газа (СГ) «Укрнафты» и «Укргаздобычи» (100-процентная «дочка» «Нафтогаза»). На этих субъектов приходится около половины внутреннего производства СГ, который сегодня отрывают с руками и ногами благодаря экономичности и дешевизне по сравнению с бензином.
Здесь хит Аукционного комитета заключается в сворачивании открытых (коммерческих) аукционов и их замене исключительно специальными аукционами, на которых обычно продавали газ для бытовых нужд населения. Это действо всегда было формальным, так как цена сжиженного газа для населения устанавливается государством, поэтому вопрос сводится к распределению ресурса в установившихся годами пропорциях между облгазами и теми немногими «частниками», которые успели создать инфраструктуру для заправки бытовых баллонов. Распределяемый таким образом объем составлял 6—8 тыс. тонн в месяц в зависимости от сезона и аппетитов отдельных облгазов, которые время от времени грешили торговлей бытовым газом на коммерческом рынке. Никто не думал, что в 2010 году этот способ заработка будет поставлен на промышленную основу. Ведь отныне весь газ — около 30 тыс. тонн — реализуется по ценам как для населения, но потребление его этим самым населением осталось на все том же уровне в 6—8 тыс. тонн. Как метко отметил один из экспертов данного рынка, «в стране физически нет столько баллонов, чтобы закачать весь продаваемый «для баллонов» газ».
В отличие от аукционов по нефти, где все возможности пока ограничиваются «оптимизацией» 20% НДС, в деле продажи государственного сжиженного газа пространство для маневра шире. Так, если в мае газ госкомпаний ушел с дисконтом почти 40% к рынку, то июньский объем — с дисконтом 46%, а июльский — уже с 65% (!) (см. рис. 2). Перемножив объем газа на разницу в ценах, получаем размер недополученной прибыли госкомпаний на продаже СГ за последние три месяца — более 165 млн. грн. Только в июле удачливые покупатели сэкономили на закупке газа 94,3 млн. грн.
Кто же эти счастливчики? Их имена ничего не говорят даже старожилам газового рынка, да и как могут сказать, если некоторыми из них руководят (по официальным данным) 20-летние парни, для которых это место работы — первое. Дополняют картину и «уставники» по 60—70 тыс. грн. Но это не мешает восьмерым таким структурам пропускать через себя половину баланса национального рынка сжиженного газа. Наверное, единственной, кого не смущает эта ситуация, является компания «Газ Украины» (дочерняя компания «Нафтогаза»), которая выдает допуски на спецаукционы. Между тем, по разным непреодолимым, по мнению газовой компании, причинам, за пределами торгового зала остаются фирмы, готовые покупать этот газ без дисконтов к рынку, т.е. в два-три раза дороже. Похоже, чужие здесь не ходят…
***
Эффективность, с которой госкомпании продают производимые энергоресурсы, а также факт немого согласия с этим профильных министерств — ТЭК и экономики, не только заставляет усомниться в способности новой правительственной команды навести порядок в нефтегазовой отрасли, но и делает неубедительными слова и заверения о том, что повышение цены природного газа необходимо в первую очередь для увеличения инвестиций в тот же нефтегазовый сектор с целью наращивания ресурсной базы и добычи углеводородов. Может, для начала попробовать взять эти средства с тех же аукционов, а не запускать руку прямиком в карман потребителя? Мгновенным будет эффект от обучения чиновников Аукционного комитета премудрости начисления к таможенной стоимости нефти НДС, как это в реальной жизни делает любой импортер. Не понадобятся бюджетные средства и для переписывания приснопамятного постановления №599 в части газовых аукционов. Как говорят специалисты, речь идет буквально о двух словах и двух запятых.