НАК "Нафтогаз Украины" рассчитала экономическую себестоимость добываемого "Укргаздобычей" природного газа в 2015 г. - 5430 грн за тысячу кубометров при курсе 17 грн/долл. Это сделано для обоснования увеличения бюджетных субсидий на разницу цен или для повышения цены газа, поставляемого населению и теплокоммунальным предприятиям? Стоит ли нам ожидать, что такую цену в ближайшее время утвердит для населения национальный регулятор, или НКРЭКУ остановится на официально заявленной себестоимости добычи газа "Укргаздобычей" в 220 долларов?
В ходе скандального утверждения госбюджета-2015 в ночь на 29 декабря 2014 г. Верховная Рада проголосовала за принятие (с учетом поправок, внесенных с голоса премьером Арсением Яценюком в ходе обсуждения) основного финансового закона страны. Финансовый план страны на ближайший год, которого в готовом виде никто из депутатов не видел, правительство собирается скорректировать, возможно, даже очень кардинально, по результатам переговоров с миссией МВФ, которая с 8 января работает в Киеве. Но за предоставление "Нафтогазу Украины" в этом году 31,5 млрд грн на покрытие разницы в ценах на газ депутаты уже проголосовали. Хотя изначально Кабмин просил почти в три раза больше. Видимо, исходя из того, что в прошлом году бюджет профинансировал посредством выпуска ОВГЗ дефицит "Нафтогаза" на сумму 110 млрд грн.
Премьер уверял, что даже неоднократное повышение цены природного газа, поставляемого "Нафтогазом" для потребностей населения и бюджетных организаций, а также для предприятий теплокоммунальной энергетики (ТКЭ), не спасло правительство и НАК от необходимости дотировать закупку дорогого импортного газа. Хотя, как свидетельствуют данные самого "Нафтогаза", в 2014 г. население все же потребило природного газа меньше, чем в предыдущие годы. Значительное подорожание газа для население таки стимулировало народ экономить энергоресурсы.
В свою очередь, глава НБУ Валерия Гонтарева, отчитываясь в Верховной Раде 16 января, пояснила, что на время ее назначения золотовалютные резервы Украины составляли около 16 млрд долл. Из этого объема 8,6 млрд долл. было выделено НАК "Нафтогаз Украины" и 1,3 млрд - на интервенции для искусственного поддержания курса гривни.
При этом, по словам Гонтаревой, в 2013 г. при президенте Викторе Януковиче на поддержку курса в 8 грн за доллар было израсходовано 22 млрд долл.
В связи с этим глава НБУ подчеркнула, что фиксированный курс нацвалюты является путем к финансовой пропасти, поэтому Нацбанк при ее каденции провел болезненную реформу - перешел к плавающему валютному курсу. Она также отметила, что при ее руководстве НБУ Украина не вернется к фиксированному валютному курсу.
В то же время народный депутат от фракции "Самопоміч" Виктория Войцицкая говорит, что НАК "Нафтогаз Украины" может перестать быть дотационной за счет выравнивания цены газа ("Слова и Дела"). Так она прокомментировала обещание премьера Арсения Яценюка вывести "Нафтогаз" на безубыточность за три года за счет повышения тарифов на газ для населения.
"Это можно сделать гораздо быстрее... Дотация "Нафтогаза" за прошлый год составляет более 120 млрд грн, и это обусловлено тем, что у нас разница в цене для населения и промышленности, и цене, по которой мы покупаем и импортируем газ, у нас в десятки раз больше. Если мы приведем цены к единому уровню, тогда у нас будет наполнение бюджета", - отметила Войцицкая.
Депутат также сообщила, что, по предварительным расчетам, такой дополнительный источник финансирования может принести примерно 40 млрд грн.
"У нас будут действительно дотации, то есть у нас будет адресная помощь тем, кто не сможет платить по рыночной цене. Возможно, все 40 млрд пойдут сразу на то, чтобы поддержать людей. А может, и меньше. Тогда бюджет будет иметь дополнительные поступления", - считает нардеп.
"Поэтому "Нафтогаз" может быть недотационным, он может действительно выйти на ноль за счет того, чтобы выровнять цены на газ", - добавила Войцицкая. По ее словам, необходимо всего лишь сделать элемантарний расчет: сколько нужно денег для того, чтобы людей поддержать, и сколько будет получено дополнительно в бюджет, чтобы перекрыть эти расходы.
В 2014 г. потребление газа населением Украины сократилось на 10% - до 15,1 млрд кубометров
По итогам 2014 г., потребление природного газа в Украине сократилось на 7,8 млрд кубометров - до 42,6 млрд, или на 16%, констатировал 14 января "Нафтогаз". В 2013 г. страна потребила 50,4 млрд кубометров природного газа.
Наибольшее сокращение потребления произошло в промышленности - 3,9 млрд кубометров (с 20,1 до 15,7 млрд, -22%), значительно снизились также технологические расходы газа на его производство и транспортировку (с 4,3 до 3,7 млрд кубометров, -14%). Население в прошлом году использовало 15,1 млрд кубометров (годом ранее - 16,8 млрд, -10%). Предприятия ТКЭ за прошлый год сократили использование газа на 0,8 млрд кубометров (с 8,3 до 7,0 млрд, -16%).
Приведенные выше объемы использования газа включают данные по АР Крым за 2013 г. (1,7 млрд кубометров) и два месяца 2014-го (0,5 млрд). Без учета этих данных использование газа на остальной территории Украины сократилось на 14%, в том числе по категориям потребителей: промышленность - на 15%, до 16,1 млрд, население - на 7%, до 15,0 млрд, предприятия ТКЭ - на 8%, до 7,0 млрд кубометров.
В прошлом году потребление природного газа сократилось как во всех регионах Украины, так и по всем категориям потребителей.
Добыча газа в Украине также сократилась
В 2014 г. частные добытчики газа нарастили производство на 18%, производство государственными компаниями сократилось вследствие аннексии Крыма и цены реализации.
По оперативным данным НАК "Нафтогаз Украины", в 2014 г. в Украине было добыто 20,5 млрд кубометров газа (в 2013 г. - 21,5 млрд). При этом частные производители увеличили добычу газа на 18%, до 3,3 млрд. Объем производства государственной компанией "Укргаздобыча" остался на уровне 2013 г. (15,1 млрд кубометров). ПАО "Укрнафта" в 2014 г. сократила объем добычи на 10%, до 1,7 млрд кубометров газа. Вследствие аннексии Крыма в марте 2014 г. Украина получила в прошлом году лишь 0,3 млрд кубометров газа от ГАО "Черноморнефтегаз" по сравнению с 1,7 млрд, добытым предприятием в 2013 г.
И вот что примечательно. В "Нафтогазе" отмечают, что основной причиной разницы между показателями частных добытчиков и государственных компаний, работающих на контролируемой Украиной территории, являются установленные цены реализации добытого газа.
Частные производители газа в Украине продают его по цене 5900 грн (около 350 долл.) за тысячу кубометров до уплаты ренты, что примерно соответствует цене импортируемого газа по состоянию на четвертый квартал 2014 г.
В то время как ПАО "Укргаздобыча" получает 349 грн (около 20 долл.) за тысячу кубометров газа до уплаты ренты. По подсчетам "Нафтогаза", полная экономическая себестоимость для ПАО "Укргаздобыча" (100% его корпоративных прав принадлежат "Нафтогазу") , которая позволит привлечь инвестиции для разработки новых месторождений и увеличить добычу газа, составляет около 220 долл. без учета рентных платежей.
Весь газ, добываемый "Укргаздобычей", используется для потребностей украинских домохозяйств. Этот газ покрывает около 70% потребностей населения в газе и тепле. Остальной газ для нужд населения и льготных категорий потребителей "Нафтогаз" импортирует по рыночной цене (см. подробнее ZN.UA №48–49 от 20 декабря 2014 г., "Сага о газовом бизнесе", ZN.UA №50 от 27 декабря 2014 г., "Рентные платежи…").
Не только ZN.UA задалось вопросом, почему дефицит "Нафтогаза" растет столь угрожающими темпами, но и многие депутаты. Что ответила НАК законодателям, точно не знаю, но на вопрос редакции ZN.UA мы получили описываемую в этой статье версию "Нафтогаза".
В частности, в НАКе отмечают, что для ПАО "Укрнафта" предельная цена реализации добытого природного газа установлена на уровне 530 грн (около 30 долл.) за тысячу кубометров до уплаты ренты. К тому же компания "Укрнафта" (50% + одна акция которой находятся в управлении "Нафтогаза", 42% - у группы "Приват") неоднократно оспаривала в суде закупку этого газа "Нафтогазом" в течение 2006–2011 гг. по цене, установленной регулятором, утверждая, что данная цена не покрывала себестоимости производства газа.
"Нафтогаз" не получает газ, добытый "Укрнафтой", для покрытия потребностей украинских домохозяйств с 2012 г. НАК хоть и владеет 50% + одна акция "Укрнафты", но не осуществляет операционный контроль над предприятием. Только 13 января депутаты попытались изменить ситуацию, внеся изменения в закон об акционерных обществах, позволяющие собрать кворум держателю 50% акций. И как 15 января заявил премьер Яценюк, Кабмин распорядился срочно созвать общее собрание акционеров ПАО "Укрнафта", в ходе которого, кроме прочего, рассмотреть вопрос смены менеджмента этой компании (об этом мы подробнее поговорим в следующем номере ZN.UA).
Предельные цены на природный газ для производителей и потребителей в Украине устанавливает Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).
И как уже пообещало правительство, уже в первом квартале население ждет очередное повышение цен на газ.
Кабмин сохранил населению льготы и дотации для оплаты дорожающих жилищно-коммунальных услуг
Предвидя очередной удар по кошелькам граждан в результате повышения цены газа, правительство сохранило в 2015 г. льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение топлива, лекарств, зубопротезирование без учета доходов для инвалидов войны, участников боевых действий, в т.ч. участников АТО, инвалидов или пенсионеров из числа реабилитированных лиц, а также лиц, отнесенных к 1–2-й категориям лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы. Так уверяет министр финансов Наталия Яресько.
Кабмин предусмотрел предоставление населению компенсации дополнительных расходов на оплату газоснабжения, центрального отопления и централизованного снабжения горячей воды (коммунальных услуг) в условиях повышения цен и тарифов на эти услуги.
Такая компенсация предоставляется семьям, в которых среднемесячный совокупный доход за предыдущие шесть месяцев не превышает величину прожиточного минимума семьи.
На предоставление льгот и жилищных субсидий населению на оплату электроэнергии, природного газа, услуг тепло-, водоснабжения и водоотведения, квартирной платы, вывоза бытового мусора и жидких нечистот выделено 11,9 млрд грн; на предоставление льгот и жилищных субсидий населению на приобретение твердого и жидкого печного бытового топлива и сжиженного газа - 0,8 млрд; на предоставление льгот по услугам связи, других предусмотренных законодательством услуг и компенсации за льготный проезд отдельных категорий граждан - 1,9 млрд грн.
Глава Минфина уточнила, что в 2015 г. будет уменьшена господдержка НАК "Нафтогаз Украины", а сэкономленные средства будут направлены на адресную помощь населению.
Но хватит ли этих средств, если национальный регулятор поднимет цены газа для населения до уровня, который уже экономически обосновала НАК "Нафтогаз Украины"?
Тем более что особого удешевления импортного газа в 2015-м не ожидается, хотя он и несколько подешевеет. Так же, как и контрактный российский для "Нафтогаза" - в результате падения цены нефти, к которой привязана цена газа согласно контракту купли-продажи от 19 января 2009 г. (см ZN.UA №50 от 27 декабря 2014 г., Л. Униговский, "Формула цены газа: "Газпром" получал выгоду с 2009 г., теперь - очередь "Нафтогаза"). Уже в январе-марте 2015 г. стоимость российского газа для Украины составит около 240 долл. за тысячу кубометров, тогда как в минувшем декабре она достигла 372 долл. с учетом 100-долларовой скидки согласно брюссельскому "зимнему пакету" договоренностей между "Нафтогазом" и "Газпромом" на период до 31 марта 2015 г. Реверсный газ, уверяют в "Нафтогазе", обходится еще дешевле. Если условия поставок сохранятся, то цена российского газа будет снижаться для Украины ежеквартально вслед за падением нефти в 2014 г.
Но "Газпром" уже всячески пытается отсрочить и отказаться от подписания "летнего пакета" по компромиссной цене. Министр энергетики РФ Александр Новак уже намекнул, что "Газпром" с 1 апреля будет продавать газ по действующему контракту без каких-либо скидок. "Мы не видим целесообразности в том, чтобы готовить какой-то новый документ с апреля, - сказал он журналистам 14 января после встречи с вице-президентом Еврокомиссии по энергосоюзу Марошем Шефчовичем. - В "зимнем пакете" фактически отражены условия существующего контракта между "Газпромом" и "Нафтогазом".
А без российского газа НАКу и Украине пока не обойтись. Впрочем, это отдельная тема.
Сегодня же "Нафтогаз" фактически готовит почву для перехода отечественного рынка на рыночную цену газа. Похоже, это может случиться быстрее, чем можно было ожидать. Уже потому, что и международные кредиторы правительства и "Нафтогаза" требуют повышения цен для всех категорий газопотребителей до уровня рыночных.
"Нафтогаз" обосновал себестоимость газа украинской добычи в 5430 грн за тысячу кубометров
В ходе споров о целесообразности повышения рентных платежей во второй половине прошлого года и особенно в канун принятия госбюджета-2015 вопрос экономически обоснованной цены газа, добываемого в Украине, стал особо актуальным. В конце концов, и Минэнергоугольпром официально поинтересовался у "Нафтогаза": сколько же стоит газ, добываемый в Украине?
НАК "Нафтогаз Украины" 22 декабря 2014 г. провела расчеты себестоимости добываемого публичным акционерным обществом "Укргаздобыча" природного газа и сообщила свой вердикт министерству.
Согласно расчетам "Нафтогаза" и "Укргаздобычи", основного государственного газодобывающего предприятия страны, экономически обоснованная себестоимость добываемого в 2015 г. газа составит 5430 грн за тысячу кубометров (без НДС), или 319,4 долл. по курсу 17 грн/долл. (см. табл. 1). Об этом говорится в информационной записке "Нафтогаза", составленной в ответ на запрос Министерства энергетики и угольной промышленности, которую НАК предоставила на запрос редакции ZN.UA.
В НАКе показывают, как рост стоимости операционных расходов "Укргаздобычи" влияет на стоимость добычи газа (табл. 2).
В документе отмечается, что расчет экономической себестоимости природного газа собственной добычи "Укргаздобычи" (см. табл. 3) проводился исходя из рыночной оценки активов компании.
Учтена также оценка стоимости запасов природного газа ПАО "Укргаздобыча" (табл. 4).
Согласно документу, при расчете экономической себестоимости были учтены эксплуатационные расходы, которые без амортизации и платы за пользование недрами составляют 208 грн/тыс. куб. м, и административные расходы, которые согласно расчетов "Нафтогаза", составляют 19,4 грн/тыс. куб. м.
Также учитывались и другие операционные расходы, в частности, проведение сейсмических, научно-исследовательских работ, которые составляют 21,9 грн/тыс. куб. м.
Кроме того, при расчетах себестоимости аппарат НАК учитывал амортизационные расходы (см. табл. 6) основных средств (302,9 грн/тыс. куб. м) и амортизационные расходы права на пользование недрами (311 грн/тыс. куб. м).
НАК учитывала и стоимость капитала компании, которая, по ее расчетам, составляет 2854,2 грн/тыс. куб м.
Согласно документу, стоимость капитала равняется доходу, который могла бы получить "Укргаздобыча" от вложения капитала в альтернативный актив с похожим уровнем риска.
В документе указано, что без учета налога на прибыль и платы за пользование недрами экономическая себестоимость добычи тысячи кубометров газа составляет 3717,4 грн.
С учетом налога на прибыль (18% согласно действующему законодательству) и налога за пользование недрами (20% от стоимости газа) цена газа, которая бы полностью покрывала экономическую себестоимость (с учетом налогов), составляет 5430 грн/тыс. куб. м.
Приведен и пример расчета цены (табл.5).
При этом эксперты "Нафтогаза" отмечают, что стоимость ресурсов рассчитывается как сумма доходов, полученных за весь расчетный период, по специальной формуле:
В приведенной формуле:
В - стоимость ресурсов на дату оценки;
Е - норма дисконта;
Д - годовой доход от реализации товарной продукции в текущем году;
П1 - размер налогов и платежей в текущем (t-y) году, который входит в эксплуатационные затраты;
К1 - капитальные вложения в промышленное производство в t-y году, включая приобретение геологической информации;
Т - срок использования месторождения или участка недр для геологического изучения или добычи полезных ископаемых до выведения месторождения из эксплуатации.
При этом в НАКе отмечают, что именно такая методика определения стоимости запасов и ресурсов полезных ископаемых месторождений или участков недр, переданных в пользование, позволяет определить реальную экономически обоснованную себестоимость добычи газа.
Такие расчеты НАКом проведены, как сказано выше, по запросу Минэнергоугольпрома. И как объяснили ZN.UA в "Нафтогазе", они пока не являются основой для отстаивания "Укргаздобычей" такой цены перед национальным регулятором. Понятно, что в приведенную формулу НАК включила инвестиции на геологоразведку и добычу, чего уже давно не делает "Укргаздобыча" ввиду отсутствия средств. Теоретически вроде бы все правильно, но ведь это не утвержденная пока методика для определения цены для потребителя? Или коль ею уже воспользовались, надо понимать, что ее и будут проталкивать? Интересно, что по этому поводу думает новоназначенный и.о. НКРЭКУ 24-летний экс-менеджер "Рошена"? Или с таким главой утверждение такой методики не будет проблемой? И еще один вопрос уже к НАКу. Почему именно такую оценку капитала взяли для расчета цены? Ведь оценку НАКа и ее структурных подразделений проводили и другие компании, и их результаты очень отличаются от используемого в формуле. Может, есть смысл просчитать и с учетом этого фактора?
Надо понимать, что НКРЭКУ в ближайшее время не утвердит для населения цену газа отечественной добычи на уровне 5430 грн? Или это все же послужит уже в этом году руководством к действию?
Если к этому опосредованно НАК подталкивает нацрегулятора, то никаких запланированных Кабмином резервов на дотации населению не хватит!
Страшно даже подумать, как такую сумму заплатят пенсионеры, которых в Украине, как известно правительству, едва ли не половина населения… Сегодня долги потребителей НАКу за использованный газ исчисляются десятками миллиардов. И потребители еле-еле стягиваются, чтобы заплатить по действующим тарифам за газ, тепло и другие коммунальные услуги. Но резервов у людей просто нет.
Так что выиграет правительство, повышая цену газа до его себестоимости и рыночной цены, если люди поголовно потребуют субсидий - на ту же разницу цен, которую требует "Нафтогаз"? Если нет реальных реформ системы, если цены взяты с потолка, то какое НКРЭКУ имеет право повышать эти цены для населения? Это не только не логично, но и преступно по отношению к гражданам, особенно малообеспеченным, число которых в Украине увеличивается с каждым днем уже в геометрической прогрессии.
Подняв цену газа для населения, пусть и не до 5340 грн за тыс. кубометров, Кабмин, возможно, и получит желаемые минимум 15 млрд долл. Но не придется ли их отдать потребителям газа в виде дотаций и субсидий? Тогда в чем смысл кредитов? Зачем влезать в пожизненные долги? Чтобы премьер успел взять кредитов не меньше, чем это успел сделать Янукович, который "поцупив", по словам того же Яценюка, 40 млрд долл. привлеченных Украиной кредитов за четыре года своего правления? Ну не намерен же Яценюк просто перещеголять беглого экс-президента?