Несмотря на то, что в деловых кругах считать деньги в чужом кармане отнюдь не является чем-то предосудительным, в случае с «Газпромом» сделать это удается далеко не всем и не всегда. Массовый всплеск интереса к доходам российского монополиста вызвало отнюдь не очередное ценовое противостояние, на этот раз с Беларусью, а планы построить 300-метровый небоскреб в Петербурге. Откуда у компании, которая в разгар прошлогоднего газового шантажа утверждала, что она работает практически себе в убыток, деньги и на такое суперрасточительное строительство, и на мощнейшую пиар-кампанию, направленную на отбеливание имиджа «Газпрома»?
Фред Уэр из Christian Science Monitor нашел источник подобного финансового размаха в 80-процентном приросте чистой прибыли за первые девять месяцев минувшего года. Правда, источник этой информации в статье назван не был, что и заставило проверить этот показатель по другим данным. При этом найти не то что три альтернативных источника с одной и той же информацией, а хотя бы два более или менее совпадающих, не удалось. Из многостраничного и слишком мудреного финансового отчета за третий квартал 2006 года, содержащегося на официальном сайте «Газпрома», в конце концов удалось извлечь показатель в 30%. В российской прессе чаще всего называются 40—60%, правда, при этом не всегда уточняется, какие именно временные промежутки между собой сравниваются.
Возможно, с количественным показателем американский журналист действительно несколько погорячился. Но комментарий Лилии Шевцовой, эксперта московского Карнеги-центра, вряд ли сильно исказит даже двойной перевод: «Газпром» — это ядро российского государства, выражающее волю Кремля. Это не обычная компания, она закрыта, непрозрачна, неподотчетна никому, за исключением разве что своих политических господ. Она действует, как спецслужба».