UA / RU
Поддержать ZN.ua

Газовая атака

"Газовой атаке" подвергнуто более 40 млн человек (пока без явных человеческих потерь), которые так или иначе получают газ - непосредственно в дома по трубопроводам или в газовых баллонах, через централизованное теплоснабжение, в автомобили на газе. Как переживут эту атаку украинцы? Какие понесут потери? Какую цену заплатят в итоге? И, главное, была ли у правительства необходимость в таком взрывном поднятии цены газа и, как следствие, тарифов на тепловую энергию практически в два раза? И что мы получим в сухом остатке?

Автор: Александр Сергиенко

Первая в истории зафиксированная газовая атака на территории Европы состоялась 22 апреля 1915 г. На фронте протяженностью 6 км в течение пяти минут из 6 тыс. баллонов было выпущено 120 т хлора. Глубина проникновения газа составила 5–8 км, потери атакуемых - 15 тыс. человек.

Через 101 год и 5 дней, 27 апреля, заявление премьера Украины Владимира Гройсмана о новой цене газа для украинцев в 6879 грн за тысячу кубометров по эффекту было сопоставимо с упомянутой газовой атакой времен Первой мировой. В нашем случае "газовой атаке" подвергнуто более 40 млн человек (пока без явных человеческих потерь), которые так или иначе получают газ - непосредственно в дома по трубопроводам или в газовых баллонах, через централизованное теплоснабжение, в автомобили на газе.

Как переживут эту атаку украинцы? Какие понесут потери? Какую цену заплатят в итоге? И, главное, была ли у правительства необходимость в таком взрывном поднятии цены газа и, как следствие, тарифов на тепловую энергию практически в два раза? И что мы получим в сухом остатке?

Единая цена газа - не значит для всех одинаковая

1 октября 2015 г. незаметно для многих граждан Украины вступили в силу основные положения Закона "О рынке природного газа". Согласно этому документу государство формально перестало регулировать цену газа. Теперь цена должна определяться спросом и предложением. Ни правительство, ни другой госорган отныне не имеют права влиять на нее. В общем, это рыночный принцип, лежащий в основе европейской практики. Но как это будет работать в нашей олигархической экономике, в условиях недобросовестной конкуренции и "неподкупности" судов?..

Впрочем, для населения в законе было сделано исключение - стоимость газа для него будет определяться специальными уполномоченными компаниями, деятельность которых регулируется постановлением КМУ №758 от того же 1 октября 2015 г.

Фактически названное постановление касается двух госкомпаний - НАК "Нафтогаз Украины" и ПАО "Укргаздобыча", корпоративными правами которого управляет "Нафтогаз". "Укргаздобычу" обязали продавать добытый газ "Нафтогазу", который обязан покупать его у ПАО.

"Нафтогаз" обязан формировать ресурс природного газа для бытовых потребителей (населения и бюджетных организаций), а также для религиозных организаций и предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ), поставляющих тепло и горячую воду указанным потребителям. Если же газа отечественной добычи будет недостаточно для удовлетворения нужд вышеуказанных категорий потребителей, то "Нафтогазу" разрешается закупать импортный. (Извините, но без этих подробностей трудно будет понять, где происходит "развод кроликов".)

Затем этот ресурс продается через обл- и горгазы по фиксированной цене и при установленной торговой надбавке потребителям, а также предприятиям ТКЭ для производства тепловой энергии и горячей воды, но только указанным потребителям.

Здесь возникает второй вопрос без ответа: как отделить жилой массив от частного предприятия, если они "сидят" на одной газовой трубе или одной теплотрассе? Тут сохраняются те же возможности для, скажем мягко, манипуляций, а попросту - продажи бизнесу дешевого газа и тепла "для населения" по цене "для бизнеса".

Теперь о цене. Постановление определяет и ее - "Нафтогаз" обязан покупать и продавать газ по регулируемой оптовой цене, "рассчитанной с учетом формулы", определенной пунктом 12. Последняя фраза вносит неопределенность: цена должна быть рассчитана "по формуле" или "с учетом формулы"? Для того чтобы исполнители не мучились в поисках ответа на этот вопрос, правительство в п. 13 само определяет размер предельной, но не оптовой, а розничной цены - 6879 грн за тысячу кубометров на период с 1 мая 2016 г. до 31 марта 2017-го.

На самом деле в п. 12 постановления КМУ №758 есть две формулы - для розничной и для оптовой цен. Получается, что исполнитель самостоятельно должен рассчитать размер оптовой цены, но так, чтобы не выйти за пределы розничной, установленной правительством? Если так, то подобный алгоритм противоречит здравому смыслу: телега поставлена впереди лошади - сначала рассчитывают оптовую цену, а исходя из нее - розничную.

Цену в 6879 грн, которая включает НДС, затраты на транспортировку, распределение газа и другие накрутки, В.Гройсман озвучил как окончательную, бесповоротную и единую для всех потребителей. Здесь, конечно, советники премьера недоработали (попросту дали маху).

Озвученная Гройсманом цена в 6879 грн не будет единой для всех! Она - только для населения и бюджетников. В постановлении КМУ названы и другие цены газа: 3913 грн - для религиозных организаций, 4942 грн - для ТКЭ для производства тепла для населения и 2471 грн - для того же тепла, но уже для религиозных организаций.

Не думаю, что это было сделано из пиетета перед церковью или, тем паче, перед населением. Все осталось по-старому - газовики и тепловики пробили в тексте постановления дырки, через которые будут перетекать денежки в их карманы. Можно будет и дальше списывать дешевые газ и тепло на население и церковь, а продавать его бизнесу, но дороже. Очевидно, имел место нешуточный торг, потому как все пункты, касающиеся "других" цен, были проведены как изменения к постановлению №758 именно 27 апреля - в день оглашения "единой цены".

Постановление и в других частях, скажем мягко, не блещет последовательностью и логикой. В п. 6, например, сказано, что "Нафтогаз" покупает газ по цене 4849 грн, а по какой продает облгазам - неизвестно. Видимо, это установит регулятор, закон о котором еще не принят. Более того, цену эту надо трактовать как некую средневзвешенную, по которой НАК покупает как украинский газ, так и импортный, и здесь мы подошли к самому интересному вопросу: откуда взялась эта "средневзвешенная цена" и что она даст народу и "Нафтогазу"?

Газ - украинский, цена - европейская!

По данным НАК "Нафтогаз Украины", в 2014 г. население напрямую потребило 15,1 млрд кубометров газа, на централизованное отопление и горячую воду для населения через ТКЭ израсходовано 7,1 млрд, для бюджетных организаций - 1,8 млрд. Итого - 24 млрд кубометров.

Сообщается, что за 2015 г. население потребило напрямую и через ТКЭ 17,2 млрд кубометров, а бюджетники - 1,4 млрд. Итого - 18,6 млрд кубометров.

Можно смело утверждать, что такое резкое сокращение потребления газа - на 5,4 млрд кубометров - результат не только захвата части украинских территорий, но и роста цены газа и тепла. Люди стали реально экономить и отказываться от газового отопления в домах.

Сколько же добывается украинского газа и по какой цене он продается? По данным "Нафтогаза", в 2015 г. только его дочерняя компания "Укргаздобыча" добыла 14,5 млрд кубометров, а наполовину государственная "Укрнафта" - 1,5 млрд. Вместе - 16 млрд кубометров из необходимых 18,6 млрд. Правда, сюда включены объемы газа, который надо отдать по договорам о совместной деятельности с частными компаниями и газа на производственно-технологические потребности, но все равно закупать огромные объемы дорогого импортного газа явно не требуется.

Знаете, по какой цене "Нафтогаз" покупает продукт у своей "дочки" - "Укргаздобычи"?Как и раньше, по 1590 грн (без НДС), поскольку постановления КМУ от 3 марта 2015 г. №502, которое и определяет такую цену, никто не отменял.

Таким образом, имея сравнительно недорогой собственный газ (по 64 долл.), которого почти хватает для обеспечения потребностей населения, КМУ выдает "Нафтогазу" карт-бланш на покупку импортного газа по цене в три раза выше - 4849 грн! Что может купить "Нафтогаз" на эти деньги?! Особенно если их нет ни у НАКа, ни у Кабмина.

Допустим, что в 2016-м населению и бюджетникам понадобятся те же 18,6 млрд кубометров природного газа, что и годом ранее. На их покупку по цене 4,849 грн за кубометр Кабмин "выделяет" "Нафтогазу" 90,2 млрд грн. Допустим, "Нафтогаз" выкупит не все 16 млрд кубометров украинского газа, а всего 15 млрд, но по цене 1,590 грн, и потратит на это 23,9 млрд грн. Для покупки недостающих ему 3,6 млрд кубометров (для полного обеспечения потребностей населения) у "Нафтогаза" останется 66,3 млрд грн, или 2,7 млрд долл. В результате он может покупать газ хоть по… 736 долл. - в четыре раза дороже, чем он стоит сегодня в Европе! Зачем НАКу такой дорогой газ? В Европе и Норвегии небось и цены такой не сыскать! Да и где он возьмет такие суммы?

Конечно, никаких своих денег ни у "Нафтогаза", ни у КМУ нет - деньги эти они рассчитывают набрать из наших с вами кошельков, они же и устанавливают нам, сколько возьмут - по 6,879 грн за каждый кубометр газа!

Откуда же растут ноги, торчат уши и выглядывают прочие органы в такой грандиозной афере?

Что подставлять в "формулу газа"?

Правительство, очевидно, сильно гордится тем, что теперь цена газа будет определяться по "простой и честной" формуле. Чиновники, изобретавшие ее, в отличие от гаишников, которые умели только отнимать и делить, для определения цены товара для народа хорошо усвоили другие два действия - сложение и умножение.

Розничная цена для населения, бюджетников и церквей определяется как сумма оптовой цены, тарифа на транспортировку, тарифа на распределение и торговой надбавки. И все вместе это умножается на "коэффициент, который учитывает НДС". На первый взгляд, все просто замечательно! Вопрос только в том, какую величину поставить вместо Цопт - той самой оптовой цены?

Для этого министры и их заместители изобрели еще одну формулу. И здесь начинаются чудеса. Потому как за основу определения оптовой цены надо взять цену газа на немецком хабе. Это зафиксировано в п. 12 постановления №758. Почему именно на немецком? Есть ведь хабы и поближе.

Далее в формулу оптовой цены добавляется транспортировка из Германии в Словакию, из Словакии в Украину, потом по Украине, и все это дважды пересчитывается - из евро в доллары, а затем в гривни.

Прошу прощения за, возможно, наивное мнение, однако приведение цены украинского газа к европейской имело бы смысл, если бы Украина продавала газ в Европу и украинские зарплаты были хоть чуточку европейскими. Если же наш газ стоит намного дешевле европейского, и для обеспечения нужд населения и бюджетников его, в общем-то, достаточно, то какой смысл покупать его в Германии и проводить все эти сложносоставные расчеты?

Предложения и предположения

Разумеется, повышение цены газа с 3600 грн в отопительный сезон до почти 6900 грн на круглый год, как и действие отравляющих газов, может вызвать "удушье" среди жителей частных домов - крутых хатынок и простых хат. Для жителей городов, обеспеченных централизованным отоплением, "удушье" будет не менее сильным - для предприятий ТКЭ стоимость газа возрастет с 2994,3 до 5930,4 грн, причем в этой сумме еще нет расходов на транспортировку и надбавок.

НКРЭКУ постеснялась (или побоялась) оформить неизбежное подорожание тепловой энергии в виде постановления, поэтому на своем заседании 5 мая с.г. выдала "Информацию о прогнозных уровнях тарифов на тепло и горячую воду". Из нее следует, что, например, в Киеве стоимость отопления возрастет с 17 до 31 грн за квадратный метр. Но это еще по-божески, в подавляющем большинстве городов отопление будет стоить еще дороже, а в Нежине - вообще 50 грн! Как вам счет за тепло в 30-метровой "хрущевке" в 1500 грн?

Какой же, фигурально говоря, противогаз предлагает народу правительство?

Оказывается, Кабмин Гройсмана ставит "амбициозную задачу - установить 1 млн счетчиков… газа"! А зачем? Ведь сегодня 95% газа "для населения" уже потребляются через счетчики! А вот со счетчиками тепла - проблема. Только треть многоквартирных домов в Украине оборудованы счетчиками тепловой энергии (о квартирных большинство украинцев и мечтать не могут). Между тем опыт столицы показал, что тариф на отопление за квадратный метр явно завышен - при установке домового счетчика тепла суммы платежей снижаются на 30–40%! Вот где резерв для экономии и точного учета потребления.

Понятно, что тепловикам такие счетчики абсолютно не нужны - их доходы упадут, зато на установке газовых счетчиков можно легко заработать. Во-первых, они несравненно дешевле тепловых, поэтому многие семьи могут установить их за свой счет. Во-вторых, их легче "впаривать" доверчивым обывателям.

Можно предположить, что кто-то наверху решил банально заработать на газовых счетчиках, хотя даже при новых ценах газа установка счетчика в квартире с одной газовой плитой не окупится… никогда. Правда, населению так или иначе придется заплатить за эти счетчики: их стоимость, по признанию первого заместителя министра экономического развития и торговли Юлии Ковалив, будет заложена в тариф.

Хотелось бы закончить на оптимистической ноте. Так, статистика показывает, что с 2000 г. сумма начисления за жилищно-коммунальные услуги в Украине (отражающая величину тарифов) ежегодно повышалась на несколько миллиардов гривен, но… население все равно исправно оплачивало эти суммы. Уровень платежей всегда оставался в пределах 94–98%.Создается впечатление, что правительство решило поставить эксперимент над населением - будет ли оно платить, если повышать тарифы до бесконечности?