UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ГАЗОТВОРЧЕСКИЙ» ПРОЦЕСС: ЛЕД ТРОНУЛСЯ

Но существует реальная угроза увязнуть, а то и замерзнуть в обломках Итак, предварительный процесс согласования позиций участников газового рынка Украины завершен...

Автор: Ганна Люта

Но существует реальная угроза увязнуть, а то и замерзнуть в обломках

Итак, предварительный процесс согласования позиций участников газового рынка Украины завершен. Подписаны протоколы намерений. В общих чертах вольные и невольные участники «газотворчества» - игры для выносливых и настойчивых - определили свои интересы и заявили о них партнерам и конкурентам. И сегодня этот процесс подбирается к своей кульминации - заключению непосредственных контрактов на закупку, транспортировку, хранение, распределение и продажу газа.

Однако процесс этот был и остается настолько динамичным (не по временным, а по психологическим параметрам), что стоит кратко его описать.

Этап первый. Призрак газового рынка

Действующие лица - «вольные» и «невольные»

Автор - неизвестный (но точно известно, что не Эрнст).

К «вольным» участникам «газотворчества» как процесса, вероятно, можно отнести негосударственные газоторговые компании - как с опытом участия в подобных играх, так и без него, но с немалыми амбициями. Их позиция достаточно четкая: хотим торговать. Немногие из «вольных» представляют, каким образом. Но все равно «в игре». Пока. Теоретически. Сегодня их уже более десятка.

«Невольные» участники - «Укргазпром», «Черноморнефтегаз» и «Укргаз». Приобщаются еще местные власти. Но пока что их порыв ограничен.

Есть еще одна категория участников «газовой» игры - потребители, т. е. потенциальные покупатели. Но, как вы понимаете, наше влияние на этот процесс ограничено содержимым кошелька каждой конкретной семьи. И единственный пока еще доступный способ - платить или не платить за коммунальные услуги, в том числе и за газ. Во всем же остальном, после того, как «вольные» и «невольные» договорятся, нам предстоит следовать правилам «газовой» игры.

В лагере «невольных» у всех свои задачи.

Правительство должно обеспечить контроль за рынком, определить способы такого контроля, прикинуть «дебит - кредит». И при этом не забывать о платежеспособности потребителей, т. е. о дотациях. На сегодня украинские граждане являются покупателями (уж простите за сухость формулировки) не более чем на 40 процентов. Так что вице-премьерам и министрам есть над чем голову ломать.

«Укргазпрому» как постоянному и естественному участнику газового рынка предстоит сложная согласительная работа: подписать контракт с российским «Газпромом» на транзит его экспортного газа и попытаться отстоять свои интересы хотя бы частично.

Другая задача - каким-то образом сформировать потоки газа, добываемого в Украине, и импортируемого «вольными» игроками - торговцами. Затем разработать график адресных поставок в рамках контрактов и согласовать это все с «Укргазом» - региональным поставщиком газа потребителям.

«Укргазу» предстоит сбалансировать поставки по контрактам и заявкам региональных властей, что практически невозможно. А впоследствии еще и успевать отключать и возобновлять подачу газа потребителям в зависимости от оплаты. А также вести строгий учет газа: вряд ли частные торговцы захотят «списывать» непредвиденные «потери». Те потребители, которые обзавелись счетчиками газа, также будут платить не среднестатистическую сумму, а только конкретную. Впрочем, число таких предусмотрительных сегодня невелико и пока погоды не делает.

Примерно так выглядели задачи на первом этапе «газотворчества». Возникали десятки идей и концепций, в том числе и «газовая» биржа. Но ко второму этапу картина «обросла» деталями, а многие нюансы решились «сами собой».

Этап второй.

Лед тронулся

Действующие лица - те же.

В главной роли - Министерство экономики. Но оно об этом еще «не знает».

Автор - время.

Именно вышеназванный «автор» заставляет «вольных» и «невольных» игроков действовать максимально быстро, четко и - главное - согласованно. Но как раз согласованности «газотворчеству» и недостает.

К примеру, «вольные» торговцы газом не могут договориться между собой о сферах влияния. И выясняется это уже на переговорах с «невольными». Например, три фирмы имеют договоры на поставку газа в Донецкую, Днепропетровскую и частично Запорожскую области. Интерес вызван тем, что в этих регионах есть крупные и сравнительно платежеспособные покупатели. Последние, в свою очередь, всем трем фирмам пообещали купить газ именно у них. И это только одна проблема.

Другая - в компетенции Министерства экономики. Торговцы газом не могут подписать конкретные контракты с покупателями и газотранспортными предприятиями до тех пор, пока Минэкономики четко не определит ценовую политику.

Теоретически, чтобы определить, так сказать, конечную цену продажи газа в Украине, торговцы должны знать, сколько им предстоит заплатить: за транзит от границы до газораспределительных станций - «Укргазпрому»; за хранение газа в «подземках» и сезонную подачу - также «Укргазпрому» и «Черноморнефтегазу»; за доставку газа потребителям - «Укргазу».

Неясно также, сколько придется уплатить государству. В этом году еще действует практика уплаты в бюджет разницы между импортной ценой и ценой реализации в 80 долларов за тысячу кубометров газа. Например, фирма купила в России газ по 45 долларов, а продала в Украине - по 70 долларов. Согласно правилам Минэкономики, разницу (25 долларов) торговец должен уплатить в бюджет. И еще доплатить налоги и газотранспортные услуги. Сами понимаете, при таких объемах потребления газа, как в Украине (на 1996 год предполагается импорт 70 млрд. куб. м), копейка миллион сбережет.

Но на момент написания этого материала Минэкономики о своих ставках для «вольных» игроков (на транзит, хранение и отпускную цену газа) не заявляло. Как не оглашало и правила игры для «Укргазпрома» в вопросах транзитных тарифов вообще.

Вместо этого министр экономики г-н Гуреев - в ходе обсуждения проекта бюджета на дне правительства в парламенте - заявил, что в качестве доходной статьи Минэкономики зачтет оплату российским «Газпромом» за транзит своего газа по территории Украины. И сумму назвал - 2,6 трлн. крб. Если бы такое заявление г-н Гуреев сделал на одном из собраний газовиков (куда, кстати, его всегда приглашают), присутствующие очень удивились бы. Может быть, министр оговорился в парламенте или, так сказать, для красного словца «чуточку» преувеличил сумму?

Расчеты газовиков выглядят на порядок скромнее. «Укргазпром» предполагает заработать на транспортировке газа за весь 1996 год около 2,15 трлн. крб. При этом только себестоимость транспортировки (по 33 тысячам километрам газопроводов) составит почти 1 трлн. крб. К этому добавьте не менее 350 - 400 млрд. крб. затрат на ремонт, запчасти, строительство. А затем добавьте налоги - около 300 млрд. Так что остается около 450 - 500 млрд. крб. (если не платить газовикам зарплату).

Но и это не есть чистая прибыль, если учесть долги. К началу декабря долг «Укргазпрома» за российский газ составлял около

190 млн. долларов. Стоимость газа, потребленного в декабре (около 6 млрд. куб. м) - до 300 млн. долларов. Рассчитывать на то, что к новому году потребители расплатятся с «Укргазпромом», а тот в свою очередь - с россиянами, не приходится. А это значит, что уже в начале года на «Укргазпроме» повиснет не менее 200 - 300 млн. долларов долга. Чтобы возместить эту сумму, придется почти весь первый квартал будущего года транспортировать российский экспортный газ без текущей оплаты. Так что, вполне может оказаться, что теоретической будущей прибыли за транзит в 1996-м едва хватит на уплату долга за 1995-й. А ведь еще наверняка будут текущие долги 1996 года.

Все вышеописанное - слишком приблизительная арифметика. И все же вряд ли уместно закладывать в бюджет доход в 2,6 трлн. крб., не убедившись, не потенциальные ли это расходы.

Вот с такими успехами «газотворческий» процесс приближается ко времени «Ч». Так или иначе, а к 1 января будущего года должны быть приняты конкретные решения - начиная с указа о порядке поставок и оплаты газа в 1996 году и заканчивая графиками поставок газа в регионы. Но уже сегодня, в надежде на стабильность спроса, а со временем - и правил «газового» рынка, покупателям на разных условиях предлагают газ (украинский, российский, туркменский), кроме государственной АК «Укрресурсы», такие негосударственные компании, как «Содружество», «ОЛГаз», Itera, Intergas, «Укрросгаз», «Ирэн», «Трансгаз», «Единые энергосистемы Украины». Не исключено, правда, что в борьбе за покупателя торговцы газом могут быть погребены под ледяными осколками разбитой глыбы монопольного рынка.

Для покупателей же, скорее всего, исход «газового» побоища окажется однозначным - повышение цен на газ.

Впрочем, правительство Украины пытается смягчить ценовой удар

Вот как прокомментировал ситуацию советник премьер-министра по вопросам топливно-энергетического комплекса Анатолий Новик.

Разрабатываемая правительством с 1996 года система обеспечения энергоресурсами состоит в том, чтобы предложить на рынок, в частности газовый, товар на конкурентной основе. Причем, предложения эти должны исходить от компаний-резидентов независимо от их формы собственности.

Отказ правительства от гарантий оплаты украинскими резидентами российского и туркменского газа не есть отказ от регулирования рынка вообще. Такая позиция призвана избавить Украину от внешних государственных долгов. Однако правительство заключило соглашение о поставках 50 млрд. куб.м российского и 23 млрд. куб.м туркменского газа на 1996 год.

В рамках такой потребности страны торговцы газом могут предложить свои контракты на конкурс. По мнению А.Новика, это принципиальный момент, при котором появится возможность выбора для продавцов и покупателей. Чтобы избежать избытка предложений в одном регионе (или отрасли) или их недостатка, правительство предлагает торговцам и покупателям следовать ведомственному принципу.

Выглядеть это может приблизительно так. Фирмы предлагают свои условия поставок газа министерствам, которые, в свою очередь, выбирают наиболее выгодное предложение для предприятий всей отрасли по согласованию с ними. Практически это может означать, что покупателями станут не только производители высоколиквидной продукции (так как оплата газа предполагается товаром), но и другие предприятия отрасли. В этом случае торговец газом должен быть заинтересован, как и покупатель, в сравнительно недорогих энергоносителях. Ведь это основная составляющая в конечной себестоимости товара. Предполагаемую прибыль торговец газа все равно сможет получить - после продажи сравнительно конкурентоспособного товара, который он возьмет в качестве оплаты за свои энергоносители. Для покупателей это неоценимый стимул к производству ликвидных товаров.

Государство же, помимо оживления производства, получит доход в виде налогов с товаропроизводителей и торговцев газом.

Пополнив таким образом бюджет, можно рассчитать и реальные дотации населению при повышении цен на газ. Более того, А.Новик убежден, что в дальнейшем при таком подходе вполне реальна ситуация, когда частные торговцы будут бороться за покупателей из числа госпредприятий, коммунально-бытового сектора и даже населения.

Впрочем, описанный ведомственный принцип - не единственный. Ему противопоставляется так называемый принцип региональный, поддерживаемый областными и местными администрациями. А.Новик считает его неконструктивным уже по той причине, что он не предполагает конкуренции предложений. Если за конкретной фирмой закрепить конкретный регион, то это будет стимулировать создание замкнутых региональных рынков. При этом, считает советник премьера, может быть утрачен и контроль за основной ценовой составляющей производимых в регионе товаров - стоимостью энергоносителей.

В конечном итоге такая система напоминает когда-то существовавшие совнархозы, в которых рентабельные предприятия «кормили» убыточные. Сегодня, когда стоимость того же газа в Украине на уровне цен мирового рынка, «совнархозовский» путь очень скоро развалит все производство.