UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГАДАНИЕ НА КАРТАХ АЗИАТСКИХ НЕФТЕПРОВОДОВ

Судьба самого дорогого в мире трубопровода Баку—Джейхан, находящегося под особой опекой американцев, еще не так давно казалась довольно сомнительной...

Судьба самого дорогого в мире трубопровода Баку—Джейхан, находящегося под особой опекой американцев, еще не так давно казалась довольно сомнительной. Политическая нестабильность на территориях, по которым он проходит, осторожное отношение к перспективам увеличения добычи каспийской нефти, а также низкие (на то время) цены на мировом нефтяном рынке обусловили постепенное снижение интереса к транскавказской магистрали. Однако «вторая революция роз», как назвали бескровное отстранение от власти лидера Аджарии Аслана Абашидзе, а также упорное повышение цен на нефть на фоне углубления иракского кризиса способствовали существенному росту политических акций этого проекта. И хотя по территории Грузии проходит всего лишь 249 километров из общих 1768 (основная часть — 1076 километров — идет по территории Турции, а 443 — по территории Азербайджана), в последнее время рокировки именно грузинских политиков наиболее активно связывают с судьбой этого нефтепровода. Бегство Абашидзе в Москву не только поставило на аджарском сепаратизме жирный крест, но и выставило в новом свете старые проблемы молодой Грузии: российские базы на грузинской и в том числе аджарской территории, судьба мятежных Абхазии и Южной Осетии и, наконец, пути транспортировки российской нефти.

Причем, хотя ситуация в Грузии в последнее время напрямую связывалась с противопоставлением американских и российских интересов, победа Михаила Саакашвили, получающего поддержку со стороны США, над Абашидзе, привыкшего полагаться на поддержку России, к обострению этого противостояния практически не привела. Тем не менее шансы на повторение «аджарского сценария» в Абхазии и Южной Осетии оцениваются как чрезвычайно низкие. По крайней мере, оценивались до тех пор, пока Саакашвили не начал обсуждать с Москвой преимущества трубопровода Новороссийск—Джейхан.

Вероятность того, что Турция после ввода в строй трубопровода Баку—Джейхан закроет проливы Босфор и Дарданеллы, «заперев» тем самым российскую нефть в Черном море, достаточно высока. Во-первых, из соображений экологической безопасности, которая несовместима с постоянной угрозой аварии танкеров вблизи турецкого побережья. А во-вторых, из экономических соображений такой маневр, по мнению Турции, может способствовать еще большему наполнению трубопровода Баку—Джейхан. Так что вариант, предложенный Саакашвили, явно не останется без внимания. И вполне возможно, конфликт в Абхазии тоже будет урегулирован исключительно мирным путем и опять в пользу Грузии. Ведь маршрут этого трубопровода проходит как раз по абхазской территории, что будет наиболее радикальным образом способствовать кровной заинтересованности России в политической стабильности этого региона.

В общем, как заметил Фредерик Старр, руководитель Института Кавказа при университете Джона Хопкинса, «кто сможет определить, как будет выглядеть карта трубопроводов, тот определит будущее». А пока, как сообщают СМИ, строительство трубопровода Баку—Джейхан идет строго по графику, и выполнено уже около 50% всех работ. Так что, вполне возможно, нефть по нему таки пройдет уже во втором квартале 2005 года, и миллиарды долларов, вложенные в его строительство, окупятся не только с политической точки зрения.