Подписав 24 сентября 2010 года Протокол о присоединении к Договору об учреждении Энергетического сообщества (ДЭС), Украина остановилась в нескольких шагах от зоны внутреннего энергетического рынка Европейского Союза. Окончательная ратификация Верховной Радой законопроекта об участии в ДЭС обязывает нашу страну имплементировать директивы и регламенты ЕС о реформировании энергетического рынка Украины, а также о комплексном предотвращении загрязнения окружающей среды. Именно проблема внедрения европейских стандартов в сфере экологии побудила Фонд им. Фридриха Эберта и Международный центр перспективных исследований (МЦПИ) организовать круглый стол на тему «Интеграция экологической и энергетической политик: вызовы членства в Европейском Энергетическом сообществе», который состоялся 8 декабря.
«Без сомнений, Европейское Энергетическое сообщество станет нашим экономическим трамплином на европейский энергорынок, — поделился мнением эксперт МЦПИ и генеральный директор госпредприятия «Региональные электрические сети» Игорь Богатырев. — Тем не менее существует большой риск срыва соглашения из-за низкой готовности Украины к выполнению европейских требований».
Наибольший интерес участников мероприятия вызвал отдельный пункт европейского законодательства в сфере экологии, а именно — Директива 2001/80/ЕС об ограничении выбросов некоторых загрязняющих воздух веществ от крупных установок сжигания, непосредственно относящаяся к тепловой электроэнергетике. Действие директивы, призванной обеспечить комплексное уменьшение объема выбросов пыли, оксидов азота и диоксида серы, распространяется на установки расчетной тепловой мощностью 50 МВт и больше. Игорь Богатырев высказал предположение: «Одна из причин, по которой Украине будет трудно выполнить требования ЕС, — это устаревшие технологии производства энергии. Оборудование на многих ТЭС было спроектировано еще в 60—70-е годы прошлого столетия, а уровень износа ТЭС уже составляет 62—65%».
Установленный срок имплементации Директивы 2001/80/ЕС — до 31 декабря 2017 года — также смутил присутствующих. Директор департамента перспективного развития и инвестиций НАК «Энергетическая компания Украины» Юрий Трофименко заявил: «Согласно требованиям ЕС мы должны реконструировать все энергоблоки, на которых не были предусмотрены ни электрофильтры, ни средства серо- и азотоочистки. Это невозможно сделать за то ограниченное время, которое у нас есть для имплементации директив». Более того, в «ЭКУ» уверены, что окончательное переоснащение старых и строительство новых энергоблоков, а также выведение из эксплуатации устаревшего оборудования завершится не ранее 2030 года.
По предварительным оценкам НАК «ЭКУ», экологическая модернизация электростанций в соответствии с требованиями Директивы 2001/80/ЕС обойдется компании минимум в 6,8 млрд. долл. Такие подсчеты натолкнули НАК с уставным фондом около 2 млрд. грн. на размышления: является ли экономически целесообразной установка дорогостоящего оборудования на низкоэффективные энергоблоки, которые, вероятнее всего, будут вскоре закрыты? По словам представителя энергокомпании Ю.Трофименко, именно из-за финансовых ограничений степень экологичности производства автоматически отходит на второй план, уступая место другому приоритету — модернизации силового производства для обеспечения безопасных и бесперебойных поставок электроэнергии потребителям.
Представители НАК «ЭКУ» и крупного бизнеса просят Европейское сообщество о помощи, сетуя на то, что на украинском энергорынке отсутствует опыт строительства соответствующих газоочистительных установок (для снижения выбросов оксидов азота и серы), а также отсутствуют необходимые инфраструктура и технологии для утилизации соответствующих отходов и отходов, образующихся в процессе очистки дымовых газов.
Таким образом, участники круглого стола совместно определили три возможных варианта развития событий: реализация всех условий Директивы 2001/80 ЕС (но эксперты склонны считать такой исход практически невозможным), срыв выполнения обязательств либо наиболее приемлемый для Украины выход — пролонгация сроков внедрения европейских стандартов.
«Необходимо отсрочить имплементацию Директивы 2001/80/ЕС для Украины до 2028—2030 годов, а также разработать Национальный план по уменьшению выбросов загрязняющих веществ», — резюмировал Ю.Трофименко.
В то же время участвующий в обсуждении руководитель отдела энергетики, транспорта и окружающей среды делегации Еврокомиссии в Украине Ханс Райн деликатно выразил сомнение, что Европейское сообщество сможет пойти на уступки Украине: «В основном договоре не может быть изменений. Единственный существенный аргумент, который я услышал, — это то, что выполнение директивы является большим финансовым бременем. Кроме того, в Европейском Энергетическом сообществе существует консультативная группа, которая может помочь Украине во многих вопросах».
Представитель Еврокомиссии в Украине напомнил, что не менее важна для Украины и Директива
97/11/ЕС, также касающаяся сферы охраны окружающей среды. В этом документе содержатся четкие требования оценки влияния государственных и частных энергетических проектов на здоровье людей, качество жизни, видовое разнообразие и способность экосистемы к восстановлению.
Все же 15 декабря Верховная Рада приняла Закон «О ратификации Протокола о присоединении Украины к Договору об учреждении Энергетического сообщества». Напомню, что, кроме семи региональных рынков, которые включают только страны — члены ЕС, в рамках Европейского сообщества формируется восьмой регион, к которому уже присоединились Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Молдова, Сербия, Хорватия, Черногория и Косово. После завершения ратификационных процедур Украина сможет стать членом именно этого Энергетического сообщества Юго-Восточной Европы.