UA / RU
Поддержать ZN.ua

Европейцы развивают возобновляемую энергетику. А Украина?

В Украине общий годовой технически достижимый энергетический потенциал альтернативных источников энергии составляет около 64 млн тонн нефтяного эквивалента. Но используется ли он, и насколько эффективно?

Автор: Мухуб Бенменни

В Украине общий годовой технически достижимый энергетический потенциал альтернативных источников энергии составляет около 64 млн тонн нефтяного эквивалента. Но используется ли он, и насколько эффективно?

Украина, являющаяся объектом военной, информационной и энергетической агрессии, несет значительные потери, что приводит к снижению уровня производства и тормозит социально-экономическое развитие. Украине следует использовать все аспекты и наименьшие возможности для снижения энергетической зависимости, внедрять четкую политику в энергоотрасли, а именно: диверсификацию источников поставок энергетических ресурсов, энергоэффективность, энергосбережение и стремительное развитие использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Как член Энергетического сообщества, Украина имплементировала Директиву ЕС 2009/28/ЕC о продвижении возобновляемой энергетики. Наше государство взяло на себя обязательство по достижению обязательной доли возобновляемой энергии в структуре общего потребления в 2020 г. на уровне 11%.

Возобновляемая энергетика и Энергетическая стратегия Украины

К сожалению, проект Энергостратегии, разработанный по инициативе Минэнергоугольпрома и опубликованный для обсуждения 15 января 2015 г., несмотря на задекларированную поддержку возобновляемой энергетики, фактически является довольно односторонним, занижает роль отдельных видов возобновляемых источников энергии и не учитывает потенциал ВИЭ в Украине.

Разработанные специалистами Института возобновляемой энергетики обоснованные прогнозы, уже предоставленные авторам проекта стратегии, указывают на возможные достижимые уровни внедрения возобновляемой энергетики до 2035 г. с учетом как мировых, так и отечественных тенденций развития отраслей.

Вместе с тем мизерный рост энергогенерации на базе ветровой и солнечной энергетики объясняется авторами проекта ограниченной способностью электроэнергетической системы компенсировать колебание их мощностей. При этом не учитываются обстоятельства, которые опровергают эти утверждения и могут быть обоснованы специалистами института.

В этом контексте следует обратить внимание на необходимость отхода от заинтересованной поддержки отдельных видов возобновляемой энергетики, как это было раньше. Необходимо обеспечить разумное и экономически целесообразное, прежде всего в интересах потребителей и энергетической безопасности государства, развитие и использование существующего потенциала всех ВИЭ путем создания одинаковых, прозрачных, открытых, рыночных, инвестиционно привлекательных условий.

В проекте стратегии также не учтены международный опыт и тенденции развития отрасли наряду с новейшими технологиями аккумулирования как электрической, так и тепловой энергии.

Подписывая и ратифицируя Соглашение об ассоциации с ЕС, Украина выбрала европейский путь развития. Имплементировав Директивы ЕС 2009/28/ЕC, наша страна не только обязалась выполнить задачу по внедрению ВИЭ до 2020 г., но и должна придерживаться такой тенденции в дальнейшем, тем более что это отвечает ее интересам.

Согласно проекту Энергостратегии, вопросами улучшения экологии (в частности, декарбонизации) в процессе генерации электроэнергии в Украине начнут заниматься только в период 2026–2035 гг., но подобная отсрочка недопустима.

Необходимо сконцентрировать внимание государства на определении для каждой отрасли комплекса мер по увеличению ее инвестиционной привлекательности для привлечения заинтересованных негосударственных инвестиций. Также следует оценить реальные возможности привлечения ограниченных государственных средств, источников их получения и приоритетные и неотложные направления их использования.

Новая энергетическая политика. Для создания эффективного рынка в энергетическом секторе необходимо, чтобы государство отошло от практики административного регулирования и управления и превратилось в движущую силу, обеспечивающую создание и гарантирующую функционирование справедливых правил, где определяющим параметром будет экономика. Это будет стимулировать повышение конкуренции между субъектами энергетического рынка и улучшение качества услуг для потребителей. После подписания Соглашения об ассоциации с ЕС Украина должна ставить перед собой цели, сопоставимые с целями ЕС.

Простой анализ состояния внедрения в Украине четырех общеизвестных механизмов стимулирования использования ВИЭ, применяемых в мире, дает пессимистический результат. Поэтому рассмотрим пакет неотложных мер, реализация которых, по нашему глубокому убеждению, в ближайшие несколько лет решит вопрос энергетического обеспечения государства по европейским стандартам.

Как должен работать механизм "зеленого" тарифа?

Сегодня рынок возобновляемой энергетики в Украине находится в стагнации и ожидании, а программы кредитования (прежде всего USELF от ЕБРР) были остановлены из-за неопределенности и ожидания изменений в законодательстве.

Учитывая кардинально различные взгляды на определение коэффициента "зеленого" тарифа для солнечной энергетики, было бы оптимальным поручить независимой и незаинтересованной организации в сжатые сроки выполнить экономический анализ фактической себестоимости производства энергии на солнечных станциях, как и для генераций всех видов ВИЭ, провести расчеты дифференцированно для станций разной мощности и определить оптимальные величины соответствующих тарифов с учетом окупаемости объектов и энергетической ситуации в Украине. Можно согласиться с тем, что действующие коэффициенты могут быть уменьшены до экономически обоснованных величин с оптимальным уровнем рентабельности. Но если не будет привязки к евро, вряд ли инвесторы начнут проект с неизвестными параметрами.

Следовательно, сегодня основные вопросы к закону касаются, прежде всего,определения коэффициента "зеленого" тарифа для каждого вида ВИЭ. Среди существующих вариантов проекта Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения конкурентных условий производства электроэнергии из альтернативных источников энергии" наилучшим мы считаем законопроект №2010. Но, по нашему убеждению как независимых и незаинтересованных специалистов, можно сделать его совершенным и справедливым с учетом нескольких предложений.

1. Изменения в ст. 15 "Оптовый рынок электрической энергии Украины" Закона Украины "Об электроэнергетике". Мировой опыт свидетельствует, что интенсивное развитие альтернативной энергетики, в частности солнечной, стало возможным прежде всего благодаря надлежащей поддержке на уровне государства проектов частных домохозяйств.

Для создания условий динамичного развития этого направления предлагаем в полном объеме покупать по "зеленому" тарифу электрическую энергию, произведенную из энергии солнечного излучения и/или ветра объектами электроэнергетики частных домохозяйств, величина установленной мощности которых не превышает суммарно 16 кВт. При условии принятия такого предложения предлагается уменьшить величину изложенных в ст. 15 коэффициентов на 10%.

2. Изменения в ст. 17-1. "Стимулирование производства электроэнергии из альтернативных источников энергии".

2.1. Тариф для солнечной энергетики. Понимая недопустимость ретроспективного снижения тарифа для объектов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2015 г., предлагаем ввести норму, которая, на наш взгляд, обеспечит справедливые и равные условия ведения бизнеса и одновременно защитит интересы инвесторов-первопроходцев. По полученным высоким тарифам срок окупаемости таких объектов, по разным расчетам, составляет пять-семь лет (в зависимости от установленной мощности). С учетом значительного снижения стоимости технологии предлагаем после части седьмой дополнить статью новой частью об уменьшении тарифов для всех субъектов хозяйствования, вырабатывающих электроэнергию из энергии солнечного излучения, через пять лет со дня их введения в эксплуатацию для объектов, введенных в эксплуатацию:

- до 31.03.2013 г. включительно - на 48%;

- до 01.01.2015 г. включительно - 28%;

- до 01.01.2025 г. включительно - на 10%.

Это предложение может вызвать разные противоречивые реакции. Наша цель - открыть дискуссию, чтобы изменить существующие противоречивые правила, без нанесения вреда имиджу Украины. Необходимость решения указанного вопроса неотложна, поэтому призываем к поиску оптимального механизма.

2.2. Тариф для биомассы и биогаза. Предложенные в законопроекте коэффициенты "зеленого" тарифа для электроэнергии, произведенной из биомассы (2,84) и биогаза (3,15), завышены. По подсчетам экспертов Биоэнергетической ассоциации Украины, установление данных коэффициентов на уровне 2,7 для биомассы и 3,0 для биогаза позволит уменьшить сроки окупаемости соответствующих проектов до 7–10 лет (по другим данным тех же авторов, до 5–7 лет).

3. Изменения в ст. 17-3 "Местная составляющая при создании объекта электроэнергетики". Следует отметить, что определенные в ст. 17-3 фиксированные доли элементов оборудования не являются точными и учитывают только основные составляющие оборудования, игнорируя такие важные части, как трансформаторные, электронные и кабельные составляющие, которые, при условии их включения, будут побуждать к использованию местных перечисленных составляющих. Тем более их производство уже есть в Украине. Таким образом, мы не только создаем более детальное, прозрачное и реальное определение удельного веса элементов оборудования, но и поддерживаем украинского производителя. Чтобы отбросить обвинения в попытке "подогнать" составляющие оборудования под отдельных производителей, предлагается изложить пункты "а" и "б" указанной статьи с изменениями, поданными в соответствующих таблицах:

а) на объектах электроэнергетики, в том числе введенных в эксплуатацию очередях строительства электрических станций (пусковых комплексах), производящих электрическую энергию из энергии ветра;

б) на объектах электроэнергетики, в том числе введенных в эксплуатацию очередях строительства электростанций (пусковых комплексах), производящих электроэнергию из энергии солнечного излучения.

Изменения к пункту "в". По мнению коллег по биоэнергетике, предложенный подход предполагает, что электроэнергия из биомассы будет производиться исключительно по технологии сжигания биомассы и путем преобразования полученной теплоты в электроэнергию по паротурбинному циклу Ренкина.

Такой подход делает невозможным использование других технологий, имеющих более высокую энергетическую эффективность или меньшие капитальные вложения (газификация и пиролиз биомассы с использованием теплоты, генераторного газа, жидкого пиротоплива или других биожидкостей в двигателях внутреннего сгорания, двигателях внешнего сгорания, газовых турбинах с внутренним или внешним сгоранием). Соответствующее оборудование для небольших электростанций с газификацией и пиролизом биомассы уже производится или создается и может производиться на машиностроительных предприятиях Украины.

В связи с этим пункт "в" ст. 17-3 предлагаем дополнить следующим подпунктом: на объектах электроэнергетики, производящих электроэнергию из биомассы, в том числе введенных в эксплуатацию очередях строительства электростанций (пусковых комплексах), на которых используются биомасса, генераторный газ, пиролизный газ, пиролизная жидкость и биожидкости, произведенные из биомассы, в поршневых двигателях или газовых турбинах с внутренним или внешним сгоранием.

Утверждение о чрезмерно высокой стоимости энергии из ВИЭ ошибочно. У возобновляемой энергетики лучшие экономические показатели, чем у атомной, и она может составить экономическую конкуренцию тепловым электростанциям (особенно с учетом растущих цен на квоты выбросов парниковых газов).

Если учесть отсутствие топливной составляющей и какого-либо влияния на окружающую среду (кроме биоэнергетики) и связанные с ним косвенные затраты, то возобновляемая энергетика выглядит намного более привлекательно и интересно (весь мир знает о Чернобыльской катастрофе, от последствий которой экономика Украина страдает до сих пор).

Рыночные тарифы на энергетические ресурсы. Необходимость повышения в Украине цен на энергетические ресурсы является не только требованием, но и насущной необходимостью для формирования действительно рыночных механизмов функционирования такого важного сектора экономики. Но экономический эффект будет достигнут только в том случае, если приведение цен и тарифов к экономически обоснованному уровню станет одним из важных шагов в реформировании системы функционирования и управления в сфере ЖКХ согласно европейским и мировым стандартам.

Меры по стимулированию энергоэффективности и использования ВИЭ

Не возникает никаких сомнений, что уровень энергопотребления в Украине выше, чем он должен быть, особенно по сравнению со странами ЕС. Среди основных препятствий, стоящих на пути к повышению уровня энергоэффективности в Украине, можно выделить следующие:

- чрезмерное регулирование рынка;

- недостаточное техническое развитие;

- недостаточный уровень пропагандирования и осведомленности о мерах по энергоэффективности, способах их применения и использования ВИЭ.

Рассмотрим неотложные меры, которые, на наш взгляд, необходимо срочно внедрять.

Меры по стимулированию сокращения энергопотребления в зданиях. Целью является сокращение потребления тепловой энергии, что требует проведения работ: с массовым принудительным, за счет поставщика, 100-процентным установлением приборов учета на все энергетические ресурсы и с улучшением изоляционных характеристик зданий.

Также важным аспектом являются внедрение института энергоменеджеров, что позволит ввести полный мониторинг потребления энергетических ресурсов во всех зданиях (бюджетных, жилых и др.), в транспорте и всех секторах, предложить и осуществить меры по сокращению энергопотребления и т.п.

Предлагаем создать фонд энергоэффективности, в который направляются средства, предусмотренные для субсидирования газового сектора, средства, выделенные странами ЕС и другими партнерами под такие цели, а также средства из других источников.

Также предлагается ввести два новых налога: один - на сокращение вредных выбросов в атмосферу, другой - на сокращение использования ископаемого топлива, а часть этих доходов направить на поддержку финансирования энергоэффективных проектов и на финансирование упомянутого фонда.

Меры по замещению природного газа ВИЭ в теплоэнергетике. В этом контексте необходимо с одобрением воспринимать действия Кабинета министров Украины, который по инициативе Госэнергоэффективности в 2014 г. принял ряд постановлений революционного характера. Но стоит отметить, что, по нашему мнению, важно внести изменения в них с целью включения четко определенных критериев уровня энергоэффективности и ограничения объемов выбросов, которых необходимо достичь претендентам на получение предусмотренных льгот.

Меры по повышению энергоэффективности сельскохозяйственных предприятий. Этот вызов для сельхозпроизводителей должен повлиять на потребление прямой (нефтепродукты, электроэнергия) и косвенной (энергия для производства, оборудования и зданий) энергии с целью уменьшения потребления и, таким образом, энергетических затрат, а также выбросов парниковых газов.

Создание рыночных условий для развития энергетических сетей Украины. Для достижения указанных целей по развитию энергетического сектора первоочередной задачей должен быть план по реконструкции и развитию энергетических сетей страны (электрических и тепловых) путем внедрения рыночных условий, которые обеспечат свободный доступ для всех игроков. Это будет способствовать созданию открытых и конкурентных отношений, а также привлечению инвестиций и улучшению уровня предоставления услуг.

Создание действенной системы популяризации энергоэффективности и возобновляемых источников энергии. Следует повысить роль Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Украины относительно реализации задач по популяризации целей энергетической политики государства. Предлагается создать для населения новые теле- и радиопередачи на центральных и национальных каналах, которые информировали бы каждого гражданина о конкретных действиях по выполнению энергоэффективных мер и получению преимуществ. Крайне важно задействовать все инструменты для того, чтобы изменить советский энергозатратный менталитет граждан.

***

Пересмотр Энергостратегии помогает определить новую политику государства, которая должна быть направлена на повышение уровня энергоэффективности и способствовать распространению использования экологически чистых технологий возобновляемой энергетики. Для определения новой энергополитики необходимо использовать европейский и международный опыт.

Основными задачами программы новой политики должны быть:

1. Усовершенствование законодательства и обеспечение его стабильности и неуклонного выполнения, а также усовершенствование системы стандартизации в этой сфере.

2. Оптимизация структуры энергобаланса Украины, в частности замещение традиционных видов топлива ВИЭ и альтернативными видами.

3. Уменьшение объема затрат энергоресурсов в производстве путем модернизации оборудования, внедрения новых энергоэффективных технологий, усовершенствования системы управления и популяризации энергоэффективности и энергосбережения, создания новой культуры потребления, в частности с помощью:

- стимулирования предприятий к осуществлению модернизации котельных, внедрения энергоэффективного оборудования, технологий, материалов и выполнения необходимых работ, в том числе с помощью финансовой поддержки путем создания конкурентной системы кредитования и компенсации государством (из средств фонда энергоэффективности) части стоимости проектов при установленных четко определенных условиях;

- стимулирование населения к внедрению энергоэффективного оборудования, технологий, материалов и выполнение необходимых работ, в том числе путем финансовой поддержки в результате создания конкурентной системы кредитования и компенсации государством (из средств фонда энергоэффективности) части стоимости проектов при установленных четко определенных условиях.