UA / RU
Поддержать ZN.ua

Европа в энергетической ловушке России: как преодолеть зависимость?

Энергетические санкции ЕС — наиболее действенное влияние на российскую экономику

Автор: Михаил Гончар

Вопрос ограничения экспорта энергоносителей из Российской Федерации уже несколько недель активно дискутируется в ЕС, и единодушия в том, какое же решение принять, пока нет. Американский экономист, лауреат Нобелевской премии 2008 года Пол Кругман четко констатировал, что захватническая война Владимира Путина ведется на деньги, полученные Россией от продажи Европе ископаемого топлива. «И хотя Украина невероятным образом отразила попытку России захватить Киев, Путин не будет окончательно остановлен, пока Европа не покончит с энергетической зависимостью», — отметил он.

Как известно, Германия, Нидерланды, Франция и Италия — одни из ключевых покупателей российских нефти, природного газа и угля. По данным Forbes, в прошлом году энергоносители принесли России 135,5 млрд долл. дохода благодаря поставкам в Евросоюз. Россия экспортирует в ЕС 51,8% своей сырой нефти и нефтепродуктов, около 70% газа и пятую часть угля.

Приведенная ниже таблица дает ретроспективное представление о структуре доходов РФ от энергоэкспорта. Нефть и продукты переработки — на первом месте по значимости, природный газ — на втором, но приносит в три-четыре раза меньше, уголь — на третьем, но дает на порядок менее значительный, чем нефть.

«Совокупно ЕС потребляет в три раза больше энергоносителей из РФ, чем крупнейшая страна-покупатель Китай, превосходящий Европу только по поставкам угля. В десятке наибольших потребителей — пять стран Евросоюза: Нидерланды, Германия, Италия, Польша и Франция. В 2021-м Германия заплатила россиянам 23,1 млрд долл. — это 8,8% годовой «энергетической» выручки РФ. Из них 11 млрд долл. — за газ», — пишет Forbes.

Если бы европейские политики запретили покупать российские нефть, газ и уголь, РФ потеряла бы 135 млрд долл., что составляет более 1/4 экспортной выручки по итогам 2021 года. По оценкам экспертов, 10% ВВП. Это и является желательным сокращением расходов на оружие для войны против Украины.

Поскольку отопительный сезон закончился, сейчас самый удачный момент для введения санкций против российского газа: есть время, чтобы обеспечить энергетическую безопасность на следующий осенне-зимний период. Трансатлантическое энергетическое партнерство между США и ЕС — ключевое и уже сработало прошедшей зимой, помогая Европе смягчить последствия спецоперации России по ценовой эскалации на газовом рынке ЕС в 2021 году.

Не менее важны национальные подходы стран — членов ЕС. Об отказе от российского газа объявили страны Балтии. Литва, Латвия и Эстония с 1 апреля прекратили импорт российского газа. Правительство Эстонии приняло принципиальное решение — создать в морском порту Палдиски мощности для приема сжиженного природного газа (СПГ). Президент Литвы Гитанас Науседа призвал остальные страны — члены ЕС подключиться к отказу от газа из России: «Если мы можем это сделать, остальная Европа тоже сможет это сделать!».

Финляндия тоже заявила о готовности быстро отказаться от российских природного газа и нефти. Отметив, однако, что другим странам Европы такое решение принимать сложнее. Италия, получающая приблизительно 40% импорта газа из России, тоже пытается диверсифицировать структуру энергопоставок на фоне эскалации войны России против Украины. Для этого планируется увеличить поставки газа из Алжира через трубопровод Transmed.

Почему важно полное эмбарго на энергоносители?

Впрочем, после последних санкционных решений о введении эмбарго только на поставки угля, похоже, что Европа не уверена в своих возможностях отказаться от российских нефти и газа. Руководители министерств иностранных дел ЕС в очередной раз не утвердили совместное решение о введении эмбарго на российские газ и нефть. Обсуждение шестого пакета санкций, в который входит этот вопрос, планируется провести после 17 апреля.

Самый решительный подход среди стран ЕС демонстрирует Польша, четко объявившая об отказе в течение текущего года от импорта всех видов ископаемого топлива из РФ. Польское правительство и корпоративный сектор увеличивают импорт нефти из Саудовской Аравии, уменьшая закупки российской. Польша активно выступает за полное эмбарго на российские энергоносители. Польские аналитики четко указывают, что прекращение импорта из России в итоге создаст экономическую стабильность для ЕС.

Украина, со своей стороны, подчеркивает, что полное эмбарго на все российские энергоносители — самый желательный и правильный вариант действий в этой ситуации. Именно энергетические санкции и невозможность получать доходы от продажи нефти и газа окажут наиболее действенное влияние на российскую экономику.

В то же время частичное или непродолжительное эмбарго — ошибочная и опасная стратегия. Оно может привести к дальнейшему росту цен, в частности на газ, что, очевидно, полностью компенсирует «Газпрому» потерю объемов экспорта, как это уже было в течение второго полугодия 2021 года. Решение о частичном эмбарго без ограничения спотовых цен (price cap) даст обратный эффект.

Также важно ограничить транспортировку голубого топлива по газопроводу «Северный поток-1». Строительство СП-1 в свое время было обусловлено политической, а не экономической целесообразностью. И этот маршрут до сих пор является рычагом давления РФ на европейские страны, к тому же это фактически бесплатный маршрут транспортировки газа для России, который она всегда использовала для политического влияния.

В 2020 году Германия уже совершила ошибку, когда Федеральное сетевое агентство приняло решение вывести газопровод «Северный поток-1» из-под действия норм Газовой директивы Европейского Союза сроком на 20 лет. В начале марта 2022-го РФ прибегла к очередному шантажу, когда угрожала прекратить поставки газа в Европу через СП-1.

Давление и шантаж, цель которых — перечеркнуть законы ЕС и свободный рынок, подчинить собственной монополии все источники поставок газа, максимально привязать вопрос газа к возможности выдвигать политические требования, — вот средства влияния на европейцев Российской Федерации, которая сейчас продолжает физически истязать украинцев. И в вопросе энергетических санкций должна быть сильная и комплексная реакция ЕС.

Украинское измерение

Сегодня звучат обвинения в адрес Украины из-за продолжения транзита российского газа.

По моему убеждению, Украина должна сделать все, чтобы при поддержке европейских партнеров оставаться транзитным государством в переходной период отказа от российского газа. Как уже отмечалось, на первом этапе надо прекратить работу СП-1 и «Турецкого потока». Ведь когда не было этих трубопроводов, российский газ бесперебойно поступал к потребителям ЕС и Турции в течение десятилетий через ГТС Украины. Поэтому последняя молекула российского газа, идущего в ЕС, должна проходить именно через украинскую трубу. Для нас это прежде всего гарантия того, что Россия не нанесет умышленный ущерб нашей газовой инфраструктуре, потому что она нам нужна для внутренней транспортировки газа для украинцев.

В то же время отказ от транзита сейчас вызовет панику на спотовом рынке и, к сожалению, в перспективе ближайших трех месяцев только увеличит доходы агрессора. Кроме того, у России будет возможность перенаправить поток газа через газопровод Ямал—Европа, функционирующий сейчас с минимальной загрузкой, «Турецкий поток», вероятно, тоже может быть догружен. При этом «Газпром» сможет легально не платить Украине платежи по пятилетнему соглашению с «Нафтогазом» 2019 года и даже попытаться выставить штрафные санкции. Не стоит забывать, что для нашей ГТС одностороннее прекращение транзита станет технологическим и стратегическим вызовом из-за необходимости перенастроить систему в реверсный режим в условиях боевых действий. К тому же при таких обстоятельствах РФ может целенаправленно нанести удары по ключевым объектам ГТС для разрушения системы газопоставок, что приведет к социально-экономической и гуманитарной катастрофе в Украине.

А нескоординированное с партнерами прекращение транзита резко снизит вероятность введения эффективных санкций против российского газа с их стороны. Кроме того, это может побудить Германию отменить решение о прекращении СП-2. Шагов самой Украины, к сожалению, недостаточно для нанесения ощутимых убытков РФ. Мы должны и обязаны согласовывать свои усилия с ЕС и США.

Больше статей Михаила Гончара читайте по ссылке.