UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭТО ВАМ НЕ «ВЕДРАМИ ГАЗ» ПРОДАВАТЬ…

В работе каждой компании, тем более обеспечивающей жизнедеятельность что называется каждого конкретного человека, существует масса аспектов и нюансов, о которых говорить в общем-то не принято...

Автор: Ганна Люта

В работе каждой компании, тем более обеспечивающей жизнедеятельность что называется каждого конкретного человека, существует масса аспектов и нюансов, о которых говорить в общем-то не принято. И вовсе не потому, что скрыты они под завесой коммерческой тайны. Просто для сотрудников таких компаний это обычная каждодневная работа. Как, например, для заместителя председателя совета директоров ДК «Газ України» Ивана Варги. Другие же и не догадываются, почему так все происходит. Но если вам интересно знать, благодаря и вопреки чему и кому в наших домах и офисах тепло и светло (или же наоборот), и почему мы именно столько платим за эти блага цивилизации (а также за их отсутствие), то рассказ Варги дает исчерпывающую информацию. А заодно и проиллюстрирует современное состояние отечественного рынка природного газа и тенденции его развития.

За последние относительно спокойные годы для участников рынка газа Украины несколько подзабылись бурные «газовые» времена второй половины 90-х годов минувшего века. Тогда на газовом поприще страны «сеяли и жали» десятки оптовых импортеров газа (газотрейдеры) и сотни дилеров от газа. В свои лучшие времена они реализовывали более 30 млрд. кубометров газа в год. При том, что в Украине потреблялось свыше 75 млрд. кубометров газа в год. Деятельность трейдеров аукается и сегодня: «зависшие» многомиллионные долги навсегда исчезнувших торговцев газа, бесконечные судебные тяжбы. Разумеется, предпринятые после вышесказанного попытки вернуть контроль над газовой отраслью государству в конце 90-х встретили сопротивление со стороны газотрейдеров.

Тем не менее в 2000 году на рынке появилась дочерняя компания НАК «Нафтогаз України» — «Газ України». Это не была новосозданная компания — до нее на этом поприще работали корпорация «Укргаз» (1991—1998 годы) и «Торговый дом «Газ Украины». Активы, пассивы и проблемы этих двух организаций унаследовала и дочерняя компания «Газ України».

(Для справки: в 2003 году потребители получили от ДК «Газ України» 56,5 млрд. кубометров газа. По сравнению с 2002 годом рост потребления составил 27%. В 2001-м потребители рассчитались за 88% топлива, в 2002 — уже за 94%, а в прошлом году — за 96%. Суммарно в 2000—2003 годах ДК «Газ України» реализовала 183 млрд. кубометров газа стоимостью свыше 37 млрд. грн.)

Когда же опыт многих специалистов газовой отрасли был объединен в рамках ДК «Газ України» и постепенно был сужен круг дилеров от газа, у газопотребителей практически не оставалось выбора — покупать газ у трейдеров или у «Газа України». Последний вариант для большинства оказался предпочтительнее, поскольку «Газ України» — государственная компания, контракт с которой автоматически «страховал» газополучателей от срыва газопоставок (в случае аккуратности платежей за газ). Хотя еще в 2002 году дилеры продолжали реализовывать 10—15% от всего потребляемого в Украине газа. В настоящее время дилеры продают немногим более 1 млрд. кубометров газа в год. И хотя их количество поражает воображение, погоды на отечественном рынке газа они не делают.

После того как «Газ України» стал полноправным хозяином на отечественном рынке газа, НАК «Нафтогаз України» и «Газ України» занялись ценовыми проблемами. Ведь по большому счету цена на газ никого особо не волновала вплоть до 2003 года, когда впервые была озвучена информация о том, что с начала 2004-го промышленные потребители будут покупать газ у ДК «Газ України» на 19% дороже. Заодно поговаривали и о повышении цены на газ для населения.

Между тем «Газ України», аргументируя необходимость повышения цен, заявлял, что для населения цена на природный газ не изменялась с 1999 года, для промышленности — с 2000-го. То есть, как в 2000 году цена на газ для промышленных потребителей составляла 276,25 грн. за тысячу кубометров, такой она и оставалась до января 2004-го. Национальная комиссия по регулированию энергетики (НКРЭ) согласилась с аргументами «Нафтогаза України» и «Газа України» только в начале этого года, в результате чего в январе—апреле цена на газ была постепенно увеличена до 310 грн. за тысячу кубометров, или на 12,2%.

(В 2000 году цена газа, импортируемого из Туркменистана, составляла 38 долл. за тысячу кубометров, в 2004-м — 44 долл.; увеличение цены составило 15,7%. НАК «Нафтогаз України» в 2000 году оплачивала валютой 40% купленного в Туркменистане газа, в 2004-м — 50%. Если учесть, что компания оплачивает еще и транспортировку этого газа почти на 2 тыс. км (тариф — приблизительно доллар за транспортировку тысячи кубометров по 100 км газопровода), то на границе Украины стоимость каждой тысячи кубометров газа увеличивается на 20 долл. Таким образом, цена газа на границе Украины не должна быть менее 64 долл. за тысячу кубометров.)

Заместитель председателя совета директоров ДК «Газ України» Иван Варга говорит, что наибольшие убытки компания несет все-таки от реализации природного газа населению. И то лишь потому, что из года в год изменяется структура цены газа для этой категории потребителей. На это влияет увеличение объема поставок сравнительно дешевого газа, реализуемого потребителям, жилища которых оборудованы бытовыми счетчиками газа. В результате общая стоимость газа уменьшается. (Цена газа для населения при наличии счетчиков газа, с учетом тарифа на транспортировку, составляет 145,83 грн. за тысячу кубометров (далее все цены названы без учета НДС), при отсутствии счетчиков — 158,33 грн.; для бюджетных организаций — 192,5 грн.; для предприятий теплокоммунэнерго (без учета тарифа на транспортировку) — 157,5 грн. за тысячу кубометров. С 1999 года названные цены не изменялись.) Однако, отмечает Иван Варга, убытки от реализации газа населению — это корпоративные потери НАК «Нафтогаз України», которые компания покрывает за счет консолидированной прибыли от других видов деятельности. И это — часть социальной стратегии компании.

Но если вопрос цены постепенно сдвинулся с мертвой точки, то другая проблемная сфера остается. Речь идет о региональных предприятиях по газификации и газоснабжению (так называемые облгазы, преобразованные в открытые акционерные общества, госпакеты акций которых переданы НАКу). Сегодня реализация газа через облгазы приносит «Газу України» убытки. Каждый 1 млрд. реализованного топлива для промышленности — это 12 млн. грн. чистого убытка для компании. Странно, не правда ли? Какой же смысл в такой политике видят «газовики»? «Вместе с НАКом мы сознательно пошли на этот шаг, чтобы активизировать работу облгазов. Ведь к окончанию 2002 года сложилась странная ситуация, когда облгазы вообще перестали работать с промышленностью. Поставками газа этой категории потребителей в основном занимались дилеры», — говорит заместитель председателя совета директоров ДК «Газ України» Иван Варга.

Хотя даже в такой ситуации ДК «Газ України» довольна результатами работы облгазов, которые в прошлом году на порядок увеличили реализацию газа. Если в 2002 году компания реализовала через облгазы только полмиллиарда кубометров, то уже в 2003-м этот объем увеличился в пять раз и составил 2,5 млрд. кубометров. Дальнейший бизнес-план «Газа України»: после «раскачки» облгазов в части реализации промышленного газа сотрудничество между облгазами и компанией «Газ України» может перерасти в то, что облгазы будут обеспечивать газом всех потребителей на территории своего региона. «Мы обязательно должны прийти к этому. Пока еще не везде это происходит. «Закарпатгаз», к примеру, избегает работы с промышленными предприятиями. Как следствие, там активность проявляют трейдеры», — говорит И.Варга.

Кстати, в Украине около 100 млн. кубометров газа в месяц добывает десяток независимых производителей газа (около 1,2 млрд. кубометров в год). Соответственно, этот газ они самостоятельно или через дилеров продают промышленным потребителям. На сегодня на рынке газа работают около 170 дилеров. И это на 1,2 млрд. кубометров газа в год! Получается, что практически две сотни дилеров продают «по два ведра газа» в год… Примечательно, что решение НКРЭ по ограничению цены газа для промышленности относится только к НАКу, «Газу України» и облгазам. Дилеров такое ограничение не касается.

Вообще, если посмотреть на схему реализации газа в нашей стране, то станет понятно, что трейдерам оставили небольшой сегмент газового рынка. Они поставляют только отечественный газ и только промышленности. Интересно, что импортируемый газ удовлетворяет потребности практически всех категорий. Так, ДК «Газ України» поставляет российский газ на предприятия теплокоммунэнерго и АЭК «Киевэнерго». Недешевый туркменский газ попадает исключительно промышленности (частично через облгазы). Относительно дешевый газ отечественного производства через облгазы направляется на обеспечение потребностей населения, комбыта и бюджетных организаций.

Но, пожалуй, основная проблема, которую сейчас решают в ДК «Газ України» — это борьба за 100-процентную оплату потребленного природного газа предприятиями теплокоммунэнерго (ТКЭ). Долгами «грешат» энергогенерирующие предприятия Минтопэнерго и частично «Киевэнерго». Болевой точкой эта проблема становится во время отопительного сезона. Правда, генерирующие компании под конец отопительного сезона 2003—2004 гг. практически вышли на 100-процентный уровень оплаты текущего потребления газа (в марте), но предприятиям ТКЭ прогресс удается только в отдельно взятых случаях. По данным «Газа України», в марте нынешнего года, впервые с начала 2000 года энергогенерирующие предприятия Минтопэнерго полностью оплатили все текущие газопоставки и часть прежнего долга. В компании утверждают, что с некоторого времени генерации перестали использовать столько газа, сколько они хотели, а берут столько, сколько денег перечислили на счет ДК «Газ України». Сегодня генерирующие компании покупают вместо 6—8 млн. кубометров газа в сутки только 5.

«Когда конфликт систем учета платежей за газ генерациями Минтопэнерго и «Газа України» в середине прошлого года получил огласку и долгое время резонировал в СМИ, Кабмин поручил Министерству экономики выступить в качестве третейского судьи. Были проанализированы все платежи за два последние года, в результате чего Минэкономики признал, что Минтопэнерго в этом споре не право. Если учитывать валовые платежи энергетиков, то действительно, получится больше 100%. Но если заглянуть глубже, то выяснится, что из них только 80% относится к оплате текущих газопоставок, а остальное — это погашение прежде накопленных многомиллионных долгов», — говорит Иван Варга. К началу апреля нынешнего года долг генерирующих компаний за 2003 год составлял 92 млн. грн., а общий долг за период 1998—2003 годов — 1,4 млрд. грн.

Что бы ни говорили в компании «Газ України», но предприятиям ТКЭ в минувшем отопительном сезоне удалось добиться позитивных результатов в расчетах за газ. Конечно, спорный вопрос, что заставило ТКЭ улучшить ситуацию. «Газ України» уверяет, что этому содействовали более жесткие отношения с ТКЭ и более 2 тыс. отключений газопоставок в этом сезоне. Но факт остается фактом — расчеты «тепловиков» в этом сезоне в сравнении с отопительным сезоном 2002—2003 гг. увеличились на 15%. В некоторых регионах увеличение платежей составило 30—40% (Черновицкая, Черкасская, Тернопольская, Одесская, Николаевская области). Плюс к этому не «накопили» 390 млн. грн долгов, тогда как в 2002—2003 гг. — 750 млн. грн.

Иван Варга так оценивает этот прогресс: «Прецедентом, всколыхнувшим все теплокоммунэнерго, стало создание ДП «Газ-тепло». НАК «Нафтогаз України» предложила некоторым ТКЭ через «Газ-тепло» использовать газ без ограничений, но при этом совместно анализировать существующие проблемы и финансовые потоки. Ведь потребители оплачивают энергоносители на 90%. Но газопоставщикам перечисляют суммы зачастую не то что на несколько процентов — в несколько раз меньшие. Если задуматься над проблемами ТКЭ, то анализ происходящего в теплоэнергетики — логичный шаг НАК «Нафтогаз України» после относительной стабилизации рынка газа. Уже сегодня тепловики задумались над тем, что тариф на их продукцию и услуги должен соответствовать затратам. Кроме того, начали думать также и над возможностью посезонной оплаты, что в некоторых регионах и для определенных потребителей (например, сахарные заводы) будет выгодно и экономически целесообразно».

Проблем, которые предстоит разрешить компании «Газ України», предостаточно. В принципе, компания кровно заинтересована в том, чтобы поднять уровень платежей за газ до 100% и возвратить долги. Насколько это удастся — станет известно уже к концу текущего года. Остается надеяться, что и потребители с пониманием отнесутся к политике компании на отечественном рынке газа.