Самый «больной вопрос» в энергетике — тарифы. Теоретически все понимают, что они занижены и не обеспечивают даже простого поддержания энергосистемы. Это в очередной раз подтвердило и послание Президента парламенту, где говорится и о необходимости включения в тариф инвестиционной составляющей, без чего деградация энергосистемы станет необратимой. С другой стороны, «влезать» в тарифы тоже не хотят, и в результате круг замыкается.
Единственное, что сейчас как-то движет процесс вперед, так это намечаемая продажа нескольких облэнерго западным энергокомпаниям. Как и ожидалось, столь лелеемые «стратегические инвесторы» даром работать не захотели. Более того, величина их первоначальных запросов повергла правительство в легкий шок. Так что проблема решается уже где-то с полгода. Правда, как обещают, еще до конца месяца относительно тарифа что-то решат.
Однако иностранцы иностранцами, а кроме них на украинском энергорынке работают еще два десятка энергокомпаний, как государственных, так и приватизированных. И итоги прошлого года оптимизма им не добавили: подавляющее большинство — нерентабельны. Причем если еще недавно, благодаря наличию бартерных расчетов, это воспринималось довольно абстрактно, то с переходом на денежные расчеты убытки стали угрожающе реальными.
Естественно, что в таких условиях энергокомпании воззвали к НКРЭ о повышении тарифов. И «началась история смешная», по правилам «да» и «нет» не говорить. С одной стороны, тарифы понемногу повышали, но не слишком. Конечно, когда облэнерго просит о повышении тарифов, это не значит, что НКРЭ должно их автоматически повышать: в конце концов, проверять их обоснованность и «спускать» с заявок «лишний жирок» — ее прямая обязанность. С другой стороны, и облэнерго должно быть уверено, что заявки, не выходящие за пределы разумного минимума, будут непредвзято рассмотрены и ему обеспечат возможность нормально работать.
В общем-то, прежде НКРЭ именно это и обещало. Правда, подчеркивало, что для этого облэнерго должно соответствовать ряду критериев — хорошо платить «Энергорынку» и максимально снизить потери в электросетях. Условия, что и говорить, нелегкие, но понятные.
Однако похоже, что даже те, кто их выполнит, своего финансового состояния не улучшат. К примеру, недавно рассматривалась просьба ОАО «Черниговоблэнерго» о повышении тарифов. Рассмотрение это создавало странное впечатление — в общем облэнерго хвалили буквально все. Оно действительно проделало впечатляющую работу по организации энергосбыта. Неплохо и с платежами в «Энергорынок». В прошлом году была полностью оплачена купленная электроэнергия и погашена часть долгов. Хорошие результаты и в этом году. Получался едва ли не полный «хеппи-энд». Даже новый руководитель НКРЭ Юрий Продан, которого трудно заподозрить в особых симпатиях к приватизированным облэнерго, отметил хорошую организацию работы с потребителями. И при всем этом было совершенно очевидно, что тарифы облэнерго не пересмотрят.
Так и случилось. Похвалив, компанию стали «учить жить» и искать другие резервы. При этом все старательно избегали говорить как именно — играть в рулетку в казино или продавать провода на металлолом. Предложение взять кредит в банке особо серьезным не назовешь — кто даст долгосрочный кредит убыточному предприятию? Да и надо помнить, что любые кредиты возвращать придется именно через тариф.
Проблема «Черниговоблэнерго» заключается как раз в том, что за три года интенсивной работы оно уже полностью исчерпало все административные резервы снижения потерь. Дошло до того, что для увеличения частоты снятия показаний со счетчиков к этому привлекают почтальонов. В субботне-воскресных рейдах по проверке неплательщиков участвует большая часть сотрудников облэнерго. Так как область преимущественно сельскохозяйственная, то эти рейды «благодарный персонал» именует еще «разговорами с собаками»: чтобы дойти до должника, сначала (а нередко и в конце) приходится объясняться с его Мухтаром или Жучкой.
Но собачки собачками, а малозатратный этап борьбы с потерями уже практически закончен. На очереди — замена оборудования, а это уже совсем другой уровень расходов. Ирония состоит в том, что на границах облэнерго поставило больше сотни новых счетчиков высокого класса точности. Так что теперь известно точно, сколько в область зашло электроэнергии, а куда она идет дальше — известно уже хуже. Причем в ближайшее время ситуация может резко ухудшиться. Взять те же бытовые счетчики. Из имеющихся в области 559 тыс. штук не соответствуют классу точности 98%. В принципе, уже тем, что они есть у потребителей, они нарушают законодательство. Но и это полбеды. Хуже, что 335 тыс. (60%) из них уже просто выработали свой ресурс. Конечно, завтра все разом они не сломаются и еще год-два протянут. Ну а дальше — будем снимать показания на глазок? За прошлый год удалось заменить всего 2,5 тыс. счетчиков. С такими темпами через несколько лет энергокомпания рискует превратиться в черную дыру…
В принципе, облэнерго разработало программу полной замены счетчиков за пять лет. Но на это требуется ежегодно более 10 млн. грн., а заложить эти деньги в тариф облэнерго не может. В итоге возникает забавная ситуация: из государственных органов проблема со счетчиками волнует только… Черниговскую областную прокуратуру. Она уже направила запрос облэнерго: как та собирается выполнять украинское законодательство относительно класса точности измерительных приборов? Для начала руководство облэнерго оштрафуют.
Впрочем, дело не в штрафах и не в отдельной энергокомпании. Проблема гораздо глубже и масштабнее. Ведь история с оборудованием типична для всех облэнерго. А общая ситуация с ростом потерь просто критическая. В 1990 году энергосистема Украины вырабатывала 300 млрд. кВт, а потери составляли 22 млрд. кВт/ч (8%). К 2000 году генерация «упала» практически вдвое, до 170 млрд. кВт/ч. При этом общий объем потерь увеличился до 30 млрд. кВт/ч (18%). Другими словами, в сетях «теряется» электроэнергия, для производства которой требуется 10 млрд. кубометров газа. А это — три четверти газа, используемого всеми электростанциями страны. Получается «жизнерадостная» сценка — ежегодно тратятся сотни миллионов долларов на закупку газа в России и Туркменистане, используемого в основном для нагрева проводов или для того, чтобы потерять их в неучтенном потреблении.
При этом ситуация с теми же приборами учета — самая легкая часть проблемы. Потом понадобится менять провода ЛЭП, столбы, трансформаторы и прочее, а это куда дороже. Износ оборудования во всех облэнерго приобрел критические параметры. Сейчас облэнерго просто «проедают» сети, обеспечивая только текущий ремонт. Само оборудование фактически не обновляли с начала перестройки, и оно уже физически изношено. В итоге даже небольшие оледенения не только «рвут» провода, но и «валят» столбы. Что присходит, когда льда намерзает много, все наблюдали в начале зимы, когда в темноту погрузилась пятая часть страны.
Хотим мы или нет, но оборудование придется менять. И чем позднее начнут это делать, тем дороже это будет стоить и, кстати говоря, тем более это окажет влияние на тариф.
Непонятно только, кому это нужно? Ведь если ничего не делать, то ситуация только усугубится. Тот же отказ черниговской энергокомпании уже негативно скажется на отношении других облэнерго по наведению порядка у себя. Недавно НКРЭ рассматривало ситуацию в «Крымэнерго». Представители этой уважаемой компании много говорили о своих потерях, о проблемах оплаты депортированными народами и проч. Однако при этом не знали собственной структуры потребления электроэнергии. Ну и что, ей от этого стало хуже? Тариф у нее такой же, просто она больше списывает на потери и горько плачется о своей разнесчастной жизни. Зачем, спрашивается, напрягаться, портить отношения с предприятиями, «гулять» по субботам в рейдах и прочее? Все равно как был убыточным, так и останешься.
Конечно, повышение тарифов — дело крайне тяжелое, особенно накануне выборов. Однако нужно набраться мужества и сказать: «Мы на это идем». Или (тоже набраться) и сказать, что повышать тарифы не будем. До выборов сетей хватит, а что там будет дальше — это уже проблема другого правительства. Только следует помнить: выборы в стране — каждые два года. А электричество нужно каждый день…