UA / RU
Поддержать ZN.ua

Энергоприватизация. Раунд первый

Примерно за полгода Украина по цене металлолома продала госимущество, создаваемое десятки лет трудом миллионов людей.

Автор: Игорь Маскалевич

Во время празднования Дня победы и Фонд государственного имущества Украины жизнерадостно отчитался о своих победных результатах продаж госимущества. К 9 мая ФГИ наторговал имущества на 5,05 млрд. грн., что составляет половину от годового плана поступлений (10 млрд.).

Львиную долю поступлений обеспечила энергетика, за продажу объектов которой ФГИ получил 4,88 млрд. грн. По мнению чиновников, эта цифра должна демонстрировать высокоэффективную работу. Вот только чью? Чиновников Фонда госимущества?

Если учесть не вошедшие в этот отчет ФГИ 0,455 млрд. грн., полученных за акции «Киевэнерго», то выручка от проданных акций объектов энергетики вообще уйдет за пять миллиардов. Впору расплакаться от радости за результаты деятельности ведомства, возглавляемого Александром Рябченко…

Результаты и правда впечатляют. Примерно за полгода Украина по цене металлолома продала госимущество, создаваемое десятки лет трудом миллионов людей. Причем продала фактически одному человеку. А именно - Ринату Леонидовичу Ахметову, который и оплатил 93% всех энергопокупок последнего полугодия. При этом он отнюдь не переплатил. Суммарно все покупки обошлись ему в стоимость пары новых блоков на теплоэлектростанции. Когда он со временем будет их перепродавать (западным или российским инвесторам), новые покупатели будут платить уже совсем другие суммы…

А продавать «металлоломные» энергоактивы господин Ахметов будет неизбежно. По банальной причине - он уже «заглотил» больше, чем может поддерживать в рабочем состоянии (в более или менее долгосрочной перспективе). И как крайне неглупый организатор он это знает.

Автор совершенно искренне согласен с утверждением, что ДТЭК и управляемые ею компании - самые эффективные в энергосистеме страны. Но модернизацию минимум трех генерирующих энергокомпаний они просто не потянут. Энергоблокам уже не один десяток лет - давно нужны новые. А их нет и не будет.

Будет то, что уже делается на «Востокэнерго», - малозатратная модернизация. На тамошних трех электростанциях имеющиеся 17 блоков собираются привести в порядок к 2018 году. Это продлит их ресурс лет на 10-15, немного увеличит мощность. Ну и уже лет пять-семь неуверенно обещают построить аж один новый блок (если сложится).

А теперь аналогичные «хотелки» будут реализовывать на «Западэнерго» и «Днепрэнерго». К примеру, на «Западэнерго» обещают приводить в порядок по два-три блока в год, на сумму до миллиарда гривен ежегодно. Это лучше, чем ничего, но во много раз меньше, чем нужно.

Самое смешное, что все это собираются делать строго за счет потребителей. Уже этой весной ДТЭК пробовала провести через совет Энергорынка финансирование инвестиционной программы на дополнительный миллиард гривен. Учитывая, что львиная доля голосов в этом органе контролируется ДТЭК, сомнений в благополучном исходе этой инициативы (и подобных ей новаций в будущем) быть не должно.

В облэнерго ситуация не так критична - провода могут висеть достаточно долго, а потери от работы старых трансформаторов давно и привычно списывают все на тех же потребителей.

Но в целом можно констатировать, что нынешняя модель «высокоадресной» приватизации привела не к решению, а к очередному замораживанию проблемы энергоактивов.

Монополизм еще не способствовал решению ни одной проблемы. И именно поэтому, в отличие от бутафорского Антимонопольного комитета Украины, работающего строго по принципу «как бы с кем сильным не поссориться», на Западе антимонопольщики нещадно дробили на куски успешные корпорации, тщательно следя за недопущением критической концентрации любых активов. Просто там (пройдя через серию кризисов, гражданских конфликтов и прочих проблем становления общества) накопили опыт, к чему приводит отсутствие конкуренции. Мы же снова, по-видимому, с энтузиазмом пробежимся по всем граблям…

ZN.UA уже не раз писало о ходе нынешних продаж пакетов энергообъектов. Так что не хочется лишний раз повторяться. Собственно говоря, большинство из них прошло почти под копирку. На конкурс приходит Ринат Леонидович со своим спарринг-партнером Константином Григоришиным (не сами, конечно, а их представители). Затем следует короткая имитация яростной борьбы, в итоге которой цена вырастает на 3-4% или меньше. Занавес. Представителя Григоришина уносят с ринга. Господин Ахметов скромно оформляет очередную победу…

Впрочем, проигравшие тоже всем почти довольны и претензий не высказывают.

Вот и в апреле по этой же схеме продали «Днепроблэнерго», а в начале мая - и «Крымэнерго». Хотя ожидалось, что за полуостровную компанию Константин Иванович все-таки может и побороться. У него там были довольно сильные исходные позиции (приличный пакет акций; его структуры арендуют на полуострове несколько небольших ТЭЦ). Так что ему было что терять. Но, судя по вялой борьбе, в итоге просто решили не портить отношения, а привычно сымитировать борьбу, утряску вопросов с распределением полномочий перенесли на потом.

Кстати, чем дальше идет процесс продаж, тем все более вялую реакцию у наблюдателей он вызывает. Действительно, зачем дергаться, если и так почти все понятно. А что непонятно, то давно решено. И отнюдь не рынком.

У Ахметова, за исключением легкого недоразумения с «Киевэнерго», где Константин Григоришин неожиданно обозначил присутствие (конкурс пришлось срочно перенести почти на полмесяца), дальше все шло по накатанной схеме.

У компаний, которые ДТЭК не были нужны («Черновцыоблэнерго», «Закарпатьеоблэнерго» и «Винницаоблэнерго»), все шло не так гладко. Первые попытки проведения конкурсов регулярно срывались госчиновниками. Но в целом логика присутствовала и там. Основная формула соблюдалась четко: облэнерго доставалось владельцу крупнейшего пакета акций. Так было и в «Закарпатьеоблэнерго», и в «Черновцыоблэнерго».

Единственный серьезный сбой реализации такой схемы едва не случился в «Винницаоблэнерго», где Григорий Суркис внезапно (строго по личным соображениям) появился со своим «Львовоблэнерго». Возникла угроза проигрыша Константина Григоришина (Суркис был готов заплатить намного больше). Но и тут долгоиграющего скандала не случилось.

Прокуратора оперативно запретила «Львовоблэнерго» участвовать в конкурсе (тем самым разгоняя цену продажи госимущества). Львовяне (с киевской пропиской) несколько часов били себя пяткой в грудь, угрожая все оспорить и переиграть… А потом все тихонечко сдулось, и, судя по всему, акционерам тактично объяснили обстановку. Публичная активность сразу свелась к нулю. В общем, протест вылился в несколько исков в судах. Это вполне по-европейски, но малоэффективно в Украине. В итоге Окружной административный суд Киева не нашел нарушений в действиях ФГИ, отказав в удовлетворении исковых требований «Львовоблэнерго». И очень похоже, что на этом дело зависнет.

Собственно, это все конфликты. Даже Игорь Коломойский (группа «Приват») не стал бороться за вполне критичное для него «Днепроблэнерго». Правда, представители ФГИ накануне конкурсов совершенно недвусмысленно объяснили, что никто, кроме Ахметова и Григоришина, в конкурсе участвовать не может…

Теперь основной вопрос заключается в том, нужно ли Ринату Леонидовичу еще что-нибудь купить. В принципе, программу-минимум он уже выполнил и, пожалуй, перевыполнил…

Хотя как знать. К примеру, «Запорожьеоблэнерго» в его традиционную сферу интересов еще недавно не входило. Но сейчас, с учетом покупки «Запорожстали» и «Днепрэнерго», как знать…

Для полноты картины стоит добавить, что в разгар приватизации державные мужи развлекались любимой игрушкой - пытались провести собрание акционеров в «Тернопольоблэнерго». Собственно говоря, в этом акционерном обществе собрание провели аж один раз за все время его существования. Было это в полузабытом 1999 году. И на этом все.

Потом крупным пакетом акций дали поуправлять господину Суркису с его тогдашним партнером Константином Григоришиным. С тех пор Константин Иванович с Григорием Михайловичем рассорились вусмерть, потом оба подружились с Игорем Валерьевичем Коломойским.

Неизменным оставалось одно - государство с его 51-процентным пакетом энергоакций находилось в состоянии глубокого пролета. Десятки попыток проведения собрания оканчивались ничем. Менялись поводы: то очередной местный суд запрещал проведение собрания акционеров, то запрещалась выдача реестра акционеров или же происходила еще какая-то грустная история…

В прошлом году вообще сложилась оригинальная ситуация, когда, по версии государственной «Энергетической компании Украины», «администрация облэнерго не допустила на территорию частных акционеров для проведения собрания», ссылаясь на решение неназванной исполнительной службы. Тогда акционеры ОАО «Тернопольоблэнерго» пришли дружной кучкой. Правда, есть сомнения, что все так уж огорчились своим недопуском.

Государство, возглавляемое правительствами всех оттенков радуги, грозно махало пальчиком и обещало разобраться… Вот уже 13 лет и разбираются.

В конце апреля очередное шоу - «собрание акционеров» ОАО «Тернопольоблэнерго» снова сорвалось. На этот раз на него пришли держатели 60% акций (могучая держава и примкнувший к ней Константин Григоришин). Но их, бедолаг, снова не пустили. Забавно, но на этот раз появился даже полуофициальный комментарий от группы Григоришина, в котором они (группа) пожаловались, что являются акционерами, а контролируют все братья Суркисы. Как печально…

ФГИ философски заметил, что, скорее всего, это… затруднит продажу. Все другие чиновники отмолчались. Разве что суд, на который ссылались, заявил, что никакого запрета не выносил.

Остался только риторический вопрос: каким образом государство собирается влиять на предприятия, имея 25% их акций (именно столько оставляют сейчас для госконтроля в продаваемых энергокомпаниях), если оно не может руководить, даже имея контрольный пакет?

Ну а в целом распродажи продолжаются. В скором времени обещают выставить на продажу следующие облэнерго. В частности, почти решен вопрос с «Черкассыоблэнерго». Поскольку когда-то 25% этого облэнерго были переданы в уставный фонд созданной при поддержке ЕББР компании ЗАО «УкрЭСКО», то при организации продажи его акций потребовалось обсуждение с ЕБРР.

Продавать пока еще есть что. Правила тоже известны - дешево и своим. Список «своих» согласовывается на Печерске. А так - ничего нового.