UA / RU
Поддержать ZN.ua

Энергоэкономная Украина как альтернатива диверсификации поставок газа

Вне всякого сомнения, цены на газ, тепловую энергию, электроэнергию, воду являются главной и больн...

Автор: Александр Гудима

На второй день российско-украинского газового спора правительство Юлии Тимошенко разработало лаконичную, но действенную программу сокращения потребления природного газа в Украине. «Каждый день я лично буду заниматься тем, чтобы на следующую зиму мы вышли с существенным сокращением потребления природного газа», — отметила премьер-министр. Из огромного количества проблем энергоэкономности и энергоэффективности государства акценты статьи сделаны на самой больной газовой теме.

Основным приоритетом развития общества является обеспечение качества жизни населения страны в соответствии с лучшими мировыми стандартами. На это надеется и украинское общество, прошедшее трудный кризисный период 90-х годов прошлого века с надеждами на лучшее будущее. Экономический рост последних лет также происходит на фоне затяжных кризисных явлений, корни которых теряются в прошлом. Вместе с тем возникают новые геополитические ситуации, вызовы, новые экономические условия в мире, в Украине.

Так, с 1 января 2007 года Ук­раина переживает настоящий шок от значительного повышения цен на природный газ для населения (от двух до пяти раз) и тарифов на централизованное теплоснабжение (от 2,5 до четырех раз). И государство, и население оказались не готовы к такому энергетическому и ценовому удару. 2008 год продолжает печальную традицию шоковой ценовой газовой «терапии», потому что Россия повысила цены на газ для Украины с 130 до 179,5 долл. за тысячу кубометров. Не за горами переход на рыночные основы формирования цены на газ. Наши соседи, поляки, словаки и венгры, преодолели путь к мировым ценам на энергоносители за 10—15 лет. Украину заставляют пройти этот путь за два-три года и, как видим, методами болезненной шоковой терапии, поскольку над факторами экономического характера здесь довлеют факторы политические.

Цена на газ, ее рост, ситуация с монопольным газообеспечением являются угрозой не только энергетической безопасности Украины, но и ее суверенитету. Для ее предупреждения в Украине есть возможность последовательно использовать положения Европейской энергетической хартии, сотрудничать в рамках ВТО, поддерживать рациональную геополитику. Только бы хватило воли, поскольку пока Украина не будет иметь три равноценных источника газо­снабжения, будет существовать только «условно рыночная» цена на газ.

Вне всякого сомнения, цены на газ, тепловую энергию, электроэнергию, воду являются главной и больной темой выживания для десятков миллионов украинских семей, ставших заложниками указанных обстоятельств и недостаточной политики государства за 16 лет его независимости. Как выжить и что делать? Вопрос надежного и качественного получения цивилизованных услуг, товаров, обеспечение приемлемого уровня жизни благодаря индустриализированной сфере энергопользования затрагивают интересы каждого из нас. Эта сфера настолько глубоко вошла в сегодняшние реалии и настолько серьезно будет влиять на будущий образ жизни, что потребует надежных социальных гарантий пользователям для обеспечения прагматики ее постоянного развития и функционирования. Этой простой, но жизненно важной потребности противодействуют серьезные вызовы различного происхождения и природы. Структура сферы энергопользования (СЭНП), доставшаяся нашему обществу в наследство, не отвечает требованиям суверенного государства, поскольку существует угроза утратить государственный суверенитет вследствие энергетической зависимости от внешних поставок газа, нефти и ядерного топлива из одного источника. Большинство принятых решений по диверсификации источников энергоносителей не выполняются. Негативными факторами являются неконкурентоспособность и низкая энергоэффективность, крайне неудовлетворительные макроэкономические показатели энергопользования.

Причина слабости политики преодоления этих вызовов — не в дефиците энергоресурсов, а в отсутствии самодостаточной энергетической политики, политической воли для ее осуществления, активной роли государства и его граждан по обеспечению эффективного энергопользования. Развитые страны живут в обеспеченном трудом достатке, а для его укрепления последовательно исповедуют и пропагандируют через медиасредства здоровый образ жизни, развитие энергопотребления за счет разумной экономности энергопользования.

Тем временем в Украине многочисленные телевизионные каналы из года в год, изо дня в день нагло и настойчиво рекламируют для широких масс пиво, водку, сигареты — многие прагматичные вещи и вместе с тем не пропагандируют образцы национальной идеи, приоритеты общественного и личного блага, базирующиеся на указанных принципах. Но ведь это же является задачей государства, которое, к сожалению, мало что делает для формирования здорового общественного мнения в целом и экономности энергопользования в частности. Между тем проблемы у СЭНП постоянно накапливаются и в еще большей мере препятствуют экономическому росту. Ситуацию в СЭНП лучше всего иллюстрируют выборочные данные, приведенные в табл. 1—8.

В то время как ведущие государства мира обеспечивают оптимальную структуру энергопотребления, в Украине эта структура гипертрофированна и слишком зависима от поставок природного газа извне (табл. 1).

Энергоемкость ВВП Украины в 2,6 раза превышает средний уровень энергоемкости ВВП стран мира. Причина — чрезмерное потребление в отраслях экономики (энергорасточительные основные фонды металлургической, химической и других отраслей промышленности). Уровень энергообеспечения государства, который определяется показателем удельного потребления первичной энергии на одного человека, к сожалению, не характеризует энергоэкономность. В Украине расточительно потребляются дефицитные энергетические ресурсы. Энергетическое расточительство уже укоренилось в сознании украинцев — для исправления положения потребуются чрезвычайные усилия. Тенденции динамики этих красноречивых цифр должны постоянно находиться под соответствующим вниманием и опекой общества и быть управляемыми.

Для этого нужно методологически правильно расставить акценты, в частности и на основе Энергетической стратегии Украины до 2030 года (ЭСУ), которую, несмотря на значительные сложности, все же разработали, но пока положили на полку, что и в дальнейшем будет способствовать углублению кризисных явлений в СЭНП. Для чего здесь приводятся примеры энергетического расточительства СЭНП Украины? На первый взгляд ситуация кажется безнадежной. Да, она сложная, складывалась на протяжении многих десятков лет, но все же не безнадежная. Мы рассматриваем ее не только для того, чтобы в очередной раз ужаснуться по поводу масштабов и последствий. Это нужно обществу, чтобы найти убедительные системные предпосылки для преодоления этих вызовов и барьеров.

Как ни парадоксально, но Украина уже имеет уникальное «месторождение» газа объемом как минимум 20—25 млрд. кубометров. Объясню, о чем речь. Это связано с безальтернативной необходимостью преодолеть в течение 5—10 лет вызовы и барьеры по сокращению потребления газа на 20—25 млрд. кубометров (ежегодное сокращение в объеме 2,5—4,0 млрд. кубометров). Резервы здесь огромные, поскольку на фоне лучших примеров экономической эффективности среди стран мира Украина также имеет статус мирового монстра — по газорасточительности (табл. 4).

Попробуем объяснить «открытие» этого месторождения газа с помощью конкретных цифр, опираясь на данные, приведенные в табл. 1—6. Во-первых, по данным табл. 4 на каждый доллар ВВП Украина потребляет в 6,4 раза больше газа, чем Германия (относительно других ведущих стран порядок сохраняется), которая также зависит от поставок российского газа, но на 35% (Украина — на 71%). Во-вторых, КПД крупнейшего бытового потребителя Украины — населения составляет около 40%, аналогичного европейского потребителя — 80%. В-третьих, КПД предприятий коммунальной теплоэнергетики составляет около 50%, аналогичного европейского потребителя — 90%. В-четвертых, подобную ситуацию можно наблюдать и в структуре промышленных потребителей. В-пятых, высокая степень тенизации сферы газопользования и несовершенство системы учета газа приводят к систематическим нецивилизованным «потерям» газа. Подобные рассуждения можно продолжать, но приведенных достаточно, чтобы оценить потенциал экономии газа в размерах, отраженных в табл. 7.

Но это наше оптимистическое будущее — в противоположность неутешительной действительности. А пока с рассмотренными выше и другими показателями и тенденциями Украина входит в ВТО, в либерализованный глобальный рыночный мир конкуренции. Топливно-энергетический комплекс Украины всегда был далеким от мировых стандартов, переживал глубокий кризис, не совершенствовался и не модернизировался за годы независимости, несмотря на постепенное оживление экономики и рост потребности в энергоресурсах. К сожалению, политика продолжительной пассивности в отношении его достаточного развития и энергетические реалии могут стать причиной энергетического коллапса с непредсказуемыми ужасными последствиями (его предвестники в Украине — события в Алчевске, Днепропетровске). Не следует также забывать обстоятельства энергетического кризиса в Калифорнии 2001 года. Правда, его причиной стала не бездеятельность власти, а неправильные решения по дерегуляции рынка электроэнергии за счет замены государственной монополии рынком (как это напоминает современные тенденции «прихватизации» в Украине, например ситуацию с ликвидацией облгазов).

Во-первых, реформаторы недооценили масштабы спроса на электроэнергию, который тогда постоянно рос (до 1996 года наблюдался избыток мощности). Во-вторых, ориентация на автоматическое развитие здоровой рыночной конкуренции не оправдала себя — рынок поделили между собой крупные игроки. В-третьих, надежды на то, что рынок автоматически будет определять цену на электроэнергию за счет эффективной конкуренции, не оправдались. Вместо невидимой полезной руки рынка на потребителей накинули реальную ценовую удавку его монополистов.

В этом знаковом событии — катаклизме энергопользования — нам, кроме причин, важно изучить и учесть опыт правительства США по выходу из опасного кризиса. Не для того, чтобы отказаться от вступления Украины в ВТО, это невозможно. А чтобы использовать его для достойной перестройки национальной экономики согласно правилам и требованиям ВТО в течение переходного периода. Ставки очень высоки, на кону будущее энергетики и Украины.

Для преодоления энергетического кризиса в Калифорнии правительство разработало и за три года внедрило программу чрезвычайных мер в составе энергетической стратегии США, поскольку его негативные последствия сказались на всем западном прибережье страны. Энергетическая стратегия США исходила из того, что ошибки с внедрением рынка электроэнергии стали стартовой причиной энергетического кризиса. Для выхода из кризиса были предложены меры по усилению перспективного федерального и регионального стратегического планирования (в Украине эта система преступно разрушена, поэтому Энергетическая стратегия Украины до 2030 года была вынуждена опережать экономическую стратегию) развития энергетики и энергопользования на основе национальных энергетических ресурсов и эффективного энергосбережения, развития национального и глобального энергорынка на современных рыночных принципах. Особое внимание уделялось усилению энергетической безопасности за счет расширения сотрудничества со странами — экспортерами газа, нефти, энергоэффективных технологий, а также созданию стратегических резервов.

Также большое внимание уделялось и уделяется энергоэкономичности и энергоэффективности как основным источникам обеспечения потребности в энергии. Отметим, что сегодня для получения одного доллара национального валового продукта США расходуют энергии на 50% меньше, чем в 1970 году. С 1980-го по 2000 год затраты энергии на единицу промышленной продукции уменьшились на 25%. Достигнутые темпы роста энергоэффективности в целом планируется сохранить и улучшить благодаря политике, которая за последние тридцать лет обеспечила экономический рост, в пять раз превысивший рост энергопотребления. Газовая политика предполагает 90% использования природного газа для увеличения производства электроэнергии к 2020 году. При том что сейчас природный газ обеспечивает 24% энергетических потребностей США, планируется увеличить потребление газа к 2020 году на 37%. Особое внимание уделяется выявлению и преодолению вызовов и барьеров на пути выполнения энергетической стратегии.

Уровень благосостояния граждан стран, в которых обеспечивается высокая эффективность СЭНП, довольно высок. Так что интересы повышения благосостояния и укрепления энергетической безопасности Украины требуют повернуться лицом к Энергетической стратегии Украины немедленно. Пока еще не поздно. Ведь тот, кто не хочет выполнять собственную энергетическую стратегию, будет выполнять чужую. Конечно, принятая Энергетическая стратегия Украины до 2030 года не лишена недостатков. Следует отметить, что их нужно преодолевать с помощью разработки (в качестве основного заказчика и разработчика должно наконец-то выступить Министерство экономики Украины — конь должен стоять впереди телеги) эффективного механизма внедрения и гармоничного развития энергетической сферы — Национальной энергетической программы Украины до 2020 года (НЭПУ). Но обычными программными средствами за короткий срок динамично гармонизировать газовую сферу в составе энергетической сферы (тоже требующей радикальных изменений) уже невозможно. Для этого в составе указанной НЭПУ необходимо разработать Программу радикальных мер по сокращению потребления газа в Украине до 2015 года (ПРМЕГУ-2015). В ней, в частности, должны быть законодательно определены срок реализации потенциала энергоэкономности — 5—10 лет (табл. 7) и нормативная базовая динамика радикального газового баланса по корректированию Энергетической стратегии Украины (табл. 8).

Даже через 5—10 лет, если мы перейдем на рыночные цены на газ, оплату транзита и хранения газа, уменьшим потребление газа до
45 млрд. кубометров, увеличим собственную добычу, все равно зависимость от поставок российского газа будет превышать 50% (что противоречит основам энергетической безопасности — не более 33%). Поэтому для перехода от «условно рыночных» цен на газ к настоящим рыночным ценам нужно побеспокоиться о третьем источнике газоснабжения, в частности о строительстве трубопровода «Белый поток».

А осознав необходимость радикального улучшения уровня жизни граждан, определив национальные интересы и то, как это можно сделать, обществу важно создать системные предпосылки и предложить направления разработки правительством НЭПУ, ПРМЕГУ-2015. Причем нужно исходить из приоритетов программы правительства «Украинский прорыв», из Энергетической стратегии Украины до 2030 года, из понимания неотложных общественных потребностей и противоречивости природы современного энергопользования, из того, что в основе их решения должны быть национальные интересы и главные задачи в этой сфере. Это позволит на практике перейти от современного опасного состояния монопольной газовой зависимости от одного источника снабжения в 2007 году к безопасному диверсифицированному газоснабжению из трех источников в 2020-м (см. рис. 1, 2).

Учитывая изложенные выше соображения, усилия целесообразно направить на разработку и осуществление важных шагов в таких стратегических направлениях.

Первое направление. Опреде­ление и закрепление законодательно национальных интересов и приоритетов: развитие газовой сферы на основе разработки и внедрения правительством НЭПУ, ПРМЕГУ-2015; эффективное использование собственных газовых ресурсов (в т.ч. на основе современных нормативных документов, потому что, например, действующее постановление Кабинета министров Украины №786 от 15 июля 1997 г. «О порядке нормирования удельных затрат топливно-энергетических ресурсов в общественном производстве» до сих пор разрешает применять временные расточительные, научно не обоснованные отраслевые методики нормирования затрат топливно-энергетических ресурсов), диверсификация источников газоснабжения, оптимальное сочетание с другими видами энергоресурсов; приведение в соответствие с программами социально-экономического развития топливно-энергетических газовых балансов государства и его регионов; рыночное обеспечение эффективного и стабильного функционирования и развития газовой сферы, ее детенизация; активизация участия в международном разделении труда в газовой сфере, в создании современной энергокоммуникационной среды; превращение транзитного потенциала Украины в действующий стратегический ресурс.

Второе направление. Выявле­ние, идентификация, учет или устранение внешних и внутренних вызовов и препятствий: проявление надлежащей политической воли к выработке и проведению самодостаточной, прозрачной энергетической политики; преодоление вызовов несовершенства и вредности посредничества в поставках и торговле газом; преодоление неготовности украинской системы газопользования конкурировать на рынке XXI века; ослабление угрозы политического давления на основе усовершенствования экономического сотрудничества; переосмысление энергетических возможностей Украины. Одним из серьезных вызовов является печальная участь НАК «Нафтогаз Украины», которая была спровоцирована действиями предыдущего правительства и пути улучшения которой разрабатываются правительством Ю.Тимошенко.

Изучение и разумное использование международного опыта, улучшение диалога со странами–поставщиками газа, уменьшение барьеров на пути торговли и инвестиций, эффективное использование международных институтов в случае политического давления. Создание условий для невозможности дисбаланса между спросом и предложением газового ресурса. Реализация обеспечения экономического роста при уменьшении газопотребления. Политика газосбережения, сохранения и защиты окружающей среды.

Третье направление. Разработ­ка основ и проведение самодостаточной, прозрачной и последовательной энергетической политики Украины. В отношении газовой сферы — модернизация системы газопользования и газовой инфраструктуры, стабилизация системы газообеспечения, укрепление энергетической безопасности государства, обеспечение охраны окружающей среды, сохранение и укрепление руководящей роли государства (через законодательство, систему регулирования деятельности естественных монополий). Государственное обеспечение эффективного использования и развития национальных достижений в газовой сфере, формирование современного понимания государственной функции управления СЭНП. Также государство должно сосредоточиться на макроэкономическом регулировании, стратегическом планировании, стимулировании экономических процессов на длительную перспективу, на системной гармонизации функционального, организационного и структурного развития СЭНП. Кроме того, государство обязано обеспечить реализацию законного статуса и эффективности работы формально существующего Национального агентства по обеспечению эффективного использования энергетических ресурсов, НАК «Нафтогаз Украины», других ключевых ведомств.

Четвертое направление. Разработ­ка и проведение активной политики экономических и рыночных реформ: внедрение энерго­эффективной модели экономики; создание действенных механизмов государственного управления функциональным развитием топливно-энергетической сферы путем усовершенствования финансовой, ценовой, налоговой и таможенной политики; обеспечение прогнозируемости, эффективности и прозрачности рынка газа, демонополизация и детенизация рынка газа, легализация механизма расчетов и схем газоснабжения, предупреждение образования государственных долгов и их погашение передачей стратегических объектов; осуществление систематического государственного мониторинга рынка газа и его использование исходя из того, что наиболее эффективным регулятором системы «спрос—предложение» газа является контролируемый государством рыночный механизм; проведение эффективной ценовой политики и ценообразования, отказ от субсидирования потребителей социальной сферы за счет цены; проведение фискальной экономической политики по борьбе с расточительным и неэффективным использованием газа.

Исходя из тенденции политических событий по разрешению февральского кризиса газоснабжения Украины, можно надеяться, что между Украиной и Россией будет подписано соглашение о пятилетнем сроке адаптации Украины к оптимальным условно рыночным ценам на газ и транзитные услуги. Понятно, что без ПРМЕГУ-2015 делать это будет крайне сложно.

Пятое направление. Разработка эффективной и технологически совершенной газовой инфраструктуры: преодоление изношенности газотранспортной и газораспределительной системы (распределительные газовые сети давлением до 1,2 МПа составляют трубопроводную инфраструктуру длиной почти 287 тыс. км и около 51 тыс. газорегуляторных пунктов, требующих постоянных эксплуатационных вложений); усовершенствование и автоматизация системы управления, контроля и учета газопотоков (из-за ее несовершенства существуют неучтенные объемы списываемых газовых «потерь»); расширение использования природного газа в новых нетрадиционных установках (экономичные мини-котельные, микротурбины и т.п.); обеспечение надежности газовой инфраструктуры, профилактика и предупреждение аварийности; эффективное использование подземных газохранилищ, создание стратегического резерва газа (в ущерб национальным интересам предыдущее правительство отдало подземные стратегические газохранилища в аренду дочерней компании «РосУкрЭнерго» ЗАО «УкрГаз-Энерго» на 25 лет, теми же стараниями ЗАО «УкрГаз-Энерго» стало опасным монополистом на внутреннем газовом рынке — ПРМЕГУ-2015 должна позитивно решить участь распределительных газовых сетей); приведение цен и тарифов к экономически обоснованному уровню; упорядочение оплаты за использованный газ потребителями жилищно-коммунальных услуг, осуществляемой сегодня в основном по установленным нормам, почти вдвое превышающим фактические объемы потребления газа; усиление системы технического надзора и контроля над соблюдением обязательств лицензиатов (дабы в принципе исключить аварии, подобные произошедшей в Днепропетровске); снижение техногенной нагрузки на окружающую среду при добыче, транспортировке и распределении газа; внедрение в газотранспортной системе экономных газоперекачивающих агрегатов. Интенсификация разведки новых газовых месторождений, увеличение собственной добычи газа (к сожалению, статистика свидетельствует, что в Украине наблюдается уменьшение собственной добычи газа).

Шестое направление. Совершенст­вование политики международного сотрудничества и развитие газового моста в страны ЕС: укрепление роли существующей газотранспортной системы и ее дальнейшее развитие как важного фактора надежности и безопасности энерго­обеспечения и евроинтеграции; проведение надежной транзитной политики, усиление безопасности транзита газа, оптимизация тарифов за транзит и хранение газа в подземных хранилищах; переход в газовой сфере исключительно на прямые контракты; переход на долго­срочные контракты по транзиту; поиск новых источников и поставщиков газа, участие в строительстве новых евро-азиатских транспортных коридоров и маршрутов («Белый поток» и т.п.).

Седьмое направление. Разработ­ка основ и проведение эффективной организационной политики. Разработка и выполнение ПРМЕГУ-2015 требует создания и функционирования на этот период эффективного координационного органа при правительстве Украины. Для усиления функции государственного управления и ее эффективного осуществления, систематической глобальной и тактической реализации Энергетической стратегии Украины до 2030 года, НЭПУ, ПРМЕГУ-2015, адаптации к изменчивой экономической и энергетической ситуации, оперативного и обоснованного их корректирования принципиальным условием является необходимость создания Энергетического координационного совета при Кабинете министров Украины (под эгидой указанного компетентнейшего государственного органа целесообразно инициировать разработку проекта Кодекса эффективного энергопользования в Украине, разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады Украины проект закона об ежегодной Балансовой энергетической резолюции и т.п.). Этот орган должен компетентно и оперативно обеспечивать реальную энергонезависимость государства, оценивать и направлять действия властей, квалифицированно и своевременно реагировать на все вызовы по дестабилизации сферы энергопользования.

Рассмотренные системные предпосылки разработки Национальной энергетической программы Украины до 2020 года, Программы радикальных мер по сокращению потребления газа в Украине до 2015 года убедительно доказывают — альтернативой диверсификации источников энергоснабжения может быть только энерго­экономность.