UA / RU
Поддержать ZN.ua

Энерго-политическая подзарядка

За последние два года деятельности украинского правительства наибольший экономический импульс к политическому действию ему не однажды придавали события в топливно-энергетическом комплексе...

Автор: Валентин Землянский

За последние два года деятельности украинского правительства наибольший экономический импульс к политическому действию ему не однажды придавали события в топливно-энергетическом комплексе. Основным же генератором событий практически постоянно выступал северо-восточный сосед, чьи бизнесмены и чиновники, очень быстро перенимая опыт экономической экспансии у западных коллег, довольно агрессивно применяли его в Украине. В этой связи можно вспомнить обходные нефте- и газопроводы, набивший оскомину реверс нефтепровода Одесса—Броды, двойной НДС на российскую нефть или блицкриг либерального императора российской энергетики Анатолия Чубайса.

Заподозрить отечественных чиновников в оперативности достойного ответа на выпады российских энергетических топ-менеджеров достаточно сложно. Как ни обидно осознавать, но именно благодаря, а не вопреки столь вызывающему поведению российской бизнес-элиты в структуре украинского топливно-энергетического комплекса начали происходить некоторые изменения. Именно после шоковой терапии на рынке нефтепродуктов правительство озаботилось созданием стратегического нефтяного резерва, а угроза российской экспансии в энергетику ускорила корпоратизацию электроэнергетических и угольных компаний для сохранения госконтроля над предприятиями и выведения их из нескончаемого финансового коллапса. Более того, вынужденно начавшийся процесс восстановления отечественного ТЭК принес неожиданные экономические плоды, которые при правильном приготовлении вполне можно подавать к столу переговоров между Россией и Украиной по межгосударственным политическим вопросам.

Российский киловатт Тулуба

В начале июня стало известно, что НАЭК «Энергоатом» после запуска энергоблоков на Хмельницкой и Ривненской АЭС, мощность которых должна составить более 10 млрд. кВт-ч, намерена экспортировать избыточные объемы электроэнергии в Россию. По словам министра топлива и энергетики, президента НАЭК «Энергоатом» Сергея Тулуба, проект контракта с россиянами предполагает ежемесячный экспорт в Россию 500 млн. кВт-ч, что должно обеспечить «Энергоатому» ежемесячные дополнительные поступления в размере 35 млн. грн.

К середине июля стали известны потенциальные партнеры с российской стороны. Глава Минтопэнерго заявил, что «Энергоатом» ведет переговоры с компаниями АО «Транснефть» (оператор нефтетранспортной системы России) и «Интер РАО ЕЭС» (дочерняя компания РАО «ЕЭС России», осуществляющая импорт и экспорт электроэнергии). Примечательно, что украинские энергетики изначально очень жестко обозначили свою позицию по финансовой части контракта: полная предоплата поставляемой в Россию электроэнергии. Российские компании, в свою очередь, предложили частичную предоплату ежемесячного объема экспортируемой «Энергоатомом» электроэнергии. При этом оплата остатка, по предложению россиян, должна производиться по факту — в конце расчетного месяца.

Такие условия не устроили украинскую сторону, поскольку это противоречит первоначальным договоренностям сторон, достигнутым в июне.

Впрочем, скорее всего, особо упорствовать г-н Чубайс не будет, поскольку в России на сегодня достаточно высокими темпами растет не только производство, но и потребление электроэнергии. По данным пресс-службы РАО «ЕЭС России», электростанции компании в первом полугодии 2004 года выработали 331,7 млрд. кВт-ч электроэнергии, или на 2,1% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В целом по России энергопотребление за шесть месяцев составило 460 млрд. кВт-ч., превысив показатели 2003-го на 2%. При этом прирост производства электроэнергии в РАО «ЕЭС России» в первом полугодии 2004 года был обеспечен гидроэлектростанциями, выработка которых увеличилась на 16% и достигла 65,1 млрд. кВт-ч.

Объемы производства электроэнергии тепловыми электростанциями РАО «ЕЭС России» остались прежними — 266,6 млрд. кВт-ч. Таким образом, 58% электроэнергии в России вырабатывается более затратными тепловыми электростанциями, что вряд ли будет способстовать реализации амбициозного плана российского руководства по удвоению ВВП. Отметим, что в Украине в общем объеме производства электроэнергии за первое полугодие доля ТЭС составила 40,5% (в 2003-м — 44,2), ГЭС — 7,8 (5,2), АЭС — 46,3% (45,7%).

Безусловным аргументом украинской стороны является цена на отечественную электроэнергию, которую предполагается экспортировать за рубеж. По словам директора по корпоративному развитию «Энергоатома» Максима Русинова, в окончательном варианте договора определено, что НАЭК самостоятельно выступит оператором поставок электроэнергии в Россию, пользуясь собственной действующей лицензией на право поставки электроэнергии по нерегулируемому тарифу. При этом ее цена не разглашается. По словам М.Руссинова, «до заключения контракта некорректно обсуждать либо делать предположения о будущей цене – ведь существует коммерческая ответственность сторон за разглашение подобной информации. После подписания контракта никто никаких тайн делать не будет – ведь цена будет обоснованной. Но уже сейчас ясно, что цена будет превосходить сегодняшние предположения экспертов и журналистов».

По оценкам экспертов, такая позиция компании является наиболее рыночно обоснованной, поскольку позволит «Энергоатому» иметь широкое поле для ценового маневра по сравнению с другими экспортерами электроэнергии в РФ и непосредственно с российскими производителями. Отметим, что на сегодня стоимость электроэнергии, вырабатываемой атомными станциями в Украине, не превышает 0,013 долл. за 1 кВт-ч, тогда как на российском оптовом рынке минимальная цена составляет 0,017 долл. При этом РАО уже импортирует энергию из Киргизии (1 млрд. кВт-ч в 2004 году по 0,0115 долл. за 1 кВт-ч) и Казахстана (1,2 млрд. кВт-ч по 0,0085 долл.).

Украинские реалии Минтопа

Несмотря на достаточно мощный прорыв «Энергоатома» на российский рынок электроэнергии, заключение договора с РАО «ЕЭС» может таить определенные подводные камни. Прежде всего, речь идет о затягивании создания НАК «Энергетическая компания Украины», что может привести к возникновению довольно неоднозначной ситуации для нынешнего руководителя Минтопэнерго. Согласно заявлению Анатолия Чубайса, сделанному в конце июня, «ЕЭС России» рассматривает возможность реализации проектов в электроэнергетике стран Восточной Европы. В частности, по его словам, энергохолдинг не отказался от планов по реализации проектов в энергоотрасли Украины.

Сложившуюся ситуацию можно описать так: что русскому хорошо, то украинцу — смерть. Тем более, что, несмотря на заявляемый правительственными чиновниками безудержный промышленный рост и увеличение ВВП, производство и потребление электроэнергии снижается. Как заявила пресс-служба Минтопэнерго, используя данные госпредприятия «Энергорынок», производство электроэнергии в объединенной энергосистеме (ОЭС) Украины за январь—май сократилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,84% — с 79,310 до 77,851 млрд. кВт-ч, а потребление, соответственно, — на 1,97%, или с 77,411 до 75,888 млрд. кВт-ч.

С введением дополнительных мощностей, способных вырабатывать более 10 млрд. кВт-ч в год, украинская энергетика превращается в достаточно лакомый кусок, обладающий мощным базовым экспортным потенциалом. Напомним: только за минувший год Украина экспортировала 5,156 млрд. кВт-ч, увеличив экспорт электроэнергии на 84,3% по сравнению с 2002 годом. За первое полугодие текущего года было экспортировано 2,425 млрд. кВт-ч электроэнергии, что практически соответствует данным за аналогичный период 2003-го. Впрочем, скорее всего, участие российской стороны в получении корпоративного контроля над энергетикой Украины снова станет предметом межгосударственных политических торгов, не имеющих ничего общего с реалиями отечественной энергетики.

Между тем, наличие избыточных объемов электроэнергии, которая будет произведена на атомных электростанциях, не сможет не сказаться и на внутреннем рынке. По словам Максима Русинова, «если у «Энергоатома» есть первая, приоритетная возможность работать на Оптовом рынке электроэнергии, мы, безусловно, туда будем отдавать электроэнергию в приоритетном порядке. Это понятно. То есть первое — это внутренний потребитель, обеспечение стабильного внутреннего потребления». Следовательно, согласно законам рыночной экономики, на Оптовом рынке должно начаться снижение стоимости электроэнергии, поскольку спрос будет значительно превышать предложение.

На первую декаду июля средняя цена на Оптовом рынке составляла 0,1179 грн. за 1 кВт-ч. Стоимость тонны энергетического угля для электростанций колебалась в пределах от 131 (необогащенного) до 171 грн. (улучшенного качества). При этом цена по-прежнему не покрывала и половину себестоимости добычи. В случае снижения стоимости электроэнергии вполне ожидаемым будет и уменьшение цены на уголь, поставляемый для ТЭС. В такой ситуации у руководства создаваемой государственной угольной корпорации могут возникнуть непредвиденные финансовые проблемы.

Несмотря на наличие определенных негативных моментов, недооценивать экспортные инициативы «Энергоатома» нельзя. Хотя бы в том плане, что продажа избыточных объемов атомной электроэнергии позволит компенсировать объемы российской электроэнергии, получаемой в результате не таких уж и нулевых. Кроме того, именно выход украинской компании на российский электроэнергетический рынок может стать катализатором в российско-украинском переговорном процессе по всем проблемным вопросам в сфере топливно-энергетического комплекса.