UA / RU
Поддержать ZN.ua

Энергетика: ошибки в контрольной

Скандальный размыв государственного пакета акций в ОАО «Днепрэнерго» (г. Запорожье) лишний раз показал всю уязвимость украинской энергетики...

Автор: Константин Столяров

Скандальный размыв государственного пакета акций в ОАО «Днепрэнерго» (г. Запорожье) лишний раз показал всю уязвимость украинской энергетики. Быстрая и почти незаметная подготовка — и через два месяца пораженная публика наблюдает молниеносное изменение соотношения сил.

О событиях, посвященных размыву госпакета, уже столько написано, что не стоит особо повторяться. Пора действовать. Благо, что существует достаточно четкий алгоритм возврата компании под контроль государства.

В случае с «Днепрэнерго» Кабмин должен сделать всего пять шагов.

Во-первых, добиться через суд признания незаконным и отменить прошлогоднее распоряжение правительства Виктора Януковича, которым НАК «Энергетическая компания Украины» предписывалось голосовать за допэмиссию акций ОАО «Днепрэнерго».

Затем инициировать от имени государства иски о признании незаконными решений общего собрания акционеров ОАО «Днепрэнерго» по дополнительному выпуску акций от 27 августа 2007 года.

Во-вторых, обжаловать в суде определения хозяйственного суда Запорожской области, которыми были утверждены изменения в план санации ОАО «Днепрэнерго» и мировое соглашение в деле о его банкротстве.

Третьим шагом будет обращение в суд с требованием запретить перерегистрацию акций дополнительной эмиссии ОАО «Днепрэнерго» на ООО «Инвестиционное сообщество» (его основателями являются подконтрольные бизнесмену Ринату Ахметову ОАО «Павлоградуголь» и ОАО «Шахта Комсомолец Донбасса», которые входят в «Донбасскую топливно-энергетическую компанию» (ДТЭК). Такой запрет обеспечит сохранение в собственности государства 76% уставного фонда ОАО «Днепрэнерго».

В-четвертых, следует обеспечить регистрацию представителей государства (НАК «ЭКУ») для участия в общем собрании акционеров ОАО «Днепрэнерго». С директивой голосовать за отзыв действующего состава исполнительных и контролирующих органов «Днепрэнерго» (в основном из числа частных акционеров, подконтрольных бизнесмену и политическому деятелю Ринату Ахметову) и за избрание в органы управления представителей государства (Минтопэнерго, НАК «ЭКУ»).

И наконец, последним, пятым пунктом должно стать обращение в суд с иском о признании недействительными решений предыдущего наблюдательного совета ОАО «Днепрэнерго» (контролируемого именно структурами Рината Леонидовича), которыми были избраны подконтрольные ему же члены правления «Днепрэнерго». Все.

Не сказать, что все это очень просто. Но при наличии воли, а главное — желания займет не так уж много времени.

Но вот с волей плоховато. Сравните публичное обращение Юлии Тимошенко в августе — к президенту Украины, премьер-министру и в Фонд госимущества с просьбой отреагировать на передачу крупнейшего производителя электроэнергии «за бесценок». «…Практически уже пошла «с молотка» энергетика Украины… — негодовала Юлия Владимировна. — И мы увидели, как правительство работает в спайке с бизнесом. Если так дальше будет продолжаться, то даже если будет сменена власть, хозяином Украины останется Ахметов… Такая монополизация для страны недопустима ни при каких обстоятельствах. Обращаюсь к премьер-министру, в продажный Фонд государственного имущества, к президенту Украины, чтобы они отреагировали должным образом и чтобы они вернули государству объекты, которые создают в государстве монополию и влияют на стоимость электроэнергии для людей по всей стране.

Через месяц (т.е. в начале октября 2007-го. — К.С.), думаю, все же поменяется власть, и наша политическая сила поставит на свои места все те предприятия, которые они сейчас спешно за бесценок рассовывают по карманам. Они все будут возвращены государству». Все это обещала будущий премьер, добавляя при этом, что «такого беззакония и наглости за последние месяцы Украина не видела».

Тогда же Тимошенко возмутило, что все центральные телеканалы Украины не дали адекватной оценки этому событию, а также не было реакции руководителей государства. На этой неделе (аккурат 29 февраля) этому заявлению будет полгода. Но что-то не видно, чтобы изменилась позиция центральных телеканалов, не наблюдается и возврата предприятия в госсобственность.

Напротив, во время рассмотрения иска относительно признания неправомерным распоряжения Кабинета министров о предоставлении согласия НАК «ЭКУ» голосовать за проведение дополнительной эмиссии акций «Днепрэнерго», представитель Кабинета министров в судебном заседании возражает против заявленного иска. Это совсем не соответствует призыву «поставить на свои места».

Возможно, лоббисты донецкой группы успокоили Юлию Тимошенко тем, что государство не утратит контроль над ОАО «Днепрэнерго», так как даже после размыва пакета будет владеть 50%+1 акцией этого предприятия.

Но у премьера, по-видимому, не самые грамотные советники. Повторимся. Украинское корпоративное законодательство содержит норму, согласно которой необходимым кворумом для проведения собрания акционеров является 60% акций.

У ДТЭК после проведения пресловутой допэмиссии сосредоточено 44% акций ОАО «Днепрэнерго». То есть, не приняв участие в собрании акционеров, донбасская компания может заблокировать проведение собрания акционеров «Днепрэнерго» в любой момент. И длиться это может бесконечно долго.

В этих условиях все управление деятельностью ОАО «Днепрэнерго» будет осуществлять наблюдательный совет, большинство членов которого ассоциируются с Р.Ахметовым. В том числе и люди, номинально представляющие НАК «ЭКУ».

Так, А.Позняков до своего назначения и.о. первого вице-президента НАК «ЭКУ» руководил департаментом генерации дирекции по производству ДТЭК.

А.Яшта до назначения на должность и.о. вице-президента «ЭКУ» был директором ООО «Энергопроект» — разработчика технической политики для предприятий ДТЭК и исполнителя проектно-исследовательских работ.

Кроме того, в наблюдательный совет «Днепрэнерго» вошли представители аффилированной с ДТЭК компании DTEK Holdings Limited, сам DTEK Holdings Limited как юрлицо, а также два представителя ДТЭК — В.Бутенко и А.Онищенко.

То есть, владея контрольным пакетом акций, государство на протяжении длительного времени не будет иметь возможности хоть как-то влиять на работу «Днепрэнерго». Что, собственно говоря, уже и происходит.

Вообще любопытно — насколько Кабмин в курсе происходящего в энергетике?

Дело в том, что в период работы Кабмина В.Януковича, помимо всплывшей на свет истории с «Днепрэнерго», произошло немало других интересных событий. В частности, произошла фактическая концентрация управления рядом ключевых энергетических предприятий в руках людей, вышедших из структур Р.Ахметова.

Схема была достаточно проста. Государство делегировало полномочия по владению акциями и участию в управлении энергогенерирующими и энергосбытовыми компаниями НАК «ЭКУ». Руководителем НАК «ЭКУ» при предыдущем Кабмине стал Игорь Глущенко — доверенное лицо бывшего вице-премьера Андрея Клюева. Затем по инициативе Андрея Петровича и при всемерной поддержке тогдашнего министра топлива и энергетики Юрия Бойко в наблюдательные советы ряда энергогенерирующих и энергосбытовых компаний были введены выходцы из «Донбасской топливно-энергетической компании».

Предварительно новые члены наблюдательного совета покупали сугубо символическое количество — одну-две акции — той или иной энергогенерирующей или энергосбытовой компании, становясь ее акционерами.

После чего руководство НАК «ЭКУ» обеспечивало голосование за их избрание в наблюдательные советы энергогенерирующих и энергосбытовых компаний.

Фактически, по квоте НАК «ЭКУ» в набсоветы избирались необходимые люди.

В результате государство, имея контрольные пакеты акций в энергогенерирующих компаниях, де-факто не имеет большинства в их наблюдательных советах. Между тем именно набсоветы формируют в них производственную и сбытовую политику.

Пример «Днепрэнерго», где из семи членов большинство так или иначе были связаны с ДТЭК, уже приводился. Однако и в соседнем ОАО «Донбассэнерго» (госпакет — 85,77% акций) из семи членов только трое представляют государство. У остальных есть и иные предпочтения. Кстати, наблюдательный совет «Донбассэнерго» возглавляет Александр Позняков.

Похожая ситуация в ОАО «Центрэнерго» (госпакет — 78,29% акций). Там наблюдательный совет возглавлял Николай Стегний, ранее работавший в ахметовской компании «Востокэнерго».

Особый интерес представляет ситуация в единственной украинской компании, которая производит электроэнергию для экспорта, — ОАО «Западэнерго». Государство через НАК «ЭКУ» владеет 70,1% ее акций. Но из пяти членов набсовета «Западэнерго» трое опять же близки к донецким. В том числе и уже знакомые нам председатель наблюдательного совета г-н Позняков и его заместитель г-н Стегний.

Очень интересно также посмотреть на наблюдательные советы «Днепроблэнерго», «Донецк­облэнерго», ОАО «Крым­энерго» и даже не построенной Днестров­ской ГАЭС. Справедливости ради отметим, что корпоративная ситуация там не столь запущена, как в запорожской энергогенерирующей компании. А вот ситуация вокруг «Киев­энерго» — вообще отдельная песня.

Тем не менее уровень государственного контроля придется усиливать повсеместно. Хотя бы для того, чтобы оценить реальную степень управляемости компаний.

Только личное вмешательство министра топлива и энергетики Юрия Продана предотвратило расторжение договоров на ведение реестров с регистратором «Укрнефтегаз» и появление ряда других, гораздо более лояльных к новым акционерам. В Запорожье это однозначно бы привело к потере госпакета.

Однако четкой позиции Кабинета министров по вопросам электроэнергетики пока не видно. В результате появились предположения о том, что Тимошенко могла заключить с Ринатом Леонидовичем своеобразный пакт о ненападении, результатом которого стало фактическое изменение ее позиции относительно необходимости возврата государственного контроля над «Днепрэнерго».

Голосование в Верховной Раде законопроекта о тендерных закупках лишь усилило такие слухи.

Однако подобная политика как минимум недальновидна. Государственный контроль над энергетикой нельзя строить по формальному признаку. Да и избиратели могут не понять, почему накануне выборов одно и то же называется «беззаконием и наглостью», а полгода спустя не вызывает никаких публичных эмоций...

И дело даже не в предвыборных обещаниях. В свое время один мудрый человек сказал, что государственный деятель отличается от политика тем, что думает не о следующих выборах, а о стране. Этот тест сложен, и большинство его не выдерживают. Но пройти его придется и Тимошенко. На результаты посмотрим.