UA / RU
Поддержать ZN.ua

Энергетический рынок ЕС: борьба за освобождение

Либерализация энергорынка Европейского Союза, о необходимости которой так долго говорили, вступила в новую фазу...

Автор: Оксана Приходько

Либерализация энергорынка Европейского Союза, о необходимости которой так долго говорили, вступила в новую фазу. С 1 июля этого года две трети потребителей энергии в Европе смогут самостоятельно выбирать себе ее поставщиков. В 1999 году такую возможность получили крупные компании, а с 2007-го свободу выбора получат все европейские потребители.

Усилия Еврокомиссии, направленные на дерегуляцию энергетического рынка, встречают отчаянное сопротивление Франции и Германии, но в значительной степени поддерживаются правительствами Великобритании и Нидерландов. Хотя и здесь все не так однозначно. К напряженной борьбе, направленной против государственного дотирования непомерно раздутой Electricite de France, и, тем более, к сопротивлению попыткам отобрать у этой энергокомпании миллиард евро, которые она получает на незаконных, как утверждается, основаниях, еврокомиссары были готовы. Однако стремление британского правительства аналогичным образом решить проблемы British Energy, оператора атомных электростанций, похоже, застало их врасплох.

Тем не менее, по общему признанию, результаты работы Еврокомиссии в этом направлении очень высоко оценивают даже те участники околоэнергетических баталий, которые находятся по другую сторону баррикад. Прежде всего, еврокомиссарам удалось добиться создания в каждой стране специального регуляторного органа. Причем Германия, наиболее активно сопротивляющаяся этому требованию, «сдалась» буквально накануне 1 июля. Тем не менее сейчас именно эти органы должны будут следить за тем, чтобы конкуренция на энергорынке была честной и справедливой. А для этого нужно лишить энергетических монстров «лишних» привилегий. Например, собственных энергетических инфраструктур, которые придется либо продавать, либо на условиях аукциона предоставлять в распоряжение своих потенциальных конкурентов. Кроме того, тарифы на транзит энергоносителей отныне должны приобрести прозрачность, столь несвойственную им ранее.

Впрочем, наличие национальных регулирующих органов (в Украине таковыми можно считать НКРЭ) вовсе не исключает необходимость существования такого органа на общеевропейском уровне. В его компетенции должны оказаться вопросы гармонизации налогов в сфере энергетики, предупреждение возможности сговора между энергетическими монополиями с целью не допустить на рынок новичков, а также урегулирование экологических проблем. Предполагается, что в этом направлении работа начнется уже со следующего года.

Тем не менее вероятность того, что процесс либерализации может быть свернут, все еще существует. В Европе достаточно политических сил, готовых использовать участившиеся случаи отключения электроэнергии как аргумент против либерализации энергетического рынка. Хотя в действительности эти отключения лишний раз подтверждают необходимость срочной реорганизации этой отрасли экономики. Ведь, как показывает опыт британской National Grid, объемы инвестиций в модернизацию линий электропередач после приватизации этой компании увеличились в четыре раза.

Поэтому неудивительно, что наиболее показательным испытанием рыночной ориентации европейских энергетиков станет предстоящая приватизация Electricite de France. Французские «верхи» и не скрывали, что они не хотят этого делать. Теперь же возникли сомнения в том, что они это могут.

Как сказано в парламентском докладе, опубликованном во Франции в прошлом году, финансовое положение Electricite de France оказалось намного хуже, чем предполагалось ранее. По данным самой компании, сумма ее общей задолженности составляет 24 миллиарда евро при стоимости ее фондов 18,9 миллиарда евро. Однако, по данным парламентской комиссии, сумма задолженности в действительности составляет все 50 миллиардов. Более того, в атомной энергетике значительная часть расходов идет на закрытие станций после окончания их работы и утилизацию отработанного ядерного топлива. Эти расходы входят в стоимость электроэнергии. В других странах, таких, как США, Испания и Швеция, эта часть стоимости электроэнергии аккумулируется в специальных фондах, доступа к средствам которых руководство компании не имеет. Однако во Франции, равно как и в Германии, деньги, предназначаемые на финансирование закрытия станций, в случае особой необходимости можно было тратить по усмотрению администраций энергокомпаний. Стоит ли говорить о том, что недостатка в поводах для «особой необходимости» не было и денег на закрытие станций нет? Французское правительство эту проблему решило, продлив срок службы атомных электростанций с 30 лет до 40, и тем самым существенно повысило стоимость активов Electricite de France. Правда, только на бумаге.