UA / RU
Поддержать ZN.ua

Энергетическая дипломатия: не позволить себя обойти

Планы построения чужих газопроводных "потоков" в обход Украины и внутренняя низкая эффективность хозяйствования в энергетической сфере - вызовы энергетической безопасности не только Украины, но и всего Европейского Союза.

Автор: Наталья Кацер-Бучковская

Планы построения чужих газопроводных "потоков" в обход Украины и внутренняя низкая эффективность хозяйствования в энергетической сфере - вызовы энергетической безопасности не только Украины, но и всего Европейского Союза. Решить комплекс энергетических проблем на международном рынке можно только за счет объединения усилий внутри страны и использования всех имеющихся рычагов на дипломатическом фронте

Круг возможностей становится все уже

У Украины осталось чуть более двух лет до момента, когда в 2019 г. закончится действие контракта на транзит российского газа по нашей территории. С потерей транзитного потенциала будет утрачена не только значительная часть национального дохода (плата за транзит), но и определенная часть энергетической безопасности, а также преимущества при переговорах с российским монополистом.

Между тем призрачные планы альтернативных газопроводов из Российской Федерации в Европу становятся все более реалистичными. 5 октября в СМИ появилась информация, что бывший канцлер Германии Герхард Шредер возглавил совет директоров компании "Северный поток-2" - "дочки" российского "Газпрома". Так же, как возглавлял и "Северный поток-1". Это, безусловно, сигнал об усилении дипломатического наступления России на рынке газа в Европе, ведь "Северный поток-2" может удвоить прямые поставки газа. Заявление о назначении прозвучало в октябре, хотя фактически господин Шредер занял пост еще 29 июля. В том же июле Польский антимонопольный регулятор UOKiK возразил против создания совместного предприятия для строительства "Северного потока-2". Согласно его решению, создание компании по строительству газопровода может привести к ограничению конкуренции на рынке газа. Для Украины этот проект явно угрожает энергетической безопасности, преследуя идею обойти нашу страну, являющуюся членом Европейского Энергетического сообщества, в транспортировке газа в Западную Европу. Он также подрывает энергетическую безопасность Европейского Союза в целом. Строительство этого газопровода будет прямым нарушением условий Директивы 2009/73/ЕС об общих правилах внутреннего рынка по газу и Третьего энергетического пакета в части разделения собственности.

Однако у Евросоюза и каждой страны, входящей в ЕС, свои планы по энергобезопасности. Наверное, поэтому 25 октября Еврокомиссия согласилась дать разрешение российскому "Газпрому" на увеличение объемов транспортировки газа в Евросоюз через трубопровод OPAL, который является частью построенного в обход Украины "Северного потока" и проходит по территории Германии - от Балтийского моря до города Бранд на границе с Чехией. Еврокомиссия якобы позволила РФ использовать более 50% мощностей газопровода (ранее действовало ограничение - не более 50%), а еще 10–20% транспортных мощностей "Газпром" должен будет предоставлять другим поставщикам. Такие требования предусмотрены европейским законодательством.

10 октября Россия и Турция заявили о подписании межправительственного соглашения по "Турецкому потоку". Об этом сообщил председатель правления "Газпрома" А.Миллер: "Межправительственное соглашение, которое будет подписано, предполагает строительство двух ниток магистрального газопровода по дну Черного моря, мощность каждой нитки 15 млрд 750 млн кубометров газа. Одна нитка предусмотрена для поставок газа непосредственно на турецкий рынок, другая - для поставок транзитом через территорию Турции в европейские страны". В соглашении также определен срок: обе нитки должны быть построены к декабрю 2019 года.

Оба эти проекта - OPAL и "Турецкий поток" - из-за отсутствия технически и коммерчески объективных причин для реализации носят явный исключительно политический характер, учитывая нынешнюю геополитическую архитектуру.

Кроме того, в Стокгольме завершились устные слушания в объединенном деле по взаимным искам НАК "Нафтогаз Украины" и российского ОАО "Газпром" по контракту на поставку газа в Украину. Уточненные суммы претензий "Нафтогаза" к "Газпрому" в Стокгольмском арбитраже по двум искам - по поставкам газа и по контракту на транзит - составляют более 26,6 млрд долл., претензии российской стороны - 38,7млрд долл. Окончательное решение Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма по контракту на поставку газа ожидается до 31 марта 2017 года.

Украина поможет энергетической безопасности Европы, если...

Очевидно, что масштаб вызовов для Украины и их срочность потребуют от нас мобилизации всех имеющихся возможностей влияния на фронте энергетической дипломатии. Это комплекс инструментов для лоббирования интересов государства в энергетической сфере на международной арене. До недавнего времени в Украине никто особого внимания энергетической дипломатии как отдельному направлению внешнеполитической деятельности не уделял. Ведь отечественным политикам и чиновникам удобно было классифицировать исторически сложившуюся монопольную зависимость от России в энергоснабжении как российскую экспансию. При этом не принимались действенные меры для изменения ситуации в связи с трансформацией межгосударственных отношений. Ситуация изменилась в 2014-м. По крайней мере, многие высокопоставленные чиновники осознали, что обеспечивать энергетическую безопасность Украины нужно, используя весь спектр инструментов дипломатии. Это должно стать частью широкого государственного курса по отстаиванию национальных энергетических интересов. У Украины объективно есть весомые предпосылки для того, чтобы ее энергетическая отрасль успешно развивалась и была фундаментом для устойчивого развития национальной экономики. Более того, наша страна может стать центральным элементом по обеспечению энергетической безопасности в Европе в целом, если проведет реформы в энергетической отрасли, выполнит свои обязательства и полностью выполнит требования Энергетического сообщества.

Вопрос укрепления энергетически-дипломатического фронта был актуализирован в рамках специального совместного заседания комитетов Верховной Рады по иностранным делам и по вопросам ТЭК, состоявшегося в сентябре этого года. В формате круглого стола в заседании приняли участие народные депутаты, представители энергетических компаний, международных и общественных организаций. Дискуссия, состоявшаяся в ходе мероприятия, выявила серьезную внутреннюю проблему непонимания и отсутствия согласованной коммуникации и работы между государственными органами и компаниями энергетического сектора Украины.

На прошлой неделе комитет Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса принял ряд рекомендаций, выработанных по результатам круглого стола.

С институциональной точки зрения, насущной необходимостью является создание межведомственной группы по вопросам энергетической дипломатии с участием представителей Министерства иностранных дел, Министерства энергетики и угольной промышленности, представителей профильных комитетов Верховной Рады, НАК "Нафтогаз Украины", администрации президента и профильных организаций в энергетической сфере. Работа группы должна повысить эффективность сотрудничества всех вовлеченных государственных органов для достижения целей энергетической дипломатии, выработки и донесения единой государственной позиции по энергетической безопасности Украины на международном уровне.

Украина уже получила первое официальное предупреждение о несоблюдении сроков проведения изменений. Во внедрении энергетических реформ мы уже отстаем на год. Что касается рынка электроэнергии, то в Верховной Раде только начинается движение к изменениям. Закон "О рынке электрической энергии" парламент принял лишь в первом чтении, а для начала его реализации нужен минимум год. Поэтому придется согласовывать перенос сроков с секретариатом Энергетического сообщества.

Энергетическая дипломатия: сейчас или проигрыш

Что касается обеспечения энергетической безопасности, то в Украине уже перезрел вопрос разработки и утверждения новой Энергетической стратегии, которая учитывала бы новые геополитические условия, интересы всех представителей энергетического сектора страны с четко определенными целями и задачами для энергетической отрасли, учитывая существующие и потенциальные внешние и внутренние риски. Необходимо разработать и утвердить национальные программы по диверсификации источников энергоресурсов, в частности природного газа, ядерного топлива, угля и электроэнергии. До сих пор отсутствует закон "Об энергетической безопасности", который на законодательном уровне определил бы цели и принципы государственной политики по энергетической безопасности, направленной на защиту национальных интересов в сфере энергетики.

Ключевой задачей энергетической дипломатии является активное отстаивание использования украинской газотранспортной системы для сохранения статуса Украины как ключевого транспортера российского газа в европейские страны. Этому будет способствовать регулярное и эффективное информирование европейских партнеров о возможностях и преимуществах использования украинской ГТС и состоянии реализации нашей страной реформ. Украина взяла на себя обязательства имплементации Третьего энергопакета, который предполагает разделение государственной компании "Нафтогаз" и разграничение функций по снабжению и транспортировке природного газа. Однако реализация проекта "Северный поток-2" может существенно подорвать энергетическую безопасность Украины, снизить доходы от транспортировки газа и поставить под угрозу инвестиции в украинскую инфраструктуру, которые крайне необходимы для нормального функционирования национальной энергетической системы. Без газотранзитного бизнеса Украина потеряет прибыль на 2 млрд долл. в год (это 1,5% от валового внутреннего продукта страны).

С целью усиления сотрудничества в области энергетической безопасности Верховной Радой Украины разработано постановление, которым предусмотрено обращение к парламентариям и органам исполнительной власти государств - членов Европейского Союза по усилению сотрудничества в области энергетической безопасности, а также потенциальных рисков реализации проектов по строительству транзитных газопроводов в обход Украины. В документе говорится о поддержке Украины на пути к реализации энергетических реформ в соответствии с международными обязательствами, гармонизации законодательства ЕС и интеграции национальных энергетических рынков Украины в рынок Европейского энергетического сообщества. А еще о привлечении наших европейских партнеров к контролю и оперативному управлению газотранспортной системой страны с целью полной ее загрузки.

Важным направлением дипломатии также являются открытие новых рынков и усиление присутствия Украины на энергетических рынках Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки и Азии. Работа в профильных международных энергетических организациях также должна быть интенсифицирована с целью противодействия внешним угрозам безопасности Украины, включая "Северный поток-2" и "Турецкий поток".

Решение внутренних задач должны взять на себя исполнительные органы, гражданское общество, экспертная среда и, конечно же, Верховная Рада. Важнейшими направлениями приложения усилий внутри страны должно стать утверждение государственных целевых программ до 2020 г. по ресурсной базе углеводородов и наращиванию собственной их добычи. Кроме того, необходимо провести инвентаризацию полученных лицензий на разработку и добычу углеводородов на территории Украины.

Для ускорения позитивных сдвигов на внутреннем энергетическом рынке требуются новая упрощенная система налогообложения добычи углеводородов в Украине с учетом пересмотра рентных платежей до уровня 12% и законодательная база для упрощения получения лицензий и выполнения работ по добыче углеводородов, которые должны открыть возможности как для государственных, так и для иностранных компаний.

Параллельно Украине нужны реальные шаги и меры по выполнению положений Парижского соглашения и повышения доли возобновляемых источников энергии в Объединенной энергетической системе в рамках Национального плана действий по возобновляемой энергетике на период до 2020 г.

Эффективное слаженное сотрудничество всех государственных органов и предприятий с целью защиты национальных интересов Украины поможет укрепить наши позиции на региональных рынках Европы и внести свой весомый вклад в трансформацию энергетического рынка Европы.