UA / RU
Поддержать ZN.ua

Электромина в экспортном исполнении

Когда государственному служащему мешает государство, то, казалось бы, очевидно, кто из них не на месте...

Автор: Георгий Малинский

Когда государственному служащему мешает государство, то, казалось бы, очевидно, кто из них не на месте. Между тем в декабре руководитель на сто процентов государственного энергетического предприятия преспокойно характеризовал действия профильного Министерства топлива и энергетики как «незаконные и некомпетентные».

Чуть раньше примерно в том же направлении было послано и прямое руководство чиновника из НАК «Энергетическая компания Украины». Не успела НАК заявить о несоответствии данного работника занимаемому посту, как Ленинский районный суд Луганска, Московский районный суд Харькова и Хозяйственный суд Киева запретили компании его увольнять.

Особый шарм происходящему придает то, что «бунт» происходил внутри весьма специфической структуры — эксклюзивного поставщика украинской электроэнергии в Европу «Укринтерэнерго». Иными словами, эти три суда решили за государство, кто будет руководить его экспортом.

Собственно говоря, это все. Человек и поныне пребывает в руководящем кресле. Хотя почти все претензии, предъявляемые к его структуре, практически немедленно нашли подтверждение. Главная из них — поставка электроэнергии по резко заниженным ценам и по странным схемам. Причем схемы достаточно благополучно пережили целое десятилетие.

Понадобилось революция, а затем вмешательство Кабмина, чтобы ситуация несколько изменилась. По словам премьера Юрия Еханурова, с нового года «страшно сказать, но на западном участке Украины экспорт электроэнергии в Словакию будет идти прямо, не заходя по документам в Венгрию. Однако самое интересное, что две недели назад поменялись и энерготарифы для венгерской стороны. И теперь они такие же, как везде, а не гораздо меньше, как было раньше, потому что там сидели «правильные» люди».

Во сколько обходилась Украине такая «правильность», можно судить по некоторым цифрам. С 1 января 2006 года цена экспорта 1 кВт·ч электроэнергии в Венгрию увеличится на 30—35%. И после изменения тарифов энергорынок Украины получит дополнительно 120—150 млн. грн. в год (24—29 млн. долл.). Хотя прежде работа на данном направлении балансировала на грани рентабельности. По результатам девяти месяцев 2004 года «Укринтерэнерго» получило свыше 6 млн. грн. убытка, в 2005-м за тот же период прибыль составила аж… 300 тыс. грн. Т.е. цель, ради которой Украина занималась экспортом, становилась, мягко говоря, малопонятной. При этом тарифы на нашей и венгерской стороне различались минимум втрое.

К такому результату подошли не сразу. Первые девять лет «Укринтерэнерго» было более-менее рентабельным. Для этого, правда, приходилось заниматься всем, чем угодно, начиная от вполне профильного строительства во Вьетнаме и заканчивая свинарниками в Украине. Основной принцип организации заключался в том, что чем меньше о нас знают в Украине, тем нам же лучше.

Идея была здравой, но все время оставаться в тени все-таки не удалось. В один прекрасный момент ориентированная на экспорт структура попала в поле зрения одной восходящей донецкой группировки. Результат не замедлил сказаться. Ее бессменный директор Игорь Романенко, занимавший должность с 1993-го по октябрь 2002-го, внезапно потерял пост, а организацию возглавил мало кому известный Андрей Ткаченко. Правда, у него было важное преимущество: ему протежировал Виталий Гайдук, ставший через месяц первым вице-премьером по ТЭК.

После этого началось энергичное разруливание финансовых потоков по-новому. Вдобавок в следующем году украинским продавцам тока сильно повезло. У венгров произошла серьезная авария на АЭМ «Пакш», и им потребовались дополнительные объемы электроэнергии. В результате экспорт в 2003 году в Венгрию удвоился — до 3,2 млрд. кВт·ч.

По итогам 2003-го в общем объеме экспорта украинской электроэнергии на долю Венгрии приходилось до 62%. В следующем году повышенный спрос сохранился, однако это на удивление мало сказалось на рентабельности компании. Кстати, даже громкая отставка Виталия Анатольевича мало что изменила. Напротив, после того как ИСД, одним из основных акционеров которого г-н Гайдук является, приобрел крупнейший в Венгрии металлургический комбинат Dunaferr, интерес донецкой группы к получению недорогой электроэнергии из Украины даже возрос.

В конце 2003 года произошла непонятная история. Украина попыталась расторгнуть контракт с венгерским оператором схемы — венгерской компанией System Consulting RT и завести вместо нее малоизвестную швейцарскую конторку. Разразился крупный скандал. Венгрия временно прекратила импорт электроэнергии. «Укринтерэнерго» все-таки пришлось отступить.

Кстати говоря, цена вопроса была весьма существенна, ведь даже разница в 0,1 цента при поставках на уровне 3 млрд. кВт·ч в год — это 3 млн. долл. Но судя по тому, как сейчас корректируется цена в данном случае, речь шла о куда больших суммах. Так что наши «венгерские» друзья по ту сторону границы не сильно переплачивали. Недоброжелатели вообще утверждали, что на нашей стороне немалая часть прибыли шла на закупку оборудования по завышенным ценам.

Бывшее руководство «Укринтерэнерго» охотно анонсировало планы по наращиванию экспорта. Тем не менее после Майдана удержаться на посту А.Ткаченко не смог: в начале 2005-го он ушел в отставку.

Началась кадровая чехарда. Всего за прошедший год компанией руководило пять директоров, в том числе один побывал в кресле руководителя дважды. Естественно, это сказалось и на финансовых результатах.

Как уже отмечалось, экспортировав за девять месяцев около 3 млрд. кВт·ч электроэнергии по западному сечению (Венгрия, Словакия, Польша, Румыния), компания заработала лишь несколько десятков тысяч долларов чистой прибыли. И это при росте продажи электроэнергии в Венгрию и Польшу на 10—15% и появлении в списке импортеров Румынии…

Перед новым годом дополнительную интригу внесло ожидавшееся повторное появление на энергетическом горизонте г-на Гайдука в должности нового вице-премьера по ТЭК. Учитывая личный интерес Виталия Анатольевича как бизнесмена к Венгрии, эксперты высказывали самые разные предположения о судьбе контрактов с этой страной. Впрочем, судя по всему, они таки останутся вариациями на тему: назначение явно не состоится.

Вообще, в «Укринтерэнерго» завершается не только донецкий период. За прошедшие с момента его основания 13 лет радикально изменилась обстановка на энергорынках соседних стран, либерализирован рынок экспортно-импортных поставок электроэнергии. В этих условиях наличие монопольного оператора с украинской стороны создает ряд проблем и вызывает у специалистов НАК «ЭКУ» ряд вопросов. Рассматривается ряд предложений, и дело, по всей видимости, идет к созданию еще одного специализированного предприятия по экспорту, что обеспечит конкурентные условия на рынке.

Какие из идей будут воплощаться в жизнь, сказать трудно. Но в любом случае начинать придется с восстановления управляемости «Укринтерэнерго», как бы кому ни хотелось противоположного...