UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ»

Мы уже не раз писали о необходимости скорейшего внедрения в практику хозяйствования так называем...

Автор: Владимир Мамалыга

Мы уже не раз писали о необходимости скорейшего внедрения в практику хозяйствования так называемого «экономического механизма энергосбережения»: если Украина действительно находится на пути к рыночной экономике, то одними запретительными и штрафными мерами не обойтись. Тут важно отбросить в сторону политические, экономические и властные амбиции и не ждать очередных парламентских и (или) президентских выборов, чтобы показать, какой замечательный политик (народный избранник или чиновник) поддерживает то или иное, необходимое для экономики решение. Похоже, для «экономического механизма энергосбережения» забрезжил свет в конце тоннеля.

15—16 апреля этого года в рамках выставки «ЭЛКОМ Украина — Энергетика, Электротехника, Электроника» прошла первая международная научно-практическая конференция «Энергосбережение в Украине: законодательство, теория, практика». Инициаторами проведения конференции стали Верховная Рада, НАН, Минпромполитики, Госкомэнергосбережения, Госкомжилкоммунхоз, компания «Евроиндекс», НПО «Буран» и предприятие «Электромеханика».

В рамках конференции было проведено несколько семинаров-практикумов по актуальным вопросам энергосбережения. Спонсор обеспечил бесплатное участие в конференции всех желающих. Более того, лучшие доклады бесплатно для авторов будут опубликованы в наиболее престижном (ВАКовском) профильном журнале «Техническая электродинамика».

В процессе работы конференции ведущие ученые получили не столь уж частую в последние годы возможность обменяться мнениями, а представители политикума (народные депутаты, руководители министерств и ведомств) услышали много интересного, в том числе и нелицеприятного. Тем не менее атмосфера была конструктивной и деловой. Как результат — принятие решения, в котором рекомендовано:

разработать и утвердить «экономический механизм энергосбережения», основанный не на новых налогах, не на заключениях всевозможных экспертных органов (как показывает опыт последних лет, нет никакой гарантии в эффективном функционировании таких органов, фондов и т.д. и т.п.), а с учетом легко поддающихся контролю экономических показателей (прибыль, себестоимость, расходы на энергоресурсы); в связи с этим необходимо отметить, что успешное функционирование некоторых региональных фондов энергосбережения — скорее исключение, которое только подтверждает общее правило: в основе всех решений должна быть прежде всего экономическая целесообразность и жесткий финансовый контроль со стороны налоговых органов;

стимулировать создание отечественного, а не дорогого и не всегда эффективного импортного консалтинга в сфере энергосбережения (проведение энергоаудита), тем более что первый (и весьма успешный!) отечественный опыт в этой сфере уже есть;

с учетом ограниченных возможностей бюджетного финансирования мероприятий в сфере энергосбережения стимулировать создание служб энергоменеджмента на предприятиях всех форм собственности и ведомственного подчинения; это уже в течение первых 12—18 месяцев может позволить без серьезных расходов снизить затраты на энергоресурсы на 5—6%;

содействовать внедрению в первую очередь высокоэффективных отечественных энергосберегающих технологий и оборудования, в том числе — для комбинированного производства электрической и тепловой энергии и т.д.

Надежду на то, что решение упомянутой выше конференции не будет «заговорено», а затем «благополучно» забыто, внушает тот факт, что по большому счету оно устраивает практически всех: и народных депутатов, и руководителей основных энергопотребляющих ведомств, и промышленников, и ученых, и специалистов-практиков. Для государства же даже в течение первого года налоговые поступления как минимум не уменьшатся, а с учетом НДС — возрастут. В дальнейшем денежные поступления возрастут за счет увеличения доходов предприятий. Более того, уменьшится нагрузка на бюджет, поскольку деньги на энергосбережение предприятия будут получать от конкретных инвесторов, а не от государства. Сократятся также затраты на закупку под госгарантии энергоносителей, а народ Украины получит более совершенные энергоэффективные технологии, что вследствие снижения энергопотребления позволит существенно улучшить экологическую ситуацию. Поэтому стоит надеяться, что против такого подхода не будут возражать Минфин, Минэкономики и Госналоговая администрация.

В заключение необходимо отметить, что уже в ближайшее время, 10—13 июня сего года, на 10-й международной конференции «Энергоресурсосбережение в рыночных отношениях», будут обсуждены детали законодательных актов, которые необходимы для практической реализации политики энергосбережения.