Тема дорог, а точнее, их отсутствия все чаще всплывает в прессе и соцсетях: борьба с перевесами на южных магистралях, дележ источников наполнения дорожного фонда в Раде, внимание к вопросу избрания нового премьера Гройсмана, в конце концов, Евровидение… Чем дальше от Киева, тем мрачнее картина. Потребитель негодует, мол, мы же платим за бензин, в том числе и акциз, а где же дороги?
Такое недовольство объективно и не очень одновременно. Ведь вот уже два года нет целевого дорожного фонда, наполняемого "топливными" акцизами. Это можно понять с оглядкой на войну и изменение приоритетов. Но сложно понять пониженное желание местных властей менять ситуацию. Речь идет о так называемом розничном акцизе, поступающем в бюджеты местных громад, за счет чего могли бы активнее латать дороги. Долго выпрашивая налоговую децентрализацию, на поверку местные власти оказались не особо заинтересованными в борьбе за свои деньги. Этот налог многие заправки просто перестают платить - намного проще подкупить местных "царьков" и "закрыть вопрос".
"Теневой" легион
Идея создания дорожного фонда за счет топливных акцизов снова зазвучала в Кабмине. Находясь 17 мая с визитом в Одессе, новый глава правительства Владимир Гройсман отметил, что дорожный фонд заработает в 2017 г. "Это даст возможность за два-три года ситуацию с дорогами вывести на другой уровень", - сказал премьер. Среди источников наполнения он неоднократно называл розничные акцизы на нефтепродукты, которые будут поступать в фонд из местных бюджетов.
Видимо, он плохо осведомлен о реальной ситуации с акцизами.
Согласно закону, с 1 января 2016 г. каждый литр бензина, дизтоплива и сжиженного газа, отпущенный на АЗС, облагается сбором с розничной реализации подакцизных товаров в размере 0,042 евро. Причем, если в прошлом году многие сети заправок легко отсудили право не платить этот налог с продаж корпоративным клиентам, то с 2016 г. налогообложению подлежит каждый выданный через автозаправочный пистолет литр. Расчеты "Консалтинговой группы А-95" показывают, что при действующей ставке только с бензина, дизтоплива и сжиженного газа в местные бюджеты должно было поступить около 2 млрд грн. А сколько получилось по факту? Похоже, этого никто не знает. В фискальной службе сообщили, что всего в первом квартале 2016-го на региональные счета поступило 2,26 млрд грн "розничного" акциза. На первый взгляд, неплохо. Но если учесть, что в собранную цифру входят отчисления с алкоголя, табака, пива и прочих подакцизных товаров, то все не так радужно.
Сила темной стороны
Неизвестно, как обстоят дела с акцизом с пива в ларьках, а вот на заправках его платят с каждым днем все меньше и меньше. Убедиться в этом несложно. В Новомосковске (Днепропетровская обл.) мне выдали поистине чек-приговор: на лоскутке бумаги заправщик собственноручно написал сумму заправки сжиженным газом и поставил непонятный штамп какой-то фирмочки с пропиской в Харьковской области. То есть кассового аппарата нет, а значит, нет и шансов на отчисления розничного акциза в местный бюджет (да и в какой-либо другой).
К слову, сумма розничного акциза должна указываться в чеке, но пока таких видеть не приходилось.
Вслед за Днепропетровской без чека продали мне газ в Харьковской, а затем в Полтавской и Киевской областях. Везде расчет идет непосредственно с заправщиком, который отправляет наличные в карман, выступающий по совместительству кассой. Нужен чек? Запросто, напечатают на любую сумму. Вот только налогов с уплаченных мною средств бюджеты указанных областей точно не получили.
По всем признакам, ситуация с уплатой розничного акциза очень близка к точке невозврата, а в случае с самим розничным акцизом - к "точке" невозвращения. Бесконтрольность и безнаказанность "подзаборников" (нелегальных пунктов по заправке сжиженным газом, расплодившихся на каждом шагу) привела к тому, что эта категория бизнеса стала реальной ведущей силой на рынке. Все просто: бескассовая торговля дает 1,27 грн акциза и около 45 коп НДС, что составляет уже 20% от розничной цены. Плюс фактическое отсутствие инвестиционных расходов, ведь землю под такие объекты захватывают, а не покупают или арендуют. Нереальность конкуренции с таким противником затягивает в воронку "серого" сектора все новых операторов, которые еще вчера работали "в белую".
"Почти весь первый квартал 2016 г. мы торговали в минус, иногда с минимальной маржой. Но цену поднять не удается - вокруг процветает торговля мимо кассы, что позволяет таким АЗС держать цену на гривню ниже", - говорит представитель харьковской сети "Род-Ник" Владислав Колодяжный.
О многом способны сказать и цифры Госстата. На фоне 40-процентного роста поставок сжиженного газа в первом квартале крупнейшие сети в большинстве своем декларируют скромное увеличение продаж за наличные. Правда, это может говорить не только о растущей популярности торговли мимо кассы, но и о перетоке объемов в "серый", а точнее, "черный" сегмент, который вообще не контролируется фискальными службами.
Изучение ситуации показывает, что провалилась и попытка обложить налогом весь розничный товарооборот на заправках. По-прежнему работает схема фиктивного отпуска топлива "на собственные нужды", и такая же имитация отпуска с хранения и т.д.
Плачу, как хочу
Но самое интересное, что сама Госфискальная служба не может оценить масштабы бедствия - объем уплаты/неуплаты розничных акцизов в местные бюджеты. Более того, совсем недавно обнаружился вопиющий "нюанс": ГФС вообще не способна сопоставить объемы реального отпуска топлива и поступления розничных акцизов в бюджет.
Дело в том, что далеко не все кассовые системы способны отображать акцизы в чеке. Это значит, что ГФС видит лишь сумму чека и количество литров в нем, и то лишь чеков, выданных кассовыми аппаратами, подключенными к системе. Однако размер начисленного акциза остается неизвестным. Получается, что отчисление розничных акцизов в бюджет остается на совести операторов.
Экспертная оценка, базирующаяся на данных о поставках и продажах сжиженного газа, говорит о том, что без уплаты розничного акциза реализуется около 40% объемов. В Киеве это показатель уже давно превысил 60%. В денежном исчислении это составляет почти 16 млн евро за четыре месяца 2016-го. Однако с учетом лавинообразного характера популярности схем "оптимизации", уже к середине 2016 г. уплата розничного акциза с продажи сжиженного газа может стать моветоном.
При этом, отмечают участники рынка, торговля мимо кассы дважды бьет по бюджету. "Потребление дешевого автогаза растет за счет отказа от использования дорогого бензина, в котором доля налогов достигает 45%. Соответственно, теперь сначала в бюджет не попадает акциз с бензина, а затем и с газа, ведь потребитель выбирает "подзаборные" АЗС, которые налогов не платят", - говорит руководитель столичной сети KLO Вячеслав Стешенко.
Следующий этап после рукописных чеков - газовозы-наливайки в пригородах. Аналогичная катастрофа надвигается и в торговле бензинами и дизтопливом - в условиях полной бесконтрольности это вопрос недалекого будущего.
По мнению президента Ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонида Косянчука, наиболее логичным решением проблемы могло бы стать включение ставки розничного акциза в общий акциз на нефтепродукты. "Далее уже Кабмин сможет решать, как распределять по регионам средства и финансировать дорожное строительство", - считает глава отраслевой ассоциации.
***
Сегодняшняя ситуация недвусмысленно доказывает, что розничный акциз на нефтепродукты как источник наполнения бюджета оказался несостоятельным, став вместо этого мощным каналом коррупции на самых разных уровнях. В итоге мы имеем "белых" продавцов, которые не понимают, как платить этот налог, фискалов, которые не могут толком осознать, как его собирать, и местные власти, которые продемонстрировали беззубость и продажность в битве с нелегалами. Неудивительно, что региональные власти поднимают вой при первых упоминаниях о необходимости трансформировать "розничный" акциз. Соглашаясь на копейки, тем самым они губят на корню перспективу эффективного развития системы децентрализации финансов и того же дорожного строительства. Поэтому весьма символична та новомосковская газовая заправка, выдающая привередливым столичным покупателям рукописные чеки на переполненном выбоинами участке дороги.