UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Днепроэнерго»: обжалованию не подлежит

На прошлой неделе в деле возврата «Днепроэнерго» в собственность государства наконец поставили точку...

Автор: Константин Столяров

На прошлой неделе в деле возврата «Днепроэнерго» в собственность государства наконец поставили точку. По крайней мере, юридическую.

23 июня 2009 года Хозяйственная палата Верховного суда Украины удовлетворила кассационную жалобу на постановление Высшего хозяйственного суда Украины годичной давности, которым признавалось законным увеличение уставного фонда энергогенерирующей компании ОАО «Днепроэнерго».

Тогда ВХСУ удовлетворил апелляционную жалобу шахты ОАО «Комсомолец Донбасса» и ОАО «Павлоградуголь» (эти структуры аффилированы с принадлежащей Ринату Ахметову «Донбасской топливно-энергетической компанией») и признал законность дополнительной эмиссии уставного фонда энергогенерирующей компании. Т.е. размыв госдоли с 76 до 50%.

Решение уже тогда вызвало массу вопросов. Дело в том, что в июне 2008 года ВХСУ по факту отменил более раннее решение… самого ВСУ. Что вообще-то противоречит законодательству Украины.

ВСУ в апреле 2008 года уже принял решение, признав незаконной допэмиссию акций энергогенерирующей компании во время процедуры банкротства предприятия.

Напомним, что при проведении допэмиссии были проигнорированы и указ президента, и решение Совета национальной безопасности и обороны Украины, запрещавшие продавать долги энергокомпаний на аукционах.

Впрочем, как и президентский указ №678/2007, обязывающий правительство и Фонд государственного имущества Украины предпринять меры по защите сектора энергетики от теневой приватизации, в том числе и путем дополнительной эмиссии акций.

Заодно проигнорировали и статью 34 Закона Украины «О хозяйственных обществах». Она опять-таки прямо запрещает выпуск акций для покрытия убытков, связанных с хозяйственной деятельностью.

Кстати, и эти документы во многом появились как реакция на предыдущие «энергоподвиги» донецкого бизнеса относительно теперь уже бывших государственных активов, ныне входящих в ООО «Восток-энерго» и ООО «Сервис-Инвест» (составляющих основу энергетической империи Рината Леонидовича). После доп­эмиссии «Донбасская топливно-энергетическая компания» (ДТЭК) Рината Ахметова сконцентрировала 39,7% акций «Днепроэнерго». Позже пакет довели до 44,3%. Напомним, что, по тогдашнему украинскому законодательству, уже 40% было вполне достаточно для полного блокирования собрания.

Естественно, прошлогоднее решение ВСУ новых управленцев не устраивало. Так что, как говорится, не мытьем, так катаньем и умело используя пробелы в украинском законодательстве юристы г-на Ахметова смогли провести нужное для себя решение.

Кстати говоря, и сейчас они сделали все, что могли. По словам участников суда, заседание ВСУ началось с рассмотрения аж трех ходатайств от юристов, представлявших ОАО «Днепроэнерго» (которое сейчас «входит в группу влияния» ДТЭК).

В первом шла речь о привлечении к рассмотрению дополнительного количества участников, во втором — вообще высказывалось предложение приостановить производство по делу в связи с рассмотрением в судах других дел, имеющих отношение к «Днепроэнерго».

В третьем ходатайстве, зарегистрированном за день до начала суда, говорилось, что компании «Бизнес-Инвест» (протестующей против размыва госпакета) направлено предложение о заключении мирового соглашения по данному делу.

По мнению представителя «Бизнес-Инвеста» Александра Винниченко, все три ходатайства были направлены на затягивание рассмотрения дела ВСУ.

Дело в том, что Верховный суд Украины закончил рассмотрение этого дела еще 8 апреля 2008 года. И принял окончательное решение. С помощью ВХСУ его выполнение удалось затянуть более чем на год…

В итоге коллегия судей ВСУ отклонила все эти ходатайства. Суд вынес окончательный вердикт, отменив решение ВХСУ от 27 июня 2008 года. Решение суда — окончательное и обжалованию не подлежит.

Теперь предстоит его выполнить. При наличии воли в правительстве это достаточно просто. Вопрос именно в ее наличии…

2 апреля с.г. премьер-министр Юлия Тимошенко заявила, что уверена в завершении в пользу государства судебных разбирательств относительно законности увеличения уставного фонда энергогенерирующей компании «Днепроэнерго». Такую позицию можно было бы только приветствовать, но, к сожалению, за последние два года слов было предостаточно…

Еще в период проведения доп­эмиссии (и находясь в оппозиции) г-жа Тимошенко говорила, что «…практически уже пошла «с молотка» энергетика Украины. Прибрали фактически за копейки… Если так дальше будет продолжаться, то даже при смене власти, хозяином Украины останется Ахметов. Такая монополизация для страны недопустима ни при каких обстоятельствах…

Обращаюсь к премьер-министру, в продажный Фонд государственного имущества, к президенту Украины, чтобы они отреагировали должным образом и чтобы они вернули государству объек­ты, которые создают в государстве монополию и влияют на стоимость электроэнергии для людей по всей стране».

Тогда ее не услышали, и в итоге одна отдельно взятая бизнес-группа контролирует две крупнейшие генерирующие компании страны и все поставки электроэнергии в регионе. Это — почти все теплогенерирующие станции Востока Украины.

Напомним, долги «Днепро­энерго» составляли немногим более миллиарда гривен. При этом, по самым заниженным оценкам, один киловатт установленной мощности его станций тянет на 500 долл. (на Западе вообще начинают считать от 1500 евро). То есть компания стоит порядка 4 млрд. долл. И получить ее 30%, заплатив в шесть раз меньше, — неплохая прибыль.

Напомним, что находящееся в Запорожье «Днепроэнерго» владеет тремя ТЭС суммарной установленной мощностью восемь с лишним миллионов киловатт, и его прошлогодний оборот составил более 1 млрд. долл.

Проблема в том, что, уже став уже став премьером, Юлия Владимировна сильно сбавила тон, явно остерегаясь осложнять отношения. Правительство не прореагировало на саботаж выполнения принятого весной 2008 года решения легитимного собрания акционеров, лишний раз подтвердившего, что у государства — 76% акций «Днепроэнерго».

Даже ситуация, когда на предприятие с контрольным госпакетом (этого, кажется, никто не отрицает) представители оного государства вынуждены были заходить с боем, никого не заинтересовала.

Позже правительство заявило, что продаст 60% плюс одна акция на открытом конкурсе. Констатировав, что тогда инвестиций «…будет не миллиард гривен, а миллиарды долларов».

Однако потом все снова пошло по затухающей. Аналитики туманно объяснили это влиянием «политических факторов».

Апогеем стало проведение 24 марта 2009 года «новой версии собрания акционеров», где государство чуть было не признало, что владеет не 76,04% акций в энергокомпании, а всего 50%+1 акция. И этот факт расценили как… победу: «Государство в лице НАК «Энергетическая компания Украины» возобновило право корпоративного управления энергогенерирующей компанией ОАО «Днепроэнерго». Что «стало возможным в результате «непростых, долгих, но конструктивных переговоров между акционерами «Днепроэнерго».

Как раз в это время начались контакты между пропремьерскими силами и Партией регионов о создании так называемой широкой коалиции (более известной как «ширка»). И в комментарии на одном из интернет-форумов было неполиткорректно отмечено, что Юля попыталась прикупить г-на Ахметова за народные деньги (то есть государственные акции «Днепроэнерго)».

Однако… «Ширка» приказала долго жить, так и не оформившись.

Что ж, политический развод имеет много последствий. Уже стала легендарной фраза г-жи Тимошенко о возврате «Днепро­энерго» с помощью раскладушки: «…пусть они берут… А раскладушку, которая стояла в моем премьерском кабинете, пусть оставят. Если раскладушку оставят, то все остальное мы назад вернем».

Раскладушка таки не помогла — ее сломали в процессе полит­борьбы. Может, правительство вообще и премьер в частности таки вспомнят, что, кроме кулуарных договоренностей и прочих очень важных вещей, в стране существует еще и законодательство? И что «продавать Родину» можно только по закону, а не в угоду закулисным соглашениям? И наконец поставит точку в затянувшейся на целых два года истории с «приватизацией». И внимательно вчитаются в фразу «приговор окончательный и обжалованию не подлежит»...

«Днепроэнерго» этого, ей Богу, стоит...