UA / RU
Поддержать ZN.ua

Чистый воздух с отсрочкой

В стране нечем дышать, но правительство продолжает откладывать выполнение плана по сокращению выбросов.

Автор: Яна Брензей

Украинцы дышат самым опасным в Европе воздухом. Смертность из-за его загрязнения в нашей стране самая высокая на континенте. Среди основных загрязнителей — электростанции, работающие на угле. Украина обязалась существенно уменьшить выбросы с них к 2033 году. Но пока чиновники бросили все силы на то, чтобы этого не делать. Потому что для энергетических компаний это дорого.

Киев. Октябрь 2020 года: высокий уровень загрязнения воздуха зафиксирован на десяти постах наблюдения из 14. Сентябрь 2020-го: высокий уровень загрязнения на девяти постах. Август — аналогично. Сколько бы вы ни листали страницу с данными Центральной геофизической лаборатории им. Срезневского, будете видеть одно и то же — почти по всему городу высокий уровень загрязнения воздуха. Хотя нет, в апреле он был очень высоким.

Столица — самый грязный город страны. Но, судя по данным экологического чат-бота SaveEcoBot, дышать тяжело по всей Украине. На карте преобладают желтый и оранжевый цвета, обозначающие умеренный и вредный для отдельных групп уровни загрязнения воздуха. Впрочем, эта информация неполная, ведь по всей стране установлены лишь несколько сот датчиков. Однако другой нет. Государство лишь в прошлом году взялось организовывать систему мониторинга качества воздуха.

Впрочем, выводы об этом качестве можно сделать по следующим данным. Свыше 7% смертей в Украине связаны с загрязнением воздуха. В Польше — немногим более 6%, в Германии, которая является промышленным гигантом, — 4,45%. В пересчете на 100 тысяч жителей в Украине из-за грязного воздуха умирает почти вдвое больше людей, чем в Польше, и втрое — чем в Германии.

Среди главных загрязнителей — энергетические компании. По данным Госстата, 40% выбросов в Украине в 2018 году связаны с поставками электроэнергии, газа и пара. И почти весь этот объем приходится именно на тепловые электростанции и электроцентрали, работающие на угле. Украина как член Европейского Энергетического сообщества обязалась эти показатели существенно уменьшить. Но, похоже, передумала.

План есть — результата нет

В 2017 году Кабинет министров утвердил Национальный план сокращения выбросов от больших сжигательных установок (НПСВ). Согласно ему к 2033 году ТЭЦ и ТЭС должны уменьшить выбросы диоксида серы на 95% и оксида азота — на 72%. Для этого более половины больших сжигательных установок в Украине нужно постепенно вывести из эксплуатации. Еще 90 — экологизировать, то есть установить на них очистное оборудование. Для самых больших установок даже указано, какое и в каком году.

Реализация плана — не акт доброй воли. Документ согласован с Энергетическим сообществом и Европейской комиссией. В него нельзя самовольно вносить существенные изменения. По сути, его можно только выполнять.

Впрочем, почти за два года внедрения НПСВ (план начал действовать с 2018-го) успехи Украины скромные. По информации Министерства энергетики, все, что было сделано, это «10 блоков перевели с антрацитного на газовый уголь, а также повысили эффективность действующих очистных установок» (каких именно и с каким эффектом, в Минэнерго не уточнили). Кроме этого, продолжались работы по экомодернизации на Трипольской ТЭС. Оценить прогресс (или его отсутствие) в выполнении плана можно было бы по изменениям в объемах выбросов каждой установки, но публикуемые министерством данные вызывают сомнения.

Согласно им, выбросы отдельных установок, а именно Ладыжинской ТЭС (энергоблоки 1, 2, 3), в 2019 году вплоть до значений после запятой совпадали с заложенными в НПСВ — плане, который рассчитывался около пяти лет назад. В компании ДТЭК, которой принадлежит ТЭС, настолько точное сокращение выбросов объяснили комплексным переоснащением газоочистного оборудования. Или пример Дарницкой ТЭЦ (котлы 9 и 10). В 2019 году она перевыполнила план по сокращению выбросов, хотя работала в 30 раз больше, чем в среднем. На предприятии это тоже объяснили запуском пылегазоулавливающей установки в прошлом году, указав, что сокращение выбросов пыли в целом по станции составило 20–25%. Но тогда это противоречит данным за 2018 год, согласно которым в этот период выбросы пыли были почти такими же, как и после установки фильтра. К слову, данные по выбросам в министерство присылают сами операторы установок. Эффективной системы государственного контроля этих показателей нет.

Зато уже через полтора года после принятия Нацплана в правительстве взялись вносить в него изменения. Сроки экологизации 21 из 90 установок перенесли на два-четыре года из-за «значительного объема необходимых капиталовложений». На общий срок выполнения плана, то есть к 2033 году, такое решение не повлияло, так что и существенными изменениями оно не считается. Хотя и общественность, и Министерство экологии выступили против.

«То, что мы внутри плана меняем сроки для конкретных установок, для европейцев не принципиально. А то, что украинцы дольше будут дышать гадостью, для правительства, очевидно, было не так важно, как финансовая невозможность владельцев установок начать экологизацию в указанные сроки», — возмущается таким решением экоактивистка и глава общественной организации SaveDnipro Ирина Черныш.

Однако отсрочками реконструкции отдельных установок изменения в НПСВ могут не ограничиться. Минэнерго настроено сделать невозможное — отложить реализацию самого плана. А следовательно, еще на годы оставить украинцев с самым опасным в Европе воздухом.

pixabay/analogicus

Договорились договариваться

Чтобы разработать механизмы внедрения Нацплана, при Минэнерго создали временную рабочую группу. Это, кстати, единственная задача из семи, поставленных правительством для реализации плана, которая по состоянию на сегодняшний день выполнена. Но, судя по решениям группы, она работает не над тем, как выполнить план, а над тем, как его не выполнять.

В рабочую группу входят 29 членов, в том числе шесть — от Минэнерго, шесть — от операторов установок, еще четыре — от «Укрэнерго». И всего один человек представляет экологический сектор — это главный специалист отдела атмосферного воздуха Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов. Но в ходе по меньшей мере двух последних заседаний группы ее замечания не были учтены.

«То, что Минэнерго предоставляет такую площадку на данном этапе, — это, очевидно, показывает склонность министерства к угольному типу генерации, если не сказать более грубо», — считает руководитель сектора «Энергетика» Офиса эффективного регулирования Антон Зоркин, оценивая состав и деятельность рабочей группы.

На своем последнем заседании группа решила, что выполнение НПСВ необходимо отложить до 2038 года (на предпоследнем звучала дата 2043-й). Предложили и другие уступки для энергетических компаний. Например, позволить установкам обмениваться часами. Это означает, что условная Запорожская ТЭС, которую должны закрыть через 40 тысяч часов работы, но которая не работала в 2019-м, сможет передать неиспользованное время условной Приднепровской ТЭС. А вместе с ней тысячи тонн загрязняющих веществ, которыми будут дышать жители соседних с ТЭС районов. Вообще все изменения, наработанные рабочей группой, направлены на ослабление экологических требований к энергопроизводителям. «Это сугубо лоббистское решение для крупного бизнеса», — считает Ирина Черныш из ОО SaveDnipro.

Впрочем, у Минэнерго другое объяснение. Невозможность выполнить обязательства, которые Украина взяла на себя перед европейским сообществом, там списывают на радикальные изменения в энергетическом секторе. Во-первых, их обусловила потеря части шахт из-за оккупации отдельных районов Донецкой и Луганской областей, отмечают в Минэнерго. Во-вторых, внедрение новой модели рынка электроэнергии и сокращение угольной генерации. Да еще и пандемия. Как следствие, «значительно ухудшилось финансовое положение операторов».

Реализация мер, предусмотренных Нацпланом, требует свыше 4 млрд евро. Это расчеты Института экономики и прогнозирования НАН Украины. К слову, институт осуществил их в сотрудничестве с польской консалтинговой компанией по заказу «Всеукраинской энергетической ассамблеи». Это общественная организация, которую возглавляет бывший министр энергетики и бывший глава правления «Киевэнерго» Иван Плачков. А среди ее членов — ДТЭК и «Донбассэнерго». В исследовании, которое профинансировали представители энергетического сектора и на которое неоднократно ссылается Министерство энергетики, речь идет о том, что выполнение Нацплана «является чрезвычайно сложной задачей», и без разработки механизмов финансирования выполнить ее невозможно. Приблизительно это же повторяют и энергетические компании. Они ждут софинансирования от государства.

«Все мероприятия будут выполнены в сроки, определенные НПСВ, при условии наличия и своевременного утверждения финансирования экологической модернизации предприятия», — говорит генеральный директор компании «Евро-Реконструкция», которой принадлежит Дарницкая ТЭЦ. И добавляет, что им будет легче соблюдать экологические стандарты, если государство окажет поддержку.

Аналогичная позиция и у компании ДТЭК. Там замечают, что «Европа внедряла такие меры почти 30 лет, имея четкий алгоритм реализации и финансирования, тогда как Украина решила пройти этот путь втрое быстрее, не имея механизмов финансирования».

Чего стоят договоренности

Наработки рабочей группы Минэнерго теперь планирует обсудить с секретариатом Энергетического сообщества и Европейской комиссией. Вносить изменения в план технически невозможно. Но можно попробовать принять новый. Ключевой аргумент — Украину ожидает энергокризис, если работать по действующему Нацплану. Потому что ТЭЦ и ТЭС, которые не успеют модернизироваться, должны быть закрыты. А это приведет к нехватке мощности в сети. И сотни тысяч украинских потребителей останутся без тепла и света. Закрытие установок из-за неэкологичности в НЭК «Укрэнерго» вообще называют «одним из основных рисков, грозящих» энергосистеме. Но тогда возникает вопрос, зачем надо было брать на себя обязательства, которые уже через два года после принятия вдруг стали невыполнимыми. На момент принятия плана война на Востоке уже шла, новая модель рынка обсуждалась. А пандемия началась уже после того, как правительство пошло на первые уступки в корректировании НПСВ.

«Украина станет ненадежным партнером, который подписывает документы и потом их тут же пересматривает, нарушает, не выполняет. Кроме того, если отложить план, через 5–10 лет энергетические компании снова скажут, что его надо пересмотреть. Если жестко не обрубить эту возможность, никакой экологизации не будет», — прогнозирует Антон Зоркин из Офиса эффективного регулирования.

Но, кроме испорченной репутации в глазах европейских партнеров, Украина, игнорируя план по сокращению выбросов, обрекает своих граждан на годы сохранения экологического статус-кво — высокого, а иногда и критического уровня загрязнения воздуха. И смертей из-за этого. Вдвое более частых, чем в Польше, и втрое — чем в Германии.