UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Черноморнефтегаз» размоют деньгами

Единственному добытчику «морского» природного газа в стране — крымскому «Черноморнефтегазу» — ...

Автор: Игорь Маскалевич

Единственному добытчику «морского» природного газа в стране - крымскому «Черноморнефтегазу» - в новом году привалило счастье, большое-пребольшое… Настолько огромное, что появляются опасения, как бы пациенту от такого его количества не стало плохо.

10 января появилось скромное сообщение, что на запланированном на 21-е число собрании акционеров «Черноморнефтегаза» будет рассмотрен вопрос об увеличении уставного фонда на скромную сумму в 10 млрд. грн… Это почти в 27 раз превышает нынешний уставный фонд в 376,5 млн. грн. В лучших отечественных традициях, публикация этого сообщения появилась в последний день, когда это разрешено.

Сумма для компании настолько огромна, что о ней собственно никто ранее и не заикался. «Черноморнефтегаз» несколько лет упорно воевал с Киевом, «в целях скорейшего освоения Одесского и Субботинского месторождений в Черном море», за проведение дополнительной эмиссии на куда более скромные полмиллиарда гривен.

Предложение постоянно отклоняли, мотивируя тем, что денег на выкуп допэмиссии у государства (точнее, у НАК «Нафтогаз Украины», которой сейчас принадлежат 100% акций компании) нет, так что его, скорее всего, выкупят коммерческие структуры. Собственно, в 2008 году тогдашний премьер Тимошенко говорила об этом прямым текстом: «…мы бы уже не имели «Черноморнефтегаза», его бы уже имел кто-то другой. Кто-то из фирташей (совладелец RosUkrEnergo) или других резвых парней». Осенью 2008-го ранее одобренное собрание акционеров с повесткой о допэмиссии отменили.

С приходом новой команды позиция Кабмина поменялась, и уже прошлой весной «Черноморнефтегаз» радостно заявил, что Минтопэнерго поддержало предложение «об увеличении на 500 млн. грн. уставного капитала ГАО «Черноморнефтегаз».

Но так как было по-прежнему напряженно, решение шло вяло… И тут вдруг такое! Десять миллиардов примерно в четыре раза превышают все активы предприятия и в 12 раз - ожидаемую выручку. Причем освоить их компания не в состоянии, ей столько просто не нужно. Освоение Одесского, Безымянного и Субботинского месторождений на шельфе в ближайшие года три потребует порядка 3 млрд. грн. Освоение (а не «откат») больших сумм «Черноморнефтегаз» просто не потянет.

Наиболее очевидный сценарий - это размыв госпакета. Собственно, стопроцентный госпакет давно и откровенно мешает «Черноморке».

Финансирование госпрограмм происходит нерегулярно, не говоря уж об их скромных размерах. Банки крайне неохотно дают деньги предприятию, имущество которого нельзя взять в залог. Что стало одной из причин срыва договоренностей с ЕБРР.

В прошлом году для привлечения кредита для Одесского и Безымянного газовых месторождений, а также Субботинского нефтяного месторождения и для «приобретения двух плавучих буровых установок» пришлось принимать решение о предоставлении государственных гарантий. Причем занятые в ноябре прошлого года 790 млн. им одолжили… аж на год. Что означает потребность в рефинансировании уже в ближайшее время, на что у компании нет денег. Взятая в кредит сумма примерно соответствует ее годовому обороту.

К тому же периодически в Киеве возникают идеи присоединения «Черноморнефтегаза» к ДК «Укргаздобыча», и пару лет назад их чуть было не начали реализовывать. В общем, идея размыть пакет особых протестов в Симферополе не вызовет.

О возможности НАК «Нафтогаз Украины» поддержать свою «дочку» живыми деньгами ярко свидетельствует предновогоднее постановление Кабмина об очередном увеличении ее уставного фонда на 5 млрд. грн., то есть о вливании новой порции денег. Кстати, эта сумма не покрывает даже месячного платежа «Газпрому» за декабрьский газ.

Сейчас «Нафтогаз» собирается выпустить свои облигации на 20,4 млрд. грн., чтобы рефинансировать свои долги пред государственным Ощадбанком.

В целом в прошлом году государству пришлось выделить НАКу 12,4 млрд. на увеличение уставного фонда. Кроме того, довелось понемногу одалживать у украинских коммерческих банков, плюс получить кредитную линию на 400 млн. долл. у «дочки» российского Внешторгбанка (VTB Capital Plc).

Можно вспомнить, что тот же «Черноморнефтегаз» одолжил 0,8 млрд. грн., да и «Укргаздобыча» как раз в ноябре занимала совсем не лишние ей 500 млн. грн. Если резюмировать, то с деньгами у «наковцев», мягко говоря, очень негусто.

Если же НАК не станет покупать… тогда по процедуре пройдет второй этап размещения допэмиссии. На нем покупать акции могут уже все желающие. А их немного…

Среди «приоритетных» партнеров традиционно называют структуры Дмитрия Фирташа, благо, что опыт взаимодействия с ним у крымчан накоплен.

Еще осенью 2007 года при премьерстве Януковича «Черноморнефтегаз» охотно готов был вытеснить «Укргаздобычу» из совместного проекта по разработке того же Одесского месторождения, заменив ее «Укргаз-Энерго». И тогда от «Укргаз-Энерго» ожидали как раз 10 млрд. грн. Смена власти не позволила тогда осуществить этот проект, но интерес остался. Рината Леонидовича ждут заметно меньше. Еще искоса посматривают и на «Газпром».

Собственно, если НАК самоустранится, ей уже будет все равно, поскольку ее доля в ГАО сократится до уровня менее 4%, т.е. до околонулевого.

Тут, правда, вопрос: зачем инвестору платить настолько много? Для того чтобы свести долю НАК до уровня ничего не решающей в украинских условиях - менее 25% акций, вполне хватило бы суммы в девять раз меньше (1,15 млрд. грн.). Тем более что примерно столько на ближайшие пару лет «Черноморнефтегазу» и нужно.

С другой стороны, 1,25 млрд. долл. за компанию с набором потенциально привлекательных месторождений - это не так уж и дорого… К примеру, прогнозные запасы Одесского месторождения составляют около 22 млрд. кубометров газа. В конце концов, никого же не удивляет покупка частных карликовых газовых компаний типа Rigal Petroleum за сотни миллионов долларов.

Впрочем, ряд экспертов допускают, что появление суперэмиссии - отголосок более сложных схем. Например, возможен вариант, при котором НАК может внести взнос в уставный фонд облигациями. Или потенциального инвестора «Черноморнефтегаза» «попросят» их купить.

Что-что, а рисовать схемы у нас научились неплохо. Какая из них будет реализована (и реализована ли вообще), покажут ближайшие дни.

Но вполне возможно, что у «Черноморки» (да и у Крыма) начинается новая жизнь. С большим перераспределением как зон влияния, так и мест откорма.

Справка ZN.UA

ГАО «Черноморнефтегаз» осуществляет добычу природного газа, газового конденсата и нефти. На балансе компании находится 17 месторождений, из которых 11 газовых, четыре газоконденсатных и два нефтяных.

На девяти месторождениях (в т.ч. шести морских) ведется добыча углеводородов. Компания располагает 12 морскими газодобывающими стационарными платформами, двумя плавучими буровыми установками «Сиваш» и «Таврида», способными бурить эксплуатационные, и разведочные скважины глубиной до
6000 метров при глубинах моря до 70 метров.

Ведутся работы по обустройству Одесского и Безымянного газовых месторождений с суммарными извлекаемыми запасами 21 млрд. кубометров природного газа. В 2011 году планируется проложить 87-километровый подводный трубопровод от Одесского месторождения до существующей газотранспортной инфраструктуры.

В 30 км южнее береговой линии Керченского полуострова ведется геологическое изучение Субботинского месторождения с запасами до 10 млн. тонн нефти и максимальным годовым объемом добычи до 600 тыс. тонн.

На предприятии работает 3,4 тысячи человек.