UA / RU
Поддержать ZN.ua

Черное море, черное золото, черный кот

12 сентября в этом году было проведено первое совместное совещание по поводу согласования текста соглашения о распределении продукции между правительством Украины и американской компанией Vanco...

Автор: Татьяна Швец

12 сентября в этом году было проведено первое совместное совещание по поводу согласования текста соглашения о распределении продукции между правительством Украины и американской компанией Vanco. Этой продукцией должны стать нефть и газ Прикерченского участка глубоководного шельфа Черного моря. Компанию Vanco, выигравшую в апреле текущего года тендер на разведку и добычу углеводородов на упомянутом участке, представлял на совещании основатель и единственный ее руководитель Джин Ван Дайк. «Зеркало недели» уже писало о результатах апрельского тендера (№17 за 2006 г.). Сейчас, когда министерства и ведомства Украины сформулировали свои предложения и замечания к тексту соглашения, предложенного Vanco (как это предусматривает поручение Кабинета министров), перспективы добычи нефти и газа на глубоководном Прикерченском участке стали объектом ожесточенных дискуссий.

Одни считают, что речь идет о резком изменении в политике привлечения иностранных инвесторов к добыче нефти и газа. Другие констатировали попытки американской компании выторговать для себя более выгодные условия соглашения, нежели взятые ею на себя в тендерной документации и предусмотренные комиссией, присудившей Vanco победу в тендере.

Это разделило заинтересованную общественность на два лагеря. Одни поддерживали будто бы желание нового правительства не допускать иностранцев к украинским подводным недрам, особенно если иностранные инвесторы не согласятся на подписание наиболее приемлемого для Украины варианта соглашения, даже если он не будет отвечать условиям тендера, разработанным Кабинетом министров. Другие призывали не вредить инвестиционному имиджу Украины и как можно быстрее начать реализацию проекта, который может приблизить страну к обретению энергетической независимости.

В значительной мере ситуацию прояснило сообщение пресс-службы Министерства охраны окружающей природной среды от 12 сентября и пресс-конференция господина Ван Дайка, состоявшаяся 14 сентября 2006 года. Но некоторые вопросы остались без ответа.

Что такое «глубоко»?

Вообще-то идея освоения Прикерченского глубоководного участка в его нынешних границах возникла еще в 2003 году.

На имя первого вице-премьер-министра Украины Н.Азарова, который в то время был также председателем Межведомственной комиссии по организации заключения и выполнения соглашений о распределении продукции, в ноябре 2003 года пришло совместное общее письмо от «Черноморнефтегаза» и Hunt Oil Company of Ukraine (США), в котором компании сообщали, что заключили меморандум о взаимопонимании «относительно совместного... освоения месторождений углеводородов глубоководной части Прикерченского шельфа Черного моря на условиях соглашения о распределении продукции». «Большая часть указанного участка недр находится на больших морских глубинах (до 2 км) и является малоисследованной», — отмечалось в письме. Также в этом обращении компании ходатайствовали о внесении Прикерченского участка в перечень участков, которые могут предоставляться в пользование на условиях, определенных соглашениями о распределении продукции, и попросили не выдавать лицензию на его разработку до проведения соответствующего тендера.

Этим практически признавалось, что без привлечения иностранного инвестора добывать углеводороды на этом участке невозможно. Толща воды на Прикерченском участке составляет от 200 до 2000 метров. На подобных глубинах можно бурить скважины только с плавучих платформ. «Черноморнефтегаз» специализируется на бурении со стационарных платформ, поэтому не может работать на глубинах, превышающих 70 метров. По этой причине осваивает в основном мелководный шельф на запад от Крымского полуострова.

Через несколько дней другое письмо на имя того же Н.Азарова пришло уже от одного «Черноморнефтегаза» за подписью генерального директора В.Ясюка. В нем содержалась просьба выдать распоряжение Кабинета министров Украины о внесении Прикерченского участка в перечень участков, которые могут предоставляться в пользование на условиях распределения продукции. К письму прилагались проект распоряжения Кабмина и географические координаты Прикерченского участка.

Ходатайство «Черноморнефтегаза» было удовлетворено, и Прикерченский участок в предложенных им границах был выставлен на тендер, который, как известно, состоялся в апреле текущего года.

Таким образом, выставить на тендер Прикерченский участок предложило само государственное предприятие «Черноморнефтегаз», надеясь, что оно вместе с Hunt Oil выиграет тендер. Но предложение Vanco было признано тендерной комиссией лучшим среди всех остальных участников.

И, похоже, Vanco придерживается взятых обязательств — с опережением предложенного графика работ, не дожидаясь результатов дополнительных трехмерных сейсмических исследований, компания уже законтрактовала плавучую буровую установку и готова осенью следующего года начать поисковое бурение.

Максимальная глубина толщи воды, на которой может работать эта установка, — 600 м. Первая скважина будет пробурена на глубине свыше 300 м. Вторую скважину будет бурить другая установка на глубине около 2 км, но уже после завершения уточняющих трехмерных сейсмических исследований.

По-братски или по справедливости?

Суть соглашения о распределении продукции заключается в том, что владельцем всего добытого сырья является государство Украина, а инвестор — победитель тендера получает принадлежащую ему часть добытых углеводородов только после подписания соответствующего акта распределения продукции с уполномоченным государством органом. Согласно международной практике, на этапе компенсации капитальных затрат, ранее осуществленных инвестором, большая доля углеводородов идет инвестору, а меньшая — Украине. Когда инвестор возместит затраты, доля добытых углеводородов, которые передаются Украине, должна увеличиться. Как следует из сообщения Минприроды, Vanco, подавая тендерную документацию, предложила Украине на этапе компенсации затрат 20—30%, а затем — 50%.

Но сегодня инвестор вроде бы настаивает на следующей доле Украины: максимум 20% на первом этапе и 40% — на втором. Если первая цифра, предложенная Vanco, входит в предварительно согласованный диапазон, то 40% — это отнюдь не 50%.

Однако уже через два дня во время пресс-конференции Джин Ван Дайк подчеркнул, что на первом этапе инвестор готов передавать Украине 30%, а на втором — 50% добытой продукции. Что это — победа украинской стороны в переговорах или неточность в информационном сообщении Министерства окружающей среды о требованиях Vanco? Как ни обидно это признавать, но речь идет именно о неточности. В тендерной документации, поданной Vanco на конкурс, четко указано: 40—50% на втором этапе, то есть не «минимум 50%», а «минимум 40%».

Впрочем, возникает вопрос: почему в тендерную документацию не была заложена точная цифра, а только верхняя и нижняя границы? Как объяснили в Vanco, дело в том, что эти соотношения нельзя рассматривать отдельно от остальных условий соглашения. Ведь в соответствии с соглашением о распределении продукции Украина получает не только долю добытой продукции, но и основные налоговые платежи — в частности, налог на прибыль, НДС. Финансовый результат, полученный государством, в значительной степени зависит от состава затрат инвестора, которые будут возмещаться компенсационной продукцией. Согласно действующему законодательству состав этих затрат должен быть закреплен именно соглашением о распределении продукции. Другой темой серьезных переговоров является вопрос о том, будут ли возмещаться компенсационной продукцией многомиллионные затраты инвестора на консервацию скважин после окончания проекта, или же он должен выполнить эти важные работы за счет полученной прибыли.

Джин Ван Дайк подчеркнул, что все обязательства, которые взяла на себя компания Vanco, подавая свои предложения на тендер, были зафиксированы в проекте соглашения, и они будут выполнены в случае его подписания. Тем не менее количество этих предложений и замечаний шокировало тех, кто не знаком с процедурой рассмотрения подобных документов государственными ведомствами.

160 — это много или мало?

Согласно нормам Закона «О соглашениях о распределении продукции» именно Vanco должна была подготовить на основе своей тендерной заявки и представить на рассмотрение украинскому правительству проект соглашения о распределении продукции. Речь идет о первом варианте текста соглашения, который должна была обработать Межведомственная комиссия по заключению и выполнению соглашений о распределении продукции и предоставить инвестору обобщенные предложения.

Однако этого не произошло. Минприроды как орган, обязанный осуществлять организационное обеспечение деятельности Межведомственной комиссии, получив предложения от Минфина, Минэкономики, Минюста, Минтопэнерго, Минтруда, МЧС, ГНА, Гостаможслужбы и НАН Украины и добавив свои предложения, механически изложило их в едином информационном письме и направило в адрес Vanco. Никого из специалистов министерств не заинтересовало, как инвестору разобраться со 160 замечаниями, значительная часть которых носит взаимоисключающий характер.

До 1 сентября Vanco должна была изучить этот проект и подать к нему свои выводы, замечания, предложения, а также результаты государственных экспертиз. Каждое ведомство анализирует договор, прежде всего исходя из своей специализации. Легко подсчитать, что в среднем на одно ведомство приходится 16 замечаний и предложений к тексту договора. Если учесть его важность и объем, это не так много как для первого варианта текста соглашения. Особенно если «стороны пришли к согласию относительно необходимости всесторонней доработки проекта соглашения в соответствии с замечаниями и предложениями рабочей группы», как сказано в информационном сообщении пресс-службы Минприроды.

Но этих «претензий» было бы еще меньше, если бы рабочая группа не просто «суммировала» все предложения и в таком виде подала инвестору, а хотя бы выработала единую позицию относительно замечаний разных ведомств, противоречащих друг другу. Например, Министерство экономики предлагает ввести в соглашение норму о том, что инвестору не нужно заключать дополнительное лицензионное соглашение между Минприроды и инвестором, но Минприроды считает, что это является обязательным условием соглашения о распределении продукции. Абсолютно противоположны позиции Минэкономики и Минфина по поводу целесообразности образования координационного комитета, возможность создания которого прямо предусмотрена Законом «О соглашениях о распределении продукции». Функцией этого комитета является согласование позиций сторон относительно текущей ежедневной деятельности по поиску и добыче углеводородов, которые невозможно или нецелесообразно выносить на рассмотрение Межведомственной комиссии, которую возглавляет по должности вице-премьер-министр и в которую входят руководители дюжины государственных органов, а также народные депутаты.

Итак, по инициативе государственной компании «Черноморнефтегаз» осуществляется пилотный проект по поиску и добыче нефти и газа на глубоководном шельфе Черного моря. Среди пяти заявок, в трех из которых участвовали американские компании — ExxonMobil, Vanco и Hunt Oil, тендерный комитет определил победителем Vanco (кстати, по критериям, четко установленным Законом «О соглашениях о распределении продукции»), и не стоит теперь искать черного кота в темной комнате, особенно, если его там нет.