UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бывает и такое. Но и это — не беда

Что бы ни говорили доброжелатели и их антиподы, это здорово, что газовую тему не замалчивают. Хотя и пытаются, на мой взгляд, перевести в иную плоскость...

Автор: Алла Еременко

Что бы ни говорили доброжелатели и их антиподы, это здорово, что газовую тему не замалчивают. Хотя и пытаются, на мой взгляд, перевести в иную плоскость. Между тем газовая тематика имеет две составляющие - политическую и экономическую. И обе они, увы, чрезмерно взаимосвязаны. Вас вдруг стали пугать повышением цен на газ? Те, кто это делает, видимо, просто не читают регулярно «Зеркало недели». Или вообще читают только то, что, по их мнению, сопряжено с их политкампанией. Так что не обольщайтесь, если вам после выборов обещают дешевые газ, электроэнергию, нефтепродукты, - это, как говорится, популизм чистой воды. И далеко не первый стресс для жителей Украины. Те, кто мог, решали газовую задачу в отдельно взятой квартире, доме. Решали, как могли.

Скорее всего, вы уже не сомневаетесь, что цены на органическое топливо и энергоносители будут расти. Похоже, это объективная тенденция. Поэтому просто прошу вас в семейном бюджете это предусмотреть. Простите, но другого способа не вижу.

Если же вас интересует, кто, как и что делает (или не делает) сегодня в масштабах Украины в газовой сфере, приготовьтесь к далеко не лицеприятным выводам и наблюдениям.

Для начала напомню, что тепло и горячая вода в наших домах - это, прежде всего, заслуга такой организации, как дочерняя компания НАК «Нафтогаз України». И зовут ее ДК «Газ України». Еще, безусловно, мы обязаны теплом (или его отсутствием) предприятиям коммунальной теплоэнергетики (ТКЭ). И, конечно, обл-, гор-, райгазам (которые именуются нынче как ОАО по газообеспечению и газификации). Есть еще более сотни газотрейдеров, поставляющих газ промышленным предприятиям. Их роль на украинском рынке невелика - около 2% в масштабах газового потребления страны. И они вносят свою лепту (или ваших пять копеек - если угодно). Но все же на отечественном газовом рынке Украины главная роль до сих пор принадлежала дочерней компании «Нафтогазу» - ДК «Газ України».

Справка. Дочерняя компания «Газ України» Национальной акционерной компании «Нафтогаз України» (далее - ДК «Газ України») создана в декабре 2000 года по решению наблюдательного совета НАК «Нафтогаз України» путем реорганизации и объединения дочерней компании «Торговый дом «Газ України» и главного управления «Главбытгаз» ДК «Укртрансгаз» НАК «Нафтогаз України».

Основными задачами ДК «Газ України» являются реализация природного газа на территории Украины населению, коммунально-бытовым предприятиям, бюджетным организациям и учреждениям, а также промышленным потребителям, энергогенерирующим компаниям, подчиненным Минтопэнерго, энергетическим предприятиям АЭК «Киевэнерго», другим субъектам предпринимательской деятельности; обеспечение полных и своевременных расчетов за газ; координация деятельности предприятий по газоснабжению и газификации в сфере эксплуатации и развития систем газоснабжения, распределительных газовых сетей, сооружений и оборудования на них.

За пять лет своего существования ДК «Газ України» реализовала около 260,9 млрд. кубометров природного газа, в т.ч. населению - 85,2 млрд. кубометров, бюджетным организациям - 4,95 млрд., предприятиям тепловой энергетики - 43,5 млрд., промышленным потребителям - 84 млрд., энергогенерирующим компаниям, подчиненным Минтопэнерго, - 20,5 млрд., энергетическим предприятиям АЭК «Киевэнерго» - 18,1 млрд., другим потребителям - 4,65 млн. кубометров (объемы реализации природного газа приведены в табл.).

Экстрим для «Газу України»

Ситуация на внутреннем рынке газа Украины к середине марта 2006 года выглядела приблизительно так. (О балансе газа НАК «Нафтогаз України» на 2006 год пока речь не может идти априори.) Для удовлетворения потребителей газа в Украине ДК «Газ України» (реализующая большую часть газа на отечественном рынке) реально располагает на сегодня объемом всего года - это 17-18 млрд. кубометров газа, добываемого за год в Украине…

А конкретнее: около 17 млрд. кубометров - годовая добыча предприятий ДК «Укргаздобыча»; 1,2 млрд. - газодобыча ГАК «Черноморнефтегаз». Есть еще около 4 млрд. кубометров газа, добываемого «Укрнафтою». Но ей, то есть ее реальным владельцам, Закон о госбюджете-2006 в части того, что весь добываемый в Украине газ должен направляться по фиксированным ценам на нужды населения, комбыта и бюджетников, - не указ. А посему 4 млрд. кубометров газа, добытых «Укрнафтою», в баланс ДК «Газ України» (а прежде в баланс НАК «Нафтогаз України») можно (?) зачислить только теоретически. Практически «Укрнафта» предпочитает продавать свой газ трейдерам по более высокой цене, нежели может себе позволить заплатить ДК «Газ України».

Это ли не повод задать несколько интересующих всех вопросов главе компании «Газ України» Александру Болкисеву.

- Александр Михайлович, для обеспечения внутреннего рынка газа Украины нужно, как заявляет НАК, не менее 59 млрд. кубометров. И это без учета потребностей «Укртрансгаза», которому для обеспечения газотранспортных услуг нужно около 7 млрд. кубометров. Эти 7 млрд. необходимо у кого-то и за что-то купить. По рыночной цене (это если честно). А за последнее время ситуация на рынке газа кардинально изменилась. С учетом этого позвольте спросить, какими вы видите деятельность и перспективы ДК «Газ України» (безотносительно к политической ситуации) хотя бы в 2006 году?

- Во-первых, мы действительно видим перспективу и реально оперируем объемом 17 млрд. кубометров газа отечественной добычи. Вероятно, могут сложиться условия, при которых мы будем вынуждены закупать 16-17 млрд. кубометров газа. При необходимости «Газ України» может докупать необходимый объем газа у «РосУкрЭнерго» или других поставщиков. В этом нет никакой трагедии. Разумеется, если речь идет исключительно о бизнесе, а не о политических вариациях на тему газовой действительности. В обеспечение платежей мы тоже, как и ЗАО «Укргаз-Энерго», можем получить банковскую гарантию. Если потребуется.

- А как быть с «Укрнафтою», годовая добыча природного газа которой составляет около 4 млрд. кубометров? Которые «Укрнафта» очень не хочет, судя по всему, продавать через «Нафтогаз» компании «Газ України»?

- Проблему с закупкой газа, добываемого предприятиями «Укрнафти», в принципе, можно было бы легко решить. Для этого нужны воля и желание при готовности не быть очень щепетильными в обеспечении свободы доступа к газотранспортной системе.

- Как вы видите работу возглавляемой вами компании «Газ України» с появлением на отечественном рынке газа еще одного и достаточно мощного поставщика газа - ЗАО «Укргаз-Энерго»?

- Безусловно, потребуется реорганизация структуры и новые подходы во взаимоотношениях с облгазами. Сейчас мы занимаемся концепцией построения внутреннего рынка газа (начиная системой корпоративных и договорных отношений и заканчивая вопросами тарифов и ценообразования). До конца марта наши предложения будут переданы в НАК «Нафтогаз України» и Минтопэнерго Украины. Но в любом случае, структуру ДК «Газ України» для страны мы сохраним.

Для бизнеса, которым занимается «Укргаз-Энерго», в принципе, инфраструктура не нужна. Можно использовать имеющуюся структуру для поставки и реализации газа. Противоречий я не усматриваю. Это могут быть нормальные партнерские взаимоотношения. Они («РосУкрЭнерго» и «Укргаз-Энерго») могли бы использовать нашу структуру для реализации своего газоресурса. Но в их планах - выход на конечного потребителя…

- Потому что компанию «Укргаз-Энерго» пока не интересуют другие субъекты, кроме крупных газопотребителей в промышленном секторе?

- Эти потребители их интересуют в первую очередь.

- Если действительно (а, похоже, что все к тому идет) ЗАО «Укргаз-Энерго» получит уже в этом году большую часть контрактов с промышленными газопотребителями, которым прежде газ поставляла компания «Газ України», то, скажите (хотя бы приблизительно), во что это обойдется возглавляемой вами компании?

- Емкость внутреннего рынка составляет в денежном выражении приблизительно 15 млрд. грн. Если «Укргаз-Энерго», нарушая ограничения, установленные лицензионными условиями, выйдет на всю промышленность, то две трети этого рынка мы теряем.

- Если я не ошибаюсь, вы ведь являетесь еще и членом наблюдательного совета ЗАО «Укргаз-Энерго»?

- Да, но, поверьте, я не рвался в члены наблюдательного совета.

- Почему?

- Во-первых, потому, что я был противником ввода на отечественный рынок газа ЗАО «Укргаз-Энерго». И это моя последовательная позиция как генерального директора ДК «Газ України». Во-вторых, я предвижу сложности в работе наблюдательного совета при принятии каких-либо решений, по которым не достигнут консенсус.

- Могли бы вы несколько прояснить ситуацию в секторе газа в январе и феврале? А то внятных ответов ни от кого нам так и не удалось получить… Если в январе газ, потребляемый в Украине, поставлялся в рамках трехстороннего газового соглашения (надо понимать - компанией «РосУкрЭнерго»), то февральский баланс газа - terra incognita.

- В январе в Украине потребили 7,3 млрд. кубометров газа, поставленного нашей компанией. Мы закупили этот объем газа у НАК «Нафтогаз України». На импортную составляющую в балансе поступлений газа НАК «Нафтогаз України» имеет контракт с «РосУкрЭнерго».

В феврале, по предварительным расчетам, объем поставок и потребления составил около 6,8 млрд. кубометров газа. Источники ресурсов газа в феврале те же.

Справка. Сегодня в Украине природный газ используют в почти 1 тыс. городов и поселков городского типа и в более чем 10,5 тыс. сел. Газифицированы около 12 млн. квартир. Сжиженный газ используют еще в около 4 млн. жилищ (в основном в сельской местности).

На обслуживании ОАО по газоснабжению и газификации (обл-, гор-, райгазы) находится более чем 16,5 млн. газовых плит, свыше 4 млн. газовых водонагревателей и более чем 4,5 млн. отопительных приборов.

Протяженность газораспределительных сетей, по которым газ подается потребителям, составляет более 300 тыс. километров.

Однако никто не снимал с дочерней компании «Газ України» обязанность обеспечивать газом население (а для этого на год нужно 17,6 млрд. кубометров), бюджетные организации (не менее 1,06 млрд. кубометров), энергогенерирующие компании (минимум 3,5 млрд. кубометров), а также предприятия теплокоммунэнерго, на что требуется минимум 14,61 млрд. кубометров. Правда, около 3 млрд. кубометров вроде бы готово поставить ДП «Газ-Энерго» - из ресурсов НАК «Нафтогаз України». Но это похоже на присказку: «Дай Боже нашому теляті вовка з’їсти».

Очевидно: как ни упражняйся в арифметике, компании «Газ України» не хватает на сегодня даже теоретически обещанного объема газа, чтобы обеспечить элементарные потребности бюджетников, населения, предприятий ТКЭ.

О промышленности речь даже не идет. Хотя именно эти потребители позволяли «Газу України», а соответственно, и НАК «Нафтогаз України» сводить хоть как-то концы с концами. (Согласна, что перекрестное субсидирование - бич. Но пока в рамках госинтересов ничего другого не предлагалось, с ним был смысл мириться.)

В итоге доля дочерней компании «Газ України» на отечественном рынке газа - после появления ЗАО «Укргаз-Энерго» - автоматически сокращается с прошлогодних 59 млрд. кубометров до нынешних прогнозных 43,08 млрд. (что, впрочем, еще не факт). При все той же потребности промышленности в объеме 31,05 млрд. кубометров газа в год.

ДК «Газ України», исходя из сегодняшних поступлений газа, может обеспечить поставки промышленным потребителям в объеме 2,2 млрд. кубометров через облгазы и еще 4,9 млрд. - напрямую и в основном через трейдеров. Всего получается 7,1 млрд. кубометров.

Еще 1,66 млрд. кубометров готово поставить ДП «Газ-Тепло». Остальное, очевидно, отдается на откуп ЗАО «Укргаз-Энерго» и непосредственно «РосУкрЭнерго». Другие варианты, по крайней мере в настоящее время (на момент написания этого материала 15-16 марта 2006 года), выглядели маловероятными.