UA / RU
Поддержать ZN.ua

Автогаз наращивает масштаб

Экономическая болтанка, заставляющая украинцев искать доступную альтернативу бензину и дизтопливу, способствует быстрому изменению структуры потребления моторного топлива в стране. Массовый переход потребителей на сжиженный углеводородный газ (СУГ, LPG) значительно увеличил долю этого топлива на розничном рынке. Вместе с тем растущее третий год интенсивное потребление автогаза вскрывает пласты проблем, к которым рынок оказался не готов.

Автор: Артем Куюн

Рынок сжиженного газа выходит на новый этап развития, активно требуя внимания государства

Экономическая болтанка, заставляющая украинцев искать доступную альтернативу бензину и дизтопливу, способствует быстрому изменению структуры потребления моторного топлива в стране. Массовый переход потребителей на сжиженный углеводородный газ (СУГ, LPG) значительно увеличил долю этого топлива на розничном рынке. Вместе с тем растущее третий год интенсивное потребление автогаза вскрывает пласты проблем, к которым рынок оказался не готов, - недобросовестная конкуренция, неподготовленная инфраструктура хранения топлива, недиверсифицированные поставки, низкое качество топлива и другие важные аспекты. Решение большинства из них невозможно без участия государства, которое пока слабо контролирует ситуацию на этом перспективном рынке.

Потребление сжиженного газа в качестве моторного топлива в Украине в 2015 г. составило 1115 тыс. т - новый рекорд, на 16% превысивший потребление в 2014-м. Благодаря увеличению потребления почти на 35% за последние четыре года СУГ занял заметное место на рынке моторных топлив: сегодня на каждые проданные на АЗС 10 л бензина уже приходится порядка 7 л сжиженного газа, а в общем объеме розничных продаж СУГ занимает почти четверть (рис. 1). Еще четыре-пять лет назад такие пропорции казались фантастикой.

"Золотое правило" автогаза гласит, что его цена не должна превышать 50% цены бензина. Поэтому когда в Украине в отдельных регионах отношение опускалось порой до 35%, успех газу был обеспечен (рис. 2).

В поисках путей диверсификации

Последние годы характеризуются падением отечественного производства газа, и 2015-й не стал исключением. И если "Укрнафта" удержала падение производства СУГ в рамках 6% (до 154,15 тыс. т в 2015 г.), то "Укргаздобыча" "уронила" этот показатель до 13% (до 172,63 тыс. т). Уже девятый год кряду растущий спрос на СУГ удовлетворяют импортные поставки. По итогам 2015 г. на импорт приходится более 63%, а в пиковые месяцы его доля превышала 70%. Основные источники снабжения рынка пока остаются в РФ и Беларуси. Еще в 2014 г. обогнав по объемам крупнейшего украинского производителя - "Укргаздобычу", россияне в 2015 г. активизировались, увеличив поставки СУГ на 53%. Благодаря такому росту доля россиян на украинском рынке возросла с 30% в 2014-м до почти 40% в 2015-м (рис. 3).

В условиях низких цен, когда логистические затраты поставок в Европу для большинства российских производителей сравнивались с выручкой, ближайший, украинский, рынок был самым комфортным. Последствия столь плотной связи особенно видны стали в сентябре, когда цены газа на ровном месте взлетели на треть из-за дефицита, образовавшегося вследствие срыва поставок из РФ. Причины нарушения отгрузок "Роснефтью" (крупнейшим поставщиком СУГ в Украину) не выяснены до сих пор, однако прецедент крайне неприятный.

Аналогичная неприятность на почве "российской завязки" случилась и в Польше. Однако поляки с недавних пор имеют арбитра в виде хаба в регионе АРА (Амстердам-Роттердам-Антверпен). По словам представителя трейдера Tyczka Polska Пиотра Кобылянски, как только цены в Польше неестественно растут, в порт Гданьска сразу заходят танкеры с газом, в том числе производства США. В результате рынок "остывает", а дефицит компенсируется.

В Украине диверсификация поставок СУГ ограничена небольшими партиями из Польши, Румынии, Словении, Венгрии, да и то чаще в теории. Значительно больше вариантов в Черном море, однако после аннексии Крыма в строю остались лишь терминалы "Привата" в Одессе и Ильичевске, которые пока работают только в режиме отгрузки транзитного газа; керченские комплексы уже недоступны. Есть несколько перевалок в Рени, но на крупные поставки они не рассчитаны.

"Говоря о терминалах в Рени, нужно учитывать также логистические потери при транзите через молдавскую территорию и более высокие цены на море относительно восточной границы, - говорит директор компании "Газтрон-Украина" Владислав Колодяжный. - Частично заместить объемы СУГ возможно, но их стоимость однозначно будет выше традиционных путей доставки".

Трейдеры отмечают, что важно наладить логистику поставок, создать прецедент, и потом этот канал будет использоваться свободно. Несколько лет назад никто и подумать не мог о закупке дизтоплива в Польше или Греции (у нас ведь нефтяной центр был на востоке), а теперь это норма. Точно так же будет разрушена российско-ориентированная парадигма рынка СУГ.

Заход сверху

Отличительной чертой рынка в 2015 г. стало переформатирование конкуренции на нем. Еще три года назад большинство крупных сетей если и ставили АЗГП на своих станциях, то предпочитали отдать эту тему на аутсорсинг специализированным газовым компаниям, имеющим опыт и инфраструктуру. Тогда рынком правили такие операторы, как "Надежда", "Автотранс", "СГ" (сейчас - "Пропан-Трейд"), "Газовик", "ЛПГ" и некоторые другие. Когда в 2008–2010 гг. потребление стало подавать отчетливые сигналы роста, крупные сетевики решили перевести АГЗП в свою собственность, оставив на подряде лишь снабжение, а вскоре многие перешли на собственное обеспечение ресурсом.

Сегодня на операторов крупных сетей АЗК приходится лишь 20% поставок газа в Украину, в то время как их доля в розничном рынке составляет не менее 50%. Среди мейджеров, не снабжающих себя полностью, остались ОККО, Shell, АМIК, SOCAR, ТНК и "Маркет". Впрочем, все они, кроме ОККО, продают сравнительно небольшие объемы газа. Что касается львовского оператора, он дебютировал в самостоятельных поставках в конце 2014 г. и наращивает их с каждым месяцем.

За 2015 г. в Украине появилось не менее 500 новых АГЗП, большинство — в мелких сетях

Основная причина несамостоятельности крупных операторов - отсутствие у них газонакопительных станций (ГНС), хранилищ для сжиженного газа. Этот же аспект - залог успеха на рынке упомянутых небольших компаний. Достаточно резкий рост рынка в 2012–2014 гг. вскрыл острый дефицит мощностей хранения СУГ в Украине, сегодня ситуация прогнозируемо достигла критического уровня, вынудив крупных розничных операторов задуматься о собственной инфраструктуре. Первым "созрел" WOG, который на центральном отраслевом форуме LPG Ukraine 2015, прошедшем в октябре 2015 г., огорошил всех своими планами. По словам директора компании Сергея Корецкого, уже в 2016-м компания намерена торговать с двух ГНС, для чего парк газовозов будет увеличен до
40 единиц. Кроме того, WOG договорился с "Днепррегионгазом" и ДП "Пропан", входящими в крупнейший в Украине пул облгазов, об аренде мощностей ГНС в Днепропетровске и Житомире. По оценкам экспертов, такие форпосты позволят WOG потеснить коллег по оптовому рынку уже очень скоро.

Не спят и небольшие газовые операторы: "Надежда" достраивает ГНС в Бородянке, "Газтрон-Украина" начал строительство в Борисполе. Кроме того, на базе хранилищ облгазов назревает многообещающий проект, который реализует новичок рынка "Мастер-Премиум". Компания уже начала импорт ресурса в Украину с последующей его продажей на собственных электронных аукционах, однако подробности проекта пока доподлинно неизвестны.

Углубление крупных сетевиков в газовый рынок не могло не сказаться на конкуренции в розничном секторе. По данным "Консалтинговой группы А-95", одними из лидеров по темпу прироста розничных продаж стали сети WOG, ОККО и Shell. Прирост удельной реализации на одну точку составил соответственно 67, 56 и 43%. Одним из ключей к успеху мейджеров на газовом поприще стала более гибкая ценовая политика. Так, согласно данным "Консалтинговой группы А-95", крупные сети все чаще стоят в средних рыночных ценах, тогда как еще в 2014 г. в основном это были самые высокие ценники на рынке. Операторы признаются, что приемы "бензинового" маркетинга на стремящихся к экономии водителей не действуют. Именно по этой причине самые высокие результаты у низшего ценового дивизиона - "Привата" и "БРСМ-Нафты", а также у КЛО, которая в 2015 г. изрядно баловала клиентуру щедрыми акциями. Исключением остается лишь SOCAR, который, находясь в верхнем ценовом диапазоне, оказался популярен среди потребителей газа.

Темные дела

Неприкрытый интерес к розничному рынку газа со стороны крупных компаний, тем не менее, в 2015 г. не материализовался в расширение их сбытовой сети, как это происходило в последние годы. По словам участников рынка, серьезным ограничителем для расширения остаются устаревшие строительные нормы. Например, как признаются в Shell, которая строго блюдет все технические требования, компания находится у потолка возможностей в плане расширения газовой сети. В 2015 г. прирост числа модулей зафиксирован лишь у "Привата" и "БРСМ-Нафты". Первый оператор, как известно, имеет широкие резервы на своей сети, а второй, видимо, не особо вчитывается в строительные ограничения.

Инфраструктура хранения по-прежнему сдерживает развитие газового направления в крупных сетях АЗК, однако прорыв близок

По оценкам аналитиков "Консалтинговой группы А-95", сегодня в Украине работает около 4000 розничных точек продажи сжиженного газа, порядка 500 из которых появились в 2015 г. По-прежнему точного числа АГЗП в Украине не знает никто - ни МЧС, ни Госгорпромнадзор, ни ГФС.

Туман начал сильно сгущаться в конце 2014 г., когда на бойких региональных рынках появились целые сети нелегальных заправок. Сегодня "подзаборная" торговля - головная боль газового ритейла и, к сожалению, знамя, под которым прошел 2015 г.

Самую активную борьбу с нелегалами развернули в Киеве - из 450 известных пунктов продажи сжиженного газа около 250 занимают свои места без разрешения властей. По словам руководителя департамента транспортной инфраструктуры Киевгорадминистрации Александра Козловского, проблемы с землеотводом имеют если не все, то практически все отдельно стоящие АГЗП, построенные за последние два-три года. Упомянутый департамент сейчас старается бороться с незаконно установленными модулями, однако результаты работы пока оставляют желать лучшего - через непродолжительное время все демонтированные модули возвращаются на место.

Безнаказанность теневой торговли привела к созданию целых ассоциаций, которые, стоит заметить, пока действуют эффективнее крупных отраслевых объединений.

Одиозным заправкам вменяется чуть ли не нарушение правил благоустройства города и другие нетяжкие грехи. Именно мягкость наказания за такие нарушения позволяет разношерстным нелегалам оперативно возвращаться на место и ждать очередного демонтажа.

Очевидно, ситуация выглядела бы иначе, будь в претензиях к сетям АГЗП земельный самозахват или неуплата розничного акцизного налога, которые и есть главным злом всей этой истории. По разным оценкам, только киевский бюджет в 2015 г. из-за торговли газом мимо кассы не досчитывался ежемесячно около 10 млн грн розничного акциза.

Беззубость властей в борьбе с неуплатой розничного акциза в 2015 г. привела к тому, что торговля мимо кассы распространилась далеко за пределы как столицы, так и сегмента "подзаборных" АГЗП. Постыдное явление было замечено и на мультитопливных станциях, причем иногда - крупных сетей. Справедливости ради стоит отметить, что бутафорный чек на заправке выдают, однако никакой фискальной нагрузки он зачастую не несет.

С 1 января 2016 г. ставка акцизного налога была пересмотрена. С 5% (около 0,45 грн/л в среднем по 2015 г.) она была изменена на 0,042 евро/л (1,13 грн по состоянию на 20 января 2016 г.). В ситуации, когда власти демонстрируют полную беспомощность в борьбе с "тенью", это будет означать одно - еще большие потери местных бюджетов, для наполнения которых этот непутевый налог был придуман. Причем потери сначала вырастут из-за увеличения ставки акциза, а вскоре - за счет неизбежного роста популяции нелегалов, ведь работать с новыми ставками намного интереснее.

Сегодня в Киеве мы наблюдаем показательную картину: мелкие сети, дабы пресечь появление новых конкурентов на нелегальном рынке, с конца декабря 2015 г. держат цены на уровне 6,8–7,0 грн/л. Фактически это "голая" стоимость поставки газа на АГЗП без учета акциза и эксплуатационных расходов, не говоря уж о хоть каком-нибудь заработке. Увеличение налоговой нагрузки на цену не повлияло, то есть теоретически вариантов два: либо это работа в длинный минус, либо это просто дерзкое уклонение от уплаты налогов под самым носом у фискалов. В первом случае, в вероятность которого мало кто верит, хотелось бы в очередной раз задать вопрос АМКУ, а во втором, более реальном и очевидном, - сотрудникам ГФС. А пока чиновники продолжают молча смотреть на этот беспредел, налоги бурной рекой утекают из бюджета в карманы нелегалов, полностью разрушая конкуренцию на топливном рынке.

***

Прирост рынка газа показывает, что украинские автовладельцы не отказываются от возможности сэкономить на топливе. Новые показатели рынка означают, что благодаря замещению бензина автогазом в 2015 г. сэкономлено порядка 16 млрд грн. Согласно распространенному в трейдерской среде мнению, темпы роста потребления сжиженного газа в Украине сохранятся в нынешних условиях до 2017–2018 гг. Решение ряда вопросов для дальнейшего благополучного роста - качества топлива, оптимизации логистических схем, инфраструктуры хранения - под силу самим операторам рынка. Другое дело - разрушающая цивилизованный рынок теневая торговля, удушение которой без активного участия государства невозможно. Пока же выходит в одни ворота: одним действием власти стимулируют развитие нелегальной сферы, поднимая налоги для легального бизнеса, а бездействием - снимают ограничения для беспрепятственного развития теневого сектора.