Признаки того, что мировая атомная энергетика постепенно выходит из состояния клинической смерти, в котором она оказалась после чернобыльской аварии, в мировых СМИ появляются все чаще. Особенно наглядными они стали в связи с чествованием 50-летия открытия первого атомного реактора, собравшего в России весь цвет международной «атомной тусовки». Именно там представители Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ) заявили, что в ближайшие годы использование ядерной энергии будет расти быстрыми темпами.
А ведь еще недавно говорить о перспективах развития атомной энергетики позволяли себе только политики, замеченные в склонности к политическому суициду. Негодование, с которым было воспринято заявление, сделанное Джорджем Бушем еще в 2001 году, сразу после серии веерных отключений электроэнергии в Калифорнии, но еще до резкого взлета цен на нефть, не идет ни в какое сравнение с реакцией на многие его дальнейшие заявления. А ведь в США, где сейчас насчитывается свыше 100 действующих атомных реакторов, программа ядерной энергетики была заморожена гораздо раньше, после аварии на станции Three Mile Island в 1979 году. Тем не менее сейчас планы американской администрации по продлению срока действия существующих реакторов, а также по строительству 60—90 новых, воспринимаются уже гораздо спокойнее. Более того, судя по всему, будет пересмотрена и упрощена система лицензирования работ по строительству и эксплуатации атомных реакторов.
В 1986 году на долю атомной энергетики приходилось 16% всей производимой в мире электроэнергии. Столько же приходится и сейчас. При этом в материалах двух-трехлетней давности можно найти прогнозы, обещающие, что в ближайшие годы эта доля сократится до 13%. Однако сейчас атомной энергетике к 2030 году пророчат уже не менее 25%.
Важную роль в столь резкой смене ориентации сыграли сразу несколько факторов, причем стремительное подорожание нефти к самым значимым из них не относится. В то время как большинство развитых стран мира свои программы по развитию атомной энергетики заморозили, в Азии строительство реакторов шло достаточно быстрыми темпами. Так, из 31 реактора, введенного в строй в последнее время, на долю этого континента приходится 22, а из 27 строящихся — 18. Активнее всего АЭС строят Китай, Индия, Япония и Южная Корея. Кроме них, среди тех 11 стран, которые и сейчас уже активно продвигают атомную энергетику, важное место занимает Россия. В отношении последней, в частности, Владимир Путин пообещал, что доля «мирного атома» в энергетике европейской части России к 2020 году увеличится с нынешних 42 до 50%.
В целом сейчас в 34 странах мира работают 300 атомных электростанций, в составе которых насчитывается 446 энергоблоков. Франция на них получает 77% всей своей электроэнергии, Япония — 30, США — около 20. Однако стремительное развитие атомной энергетики в тех странах, которые еще только стремятся стать развитыми, пугает западный мир гораздо сильнее несколько поизносившегося призрака Чернобыля. Тем более что все чаще в материалах, посвященных радиационной безопасности, риск, который представляют для здоровья нынешние АЭС, сопоставляется с эффектом, производимым выкуриванием двух сигарет в год.
Заметно изменилась и позиция многих природоохранных организаций. Несмотря на то, что проблема отработанного материала пока еще не получила взаимоприемлемого решения, экологи пришли к выводу, что парниковые газы, которые в гораздо больших количествах выбрасывают «традиционные» электростанции, представляют собой худшее из зол. Поэтому Алан МакДональд, эксперт МАГАТЭ по экономическим вопросам, считает, что развитие атомной энергетики нуждается не в ограничениях, а в материальном стимулировании. Введение жестких штрафных санкций против использования технологий, сопровождающихся выбросом в атмосферу больших количеств углекислого газа, придаст отрасли, выходящей из опалы, ощутимое ускорение.
Эксперты утверждают, что уроки чернобыльской трагедии и других аварийных ситуаций усвоены в полной мере и ничего подобного повториться не может. С другой стороны, Союз озабоченных ученых, представляющих группу очень авторитетных специалистов из разных отраслей науки, обнародовал недавно свой очередной доклад, посвященный безопасности атомных реакторов. Их жизненный цикл не очень отличается от человеческого, в том смысле, что дети и старики болеют значительно чаще, чем люди среднего возраста. Частота всевозможных неисправностей в атомных реакторах за последние 15—25 лет резко пошла на спад. Однако именно сейчас эта тенденция должна смениться противоположной, по мере «старения» реакторов, последний из которых в США был построен 28 лет тому назад. Поэтому строить новые реакторы ученые считают более целесообразным, чем продлевать жизнь тем, которые и так уже немало потрудились на своем веку. Кроме того, доклад содержит десяток конкретных рекомендаций по повышению безопасности ядерных реакторов.
Зато одной из самых болезненных проблем на пути развития атомной энергетики остается угроза ядерного терроризма.