UA / RU
Поддержать ZN.ua

Астроблема

Украина может добывать 2,7 миллиарда кубометров газа в год из горючих сланцев.

Автор: Алла Еременко

На обращения геологов в Кабинет министров Гройсмана начиная с 2016-го ответ был однозначен: мол, это здорово, но не ко времени - есть более важные государственные проблемы.

И это в то время, когда все госчиновники наперебой говорили об энергонезависимости Украины. Даже программу увеличения добычи газа приняли, которую, увы, "успешно" завалили.

В чем новизна очередного предложения, и действительно ли его принятие способно обеспечить ежегодную добычу углеводородов до 30–40 млрд кубометров газа за три-четыре года, ZN.UA расспрашивало главу Научно-координационного центра разработки и внедрения новейших технологий поиска углеводородов Игоря Багрия.

- Игорь Дмитриевич, 30–40 миллиардов кубометров за такой короткий срок для такой инертной отрасли - не слишком ли громкое заявление?

- Нет. По нашим данным, на суше и в акваториях Черного и Азовского морей достичь этого вполне реально. Но условия таковы. Во-первых, необходима поддержка власти и заинтересованных организаций в проведении в кратчайшие сроки целенаправленных комплексных геолого-геофизических работ (включая бурение скважин). Во-вторых, на подготовительном этапе разного генезиса на суше и в акваториях Черного и Азовского морей при использовании наших технологий коэффициент успешности (бурения и выявления запасов углеводородов) составляет 0,8–1,0.

- В чем должна состоять поддержка государства и заинтересованных организаций? Речь о финансовой поддержке, как я понимаю?

- И о ней тоже.

- Вы говорите о бурении новых скважин, как минимум двух. Как правило, это дорого. Тем более что в бюджете такие затраты не предусмотрены.

- Да, это недешево, но результат того стоит. Особенно когда речь идет о комплексной программе.

- "Шелл" и "Шеврон" также планировали комплекс работ, но их скважины оказались "сухими". Хотя причины их ухода, вероятно, связаны не только с этим. Вы же говорите, что при использовании ваших технологий коэффициент успешности (бурения и выявления запасов углеводородов) составляет 0,8–1,0. При том, что даже три непустые скважины из десяти считаются во всем мире успехом…

- Это подтверждено нашими патентами.

- Но ни один патент не гарантирует успешность буровых работ.

- Не гарантирует, но все же вероятность намного выше. Особенно на двух месторождениях горючих сланцев - Бовтиском и Оболонском. Они расположены в высокоразвитых промышленных регионах с хорошей транспортной инфраструктурой, что упростит логистику доставки углеводородного сырья.

- Вы говорите о бурении двух параметрических скважин для открытия залежей нефти и газа.

- Если эти скважины дадут позитивный результат, они будут использоваться как промышленные.

- А если они все же окажутся "сухими"?

- Есть все основания рассчитывать на позитивный результат, о чем я уже говорил.

- Как скажется на экологии тот факт, что названные вами перспективные месторождения горючих сланцев расположены в густонаселенных регионах Украины? Не окажет ли это негативное влияние на здоровье людей, качество воды?

- Нет, об этом могу говорить аргументировано. Мы изучали эту проблему отдельно.

- 4 миллиарда тонн горючих сланцев - это только сырье. Сколько нефти и газа можно извлечь из него?

- По нашим расчетам, из сланцевых запасов Бовтиского месторождения можно извлечь 800 миллионов тонн сырой нефти, а при термическом разложении сланцев - около 2,7 триллиона кубометров горючего газа.

Следует также учесть, что продукты переработки сланцев можно использовать в химической, металлургической отраслях и сельском хозяйстве. Так что эффект разработки сланцевых месторождений многократный. Плюс дополнительные рабочие места, и тогда нашим геологам и буровикам не придется ездить по миру в поисках работы.

- Игорь Дмитриевич, почему Научно-координационный центр, а не, скажем, Институт газа той же Национальной академии наук, инициирует разработку месторождений углеводородов?

- Во-первых, изначально мы располагаем значительно большим объемом геологической информации. Во-вторых, Научно-координационный центр разработки и внедрения новых технологий поиска углеводородов для того и создан в декабре 2018 года, чтобы внедрять проверенные на практике нашими специалистами технологии. Мы занимаемся прикладной наукой и имеем значительный опыт практической работы. Располагаем соответствующими патентами. Так что кому, как не нам, внедрять новые разработки.

Например, проведенное нами изучение той же Бовтиской астроблемы по новейшей технологии дает основания утверждать, что в подкратерной и подваловой зонах расположены гигантские запасы углеводородов.

- Но эти исследования проведены не вчера…

- Не вчера, еще в августе 2016 года мы обращались к премьер-министру Гройсману с письмом, в котором рассказывали о наших предположениях и открытиях. Но, кроме отписки, ничего.

Вчера мы обратились к президенту Зеленскому. Возможно, новой команде небезразлично, что мы закупаем газ, вместо того, чтобы вскоре стать его экспортерами.

- Посмотрим.