UA / RU
Поддержать ZN.ua

Акцизная однобокость

дним из методов наполнения казны правительство Азарова избрало, можно сказать, классический — увеличение акцизов на нефтепродукты, алкоголь и табак...

Автор: Сергей Куюн

Одним из методов наполнения казны правительство дороги не отремонтируем. Платить должны те, кто ездит и заправляется бензином и соляркой, — они же бьют их», — в целом аргументировано и понятно заявил Цушко в прямом эфире. В то же время других подробностей министр не сообщил, как и официальных комментариев Минэкономики не предоставило, несмотря на все попытки журналистов.

О намерениях по поводу нефтепродуктов было известно еще в марте. Тогда новый Кабмин подключился к работе над уже зарегистрированным депутатским законопроектом, направленным на выравнивание акцизных ставок на компоненты бензинов (20 евро/т) и товарные бензины (110 евро/т). Однако правительство быстро изъяло эту идею, обогатив ее предложением увеличить акцизы на автобензины с нынешних 110 до 172 евро/т. В рамках борьбы с роскошью налог на бензин А-98 предложено увеличить до 200 евро/т. Именно с этим вариантом можно было ознакомиться уже 26 апреля, когда правительственный законопроект, вносящий изменения (читай — повышающий налоги) во многие законы, появился в парламенте.

Результат повышения акцизов всегда один — рост цен для покупателей. Это мы уже проходили в начале 2009 года, когда акциз на бензин вырос с 60 до 110 евро/т (тогда цена увеличилась на прогнозируемые 50 коп./л).
В случае с нынешним повышением акцизов рост цен на бензин составит 60 коп./л, а элитная марка А-98 подорожает почти на гривню, что, нельзя не согласиться с авторами этой нормы, не заставит ее потребителей изменить свои предпочтения. Весьма важный момент: акцизы на дизельное топливо Кабмин решил не трогать (по крайней мере, пока), хотя на этапе разработки законопроекта такая возможность предусматривалась.

Разумеется, новое повышение цен на бензин ни у кого восторга не вызовет. Но было бы честно по отношению к своим согражданам открыто рассказать о готовящихся переменах. Здесь интересна позиция Минтопэнерго, которое за считанные дни до подачи законопроекта в Раду фактически заявило о неправдивости данных о готовящемся повышении акцизов. Активное обсуждение этой темы в прессе было классифицировано как попытка «операторов раскачать рынок и подготовить общественное мнение к повышению цен». Вопрос не в том, доверять ли теперь заявлениям министерства. Просто некоторые операторы и потребители отказались закупить нефтепродукт впрок перед очевидным подорожанием, с подачи чиновников посчитав сообщения о готовящемся повышении налогов слухами…

Топливные рокировки

Объясняя столь резкое повышение акцизов, чиновники Минфина в частности указали на необходимость гармонизации ставок налогообложения нефтепродуктов с европейскими. К счастью, резко возросшие налоги еще крайне далеки от европейских аналогов. Как свидетельствуют данные Еврокомиссии (см. рис.), максимальная ставка акцизов на бензин установлена в Нидерландах — почти 1000 евро, в связи с чем тамошние цены на бензин самые высокие. Существенно выше топливные акцизы и в странах Восточной Европы, примерно в три раза. Самое же большое отставание Украины от Европы по налогам на дизтопливо — в 7—10 раз.

По расчетам Министерства финансов, повышение акцизного сбора на бензин позволит мобилизовать в бюджет более 3 млрд. грн., которые целевым образом планируется направить на строительство дорог. Но, как говорится, будут ли строить дороги, это еще вопрос, а вот рост налогов и, соответственно, цен на топливо — факт практически свершившийся (на момент написания материала законопроект Минфина ожидает рассмотрения 11 мая).

Уже можно говорить и о некоторых других выводах. В частности, возрастет привлекательность дизельного топлива. Сегодня его цена на колонках ниже цены бензина А-95 на гривню, а новый акциз сделает эту разницу еще более ощутимой. Но это абсолютно не означает, что цена ДТ на АЗС останется неизменной. Президент «Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук не исключает, что владельцы станций могут переложить часть подорожания на ДТ, чтобы смягчить ценовое давление на потребителей бензинов. «Можно предположить и такой сценарий, хотя в конечном итоге рынок все расставит по своим местам», — отмечает глава отраслевого объединения. Нельзя исключать и того, что налоги на ДТ поднимут позже.

Самый большой импульс в связи с рассматриваемыми событиями может получить газовое топливо. Первым в этом списке идет сжиженный газ пропан-бутан. Газовых заправок хватает, а объем потребления уже составляет около 20% от бензина. «Если газ и подорожает вслед за бензинами, в чем я лично не уверен, то очень незначительно», — говорит президент Ассоциации сжиженного газа Сергей Пивень. По его мнению, конкуренция на этом рынке крайне высока, кроме того, на смену дефициту пришел избыток товара, что дополнительно стимулирует трейдеров к снижению цен. Сегодня бензин А-95 дороже пропан-бутана вдвое (в среднем 4 грн./л против 8 грн./л на бензин), но после неизбежного подорожания первого сжиженный газ может стать еще привлекательнее.

Полны оптимизма и торговцы сжатым газом — метаном. Операторы этого рынка очень пострадали в прошлом году от резкого роста цен на российский газ. Но теперь бензин подорожает, а газ россияне обещают немного удешевить. По мнению владельца сети АГНКС компании «Метан» Геннадия Руденко, привлекательность его товара будет повышаться главным образом не за счет снижения цен, а благодаря их росту на конкурирующее топливо — пропан-бутан и бензин. «Мировая практика говорит о том, что государству нужно стимулировать переход на метан как более дешевое и экологичное топливо», — добавляет Руденко.

На сегодняшний день цена на метан составляет 3,9 грн./л и, очевидно, зафиксируется на этом уровне и в дальнейшем. Главной проблемой здесь выступает дороговизна и габаритность установок для работы на метане, которые пока ограничивают круг пользователей промышленным и пассажирским транспортом, по сути, исключая наиболее массовый — легковой.

Но в целом газовое топливо как альтернатива дорожающему бензину имеет все шансы получить мощный импульс для дальнейшего завоевания симпатий потребителей. Неплохо это и с экологической точки зрения. Правда, некоторые горячие головы в правительстве уже обсуждают введение акцизов и на газ, в частности сжиженный, в результате чего на пути набирающей ход популяризации этого энергоносителя окажется высокий барьер.

Неблагородные риски

Есть у «акцизных» событий и крайне негативные и, на первый взгляд, внешне неочевидные аспекты. Главный риск — увеличение доли некачественного бензина на рынке. С октября 2009 года и по сегодняшний день рынок вынужден поглощать выпускаемые кременчугской «Укртатнафтой» компоненты бензинов КБ-92 и КБ-95, имеющие ухудшенные потребительские свойства. Выпуск этих компонентов обусловлен вышеупомянутой разницей в акцизах (около 95 коп./л). С одной стороны, правительственный законопроект уравнивает эти ставки, но с другой — создает почву для новых злоупотреблений в этой сфере. Логика проста: чем выше налоги, тем выгоднее заниматься подделкой. Уверен, что рекордные доли некачественного бензина на рынке в прошлом и нынешнем году появились во многом благодаря двукратному повышению акцизов в начале прошлого года на фоне отсутствия госконтроля за этой сферой. Величина налогов, по сути, является премией «бодяжника» за риск, так как он не платит ни маленьких, ни больших налогов. И если два года назад он зарабатывал 60 евро/т, то сейчас «премия» составит минимум 172 евро/т. Как говорится, есть за что бороться. Поэтому государству, инициирующему повышение цен, необходимо позаботиться о контроле за качеством дорожающего продукта.

К сожалению, данных об увеличении бюджетного финансирования Госпотребстандарта, который в 2009 году не выполнил ни единой лабораторной пробы нефтепродуктов на АЗС, в законе о бюджете на 2010 год обнаружить не удалось…