UA / RU
Поддержать ZN.ua

АКЦИОНЕРЫ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ ВОЛНУЮТСЯ РАЗ…

Чтобы делать деньги в нефтяном бизнесе, нужно иметь не только деньги, но и исключительно крепкие нервы...

Автор: Оксана Приходько

Чтобы делать деньги в нефтяном бизнесе, нужно иметь не только деньги, но и исключительно крепкие нервы. Это в очередной раз подтвердили последние сообщения с нефтяных полей, которые, несмотря на крайне благоприятные погодные условия (термометр нефтяного ценника весь первый квартал нынешнего года уверенно держался на средней отметке в 32 долл. за баррель), порадовали далеко не всех. Зато самыми обрадованными оказались акционеры British Petroleum, второй по величине в мире нефтедобывающей компании.

В 1998 году эта компания начала период крупных слияний, и сейчас Байрон Гроун, глава ее финансовой службы, поблагодарил акционеров за «проявленное терпение». Отныне BP намерена все «излишки» наличности, образующиеся при цене нефти выше 20 долл. за баррель, направлять на выкуп своих акций. Тем самым фондовый рынок получил сразу два сигнала: первый — снижение цены на нефть в ближайшие годы не предвидится, и второй — цена на акции BP будет расти. Сразу же после сообщения о предстоящем выкупе акций их цена на Лондонской бирже выросла более чем на 2%, тогда как за весь прошлый год ее рост составил 8%. Если учесть, что эта политика сопровождается выплатой щедрых дивидендов (с 1999 по 2003 год они увеличивались в среднем на 68% ежегодно), то рекомендации финансовых аналитиков покупать акции BP не покажутся неожиданными.

По словам представителей BP, объемы добычи компанией нефти и газа будут расти в среднем на 5% в год с 2003-го по 2008-й, без учета показателей совместного предприятия с российской компанией ТНК. С учетом этого СП, в которое BP в прошлом году вложила 8 млрд. долл., совокупный прирост может составить 7% в год. При цене нефти в 20 долл. за баррель (а именно этот показатель сейчас заменил в основных расчетах компании прежние 16 долл.) компания сможет ежегодно выделять 7 млрд. долларов на выкуп акций и выплату дивидендов. А если нефть удержится на отметке в 30 долл. за баррель, то сумма «сверхприбыли» составит 11 млрд. долл. в год. За первый квартал нынешнего года на эти цели уже выделено 1,25 млрд. долл.

Такая трогательная забота о собственных акционерах на данный момент выгодно отличает BP от британо-голландского концерна Royal Dutch/Shell, который считается ее ближайшим конкурентом. Впрочем, новое руководство Shell тоже делает ставку на достижение полного взаимопонимания со своими акционерами. Вслед за отставкой бывшего главы концерна Филиппа Уотса после скандала с переоценкой подтвержденных резервов было объявлено о планируемом на июнь выходе на пенсию Хенни де Рюйтера. Его сменит Кристин Морин-Постель, бывший банкир, на которого и будет возложена задача нахождения общего языка с инвесторами.

Впрочем, с учетом сообщения о подписании нового очень выгодного контракта эта задача может оказаться не такой уж сложной. В конце прошлого месяца Shell объявила о своем возвращении в Ливию, где концерн примет участие в разведке и производстве сжиженного природного газа. Shell весьма плодотворно работала в этой стране с 1950 по 1974 годы, но вынуждена была уйти оттуда. Возвращение стало возможным лишь после того, как в прошлом году, в ответ на согласие Триполи выплатить компенсации родственникам жертв взорванного над Локкерби самолета, с Ливии были сняты международные санкции. Финансовые подробности своего ливийского проекта компания пока не разглашает, однако очевидно, что на него возлагаются очень большие надежды.

Тем не менее аналитики пока не спешат успокаиваться, несмотря на внешние признаки кажущегося благополучия. Журналисты британского издания The Economist со свойственным им ехидством сопоставили состояние запасов одного и того же норвежского месторождения, данные о котором им предоставили различные нефтяные компании, владеющие его акциями. На графике слева показан процент запасов месторождения Ormen Lange, записанных в активы компании как подтвержденные, а справа — общая доля компании в разработке данного месторождения. Особый акцент журналисты издания делают на том, что при всех прочих равных условиях одного и того же месторождения (характеристиках нефти, условиях разработки, сейсмической активности, политической стабильности и даже стандартов оценки) значения Statoil и пересмотренные значения Shell получены после проведения независимой экспертной оценки. А вот более высокие значения остальных компаний достигнуты «внутренними силами».