UA / RU
Поддержать ZN.ua

АГРАРИИ И НЕФТЕПЕРЕРАБОТЧИКИ

Принятие парламентом закона в поддержку агросектора меняет расклад на украинском рынке нефтепродуктов...

Автор: Олег Гавриш

Принятие парламентом закона в поддержку агросектора меняет расклад на украинском рынке нефтепродуктов. На второй и даже третий план уходят отечественные производители, пальму первенства получают импортеры. Но последние считают, что последствия для отечественного рынка нефтепродуктов могут оказаться более глубокими, чем смена лидеров поставок топлива на украинский рынок.

Эта зима надолго запомнится украинским производителям дизельного топлива. 18 января был принят внешне ничем не примечательный закон, с оптимистичным названием «О стимулировании сельского хозяйства на период 2001—2004 годов». В этом законе есть несколько необходимых для аграриев положений, без которых поднять из «лежачего» хотя бы «в сидячее» положение украинский агропром невозможно. Причем ряд мер, в частности, введение «режима специального кредитования» являются рыночными и позволяют сельхозпроизводителям получить доступ к банковским кредитам. При этом государство выступает гарантом этих кредиторско-дебиторских отношений крестьян и банкиров.

Этим же законом вводится и ряд мер, которые по сути отбрасывают экономику в период ведения планового хозяйства и/или являются лоббированием интересов производителей продукции других государств.

Еще понятно, когда применяются протекционистские меры по отношению к отечественным производителям, но по отношению к иностранным…

Речь идет о двух статьях закона «О стимулировании сельского хозяйства на период 2001—2004 годов». Согласно положений статья 3 «Ценовая политика и поддержка доходов производителей сельскохозяйственной продукции» (раздел II упомянутого закона) «Кабинетом министров Украины ежегодно с 2001 года устанавливается предельный уровень цен (тарифов) на электроэнергию, газ и нефтепродукты отечественного производства, которые потребляются сельскохозяйственными предприятиями».

Производители нефтепродуктов считают, что государство обязано поддерживать аграриев, но не за их счет. «Правительство вправе распоряжаться в интересах экономики Украины теми ресурсами, которыми располагает. Что касается нефтепродуктов, то объемы сырья, которые добываются в Украине, обеспечивают потребности промышленности и сельского хозяйства по основным видам продукции нефтепереработки на 15—25%. Административное регулирование в такой ситуации не может привести к существенному снижению цен на нефтепродукты», — комментирует ситуацию Владимир Демехин, первый заместитель председателя правления ЗАО «Укртатнефть».

Тарифы

В Министерстве экономики Украины пояснили, эта норма означает, что на протяжении четырех лет, начиная с 2001 года, Кабинет министров будет регулировать рентабельность производства и отпускные цены на нефтепродукты.

Однако, например, генеральный директор АО «Херсоннефтепереработка» Александр Карпяк считает иначе: «Цена на отечественное горючее может быть установлена на таком уровне, что вообще будет невыгодно его продавать в Украине, в том числе предприятиям АПК. Тогда останется только одно — экспортировать этот объем горючего или снизить переработку».

Следует отметить, что эта норма входит в противоречие с законом «О предпринимательстве» и условиями конкурсов по приватизации отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). То есть такие компании, как «ЛУКойл—Украина», «КазахОйл», «ТНК—Украина» имеют право либо обжаловать это решение в суде, либо не выполнять условия конкурса по приватизации украинских заводов.

«Определенно могу сказать одно, если государство установит граничные цены на реализацию топлива АПК ниже тех, по которым горючее выгодно продавать, новые владельцы НПЗ будут рассматривать ситуацию, как форс-мажорную и откажутся от выполнения своих обязательств. А это означает значительные потери бюджета и отрасли в целом», — считает Николай Примак, генеральный директор объединения «Укрнефтехимпереработка».

Вряд ли такое решение устроит правительство или Верховную Раду, да его не собираются применять и сами НПЗ.

Как сообщили в отделе по связям с общественностью «ТНК—Украина» (которая владеет АО «ЛиНОС»), «очевидно, что этот закон не был согласован с отечественными товаропроизводителями. Поставить агропрому необходимые для посевной объемы дизтоплива для украинских НПЗ не составило бы труда».

Аукционы

Со второй половины прошлого года, когда в Украину пришли компании «ЛУКойл» (став полновластным хозяином Одесского НПЗ), «ТНК—Украина», «КазахОйл», баланс сил на нефтерынке изменился. По данным Министерства экономики, к концу прошлого года до 65% потребляемых нефтепродуктов составило отечественное топливо. Импортные поставки бензина и дизтоплива стали занимать все меньшую долю на рынке и их влияние постепенно нивелировалось производителями. Впервые за последнее десятилетие на украинском нефтерынке острой стала проблема не дефицита нефтепродуктов, а их сбыта. Именно поэтому начали работу и заработали ритмично аукционы по продаже нефтепродуктов, которые, по мнению специалистов компании Ernst& Yong, стали ценообразующими.

Именно в дальнейшем развитии аукционов и превращении их в полнокровные биржевые торги было бы правильно искать формирование баланса спроса и предложения. Для этой цели, говорит председатель совета директоров УМВБ Олег Андронов, «в этом году на аукционы должны прийти все украинские НПЗ. Кроме того, мы пригласили и импортеров, которые сегодня изучают опыт проведения аукционов «ТНК—Украина».

С аукционами, по мнению специалистов Минэкономики, с принятием закона «можно будет распрощаться»: вместо рыночного регулирования цены на нефтепродукты приходит госрегулирование отпускных цен на перерабатывающих заводах. Вместо прозрачного взвешенного механизма формирования цены, Верховная Рада предлагает госрегулирование, которое неминуемо приведет к тенизации рынка и остановке НПЗ. Как сообщили в пресс-службе компании «ЛУКойл—Украина», «эта мера способна резко снизить производство нефтепродуктов на отечественных НПЗ».

Объемы

Производственные мощности украинских НПЗ способны переработать 52,757 млн. тонн нефтяного сырья в год, что более чем достаточно для обеспечения потребностей внутреннего рынка во всех видах нефтепродуктов. Так что ответ на заданный вопрос следует искать в том, какие объемы нефти поступят на переработку.

По самым скромным подсчетам, только объем переработки нефти, которую обязаны поставить в Украину «ЛУКойл» (2,5—3 млн. тонн на «ЛУКойл — Одесский НПЗ»), «Тюменская нефтяная компания» (4—6 млн. тонн на «ЛиНОС») и «КазахОйл» (2 млн. тонн на «Херсоннефтепереработку»), в 2001 году может составить 8,5—11 млн. тонн. Кроме того, еще порядка 2 млн. тонн сырья будет поставлено украинскими добывающими предприятиями на остальные три НПЗ.

Итого, общая цифра поставленной нефти будет колебаться от 10,5 до 13 млн. тонн. Это означает, что производство дизельного топлива может составить (при среднем выходе в прошлом году 29,2%) 3,1—3,8 тыс. тонн. Но, как считают в «Укрнефтехимпереработке», при платежеспособном спросе украинские производители могут увеличить выпуск дизтоплива до 4,5 млн. тонн в год. Это — не считая солярки, производимой газоперерабатывающими предприятиями.

То есть отечественные производители в силах обеспечить Украину дизтопливом собственного производства, не прибегая к нуждам импортеров. «Подсчеты показывают, что острой необходимости в импортном дизтопливе у украинских потребителей вообще и сельхозпроизводителей в частности, не существует», — говорит Владимир Демехин.

Импорт

Описываемым же законом импортеры нефти и нефтепродуктов поставлены в разные условия. Импортеры дизтоплива получили освобождение от налогов, а производители с начала января — увеличение акцизов на произведенные из импортной нефти продукты. Согласно статье 5 «Налогообложение экспортно-импортных операций» (раздел III закона), «не применяется взыскание таможенной пошлины и других налогов при ввозе на таможенную территорию Украины комплектующих изделий и запасных частей к сельскохозяйственной технике, средств защиты растений и животных, которые не вырабатываются в Украине, а также при сезонном ввозе (с 1 февраля по 1 октября) дизельного топлива». С 20 февраля эта мера принята Верховной Радой отдельным законом.

Разделение импортеров на «своих» (поставщиков нефтепродуктов) и «чужих» (поставщиков нефти) узаконивает неконкурентоспособность солярки украинских производителей по сравнению с импортной. «Проблема усугубляется еще и тем, что в России не существует никакого режима благоприятствования для российских нефтяных компаний, работающих в Украине, особенно в части невозврата НДС при экспорте нефти», — считают в компании «ЛУКойл—Украина».

Анализ предоставления льгот при импорте нефтепродуктов в последние два года показывает, что это решение приводит лишь к трем негативным результатам: снижению загрузки отечественных НПЗ, тенизации рынка за счет применения схем ухода от налогообложения и потерям государственного бюджета. Так за 1999—2000 годы государственный бюджет не досчитался из-за предоставления всех видов льгот при импорте нефтепродуктов и нефти порядка 2,2 млрд. грн.

Интересно, что эта мера вряд ли поможет импортерам. Как считают в МК «Содружество», с принятием закона на рынке происходит ничем не обоснованная сумятица. Аграрии перестали закупать горюче-смазочные материалы в надежде на их скорое удешевление. Но не понятно, почему льготы введены для импортеров, но не для производителей, что ставит последних в ущемленное положение по сравнению с первыми.

С учетом снижения экспортных пошлин на нефтепродукты в России и Белоруссии создается впечатление, что аграрии не столько лоббировали свои интересы или интересы отечественных импортеров, как интересы иностранных производителей. «Если уж освобождали бы от уплаты пошлин, то необходимо было освободить от этой обязанности не только импортеров, но и НПЗ. Вообще не ясно, зачем принимался такого рода законопроект», — говорят в компании «Шелтон».

Вот и получается, что описанный «аграрно-бензиновый» закон вызывает больше вопросов, чем ответов. И если на вопрос, сможет ли он помочь аграриям, не смогут ответить и сами сельхозпроизводители, то факт негативного влияния такого закона на нефтерынок, производителей и госбюджет очевиден.