Недавний российский фейк о графиках многочасовых отключений света, преследовавший цель поднять истерическое цунами в украинских городах-миллионниках, а в итоге лишь бездарно булькнувший в отдельных медиа, доказал: украинцы ждут холодов без лишней паники. Это подтверждают и результаты последнего проведенного нами опроса. Оправданно ли это спокойствие, покажет зима, но точно можно сказать, что одна из целей энергетического террора РФ — паника и дальнейшая миграция украинцев — не будет достигнута и в этом году.
Заручившись помощью социологической службы Центра Разумкова, ZN.UA спросило у украинцев, планируют ли они выехать из Украины «на зимовку», если РФ снова прибегнет к энергетическому террору? «Да» ответили только 5% респондентов, большинство (89%) выбрали вариант «Нет», еще 5,8% — вариант «Трудно ответить». Люди, которые до сих пор не выехали или уже вернулись, по крайней мере не привязывают свои миграционные решения к наличию света и отопления в жилищах (см. рис. 1).
Логично было бы предположить, что это результат опыта предыдущего осенне-зимнего периода, впрочем, ожидаемого единодушия в ответе на вопрос «Подготовились ли вы к зиме с учетом опыта прошлого отопительного сезона?» мы не увидели (см. рис. 2). Утвердительно ответили только 49% опрошенных, почти 35% выбрали вариант «Нет», еще 16% — вариант «Трудно ответить».
Ладно, предположим, что это следствие хорошей подготовки к предыдущей зиме — все необходимое на время блэкаутов давно есть и ждет. К счастью, у нас были результаты социологического опроса, который проводился Центром Разумкова с 22 февраля по 1 марта 2023 года, о наличии ресурсов и средств, необходимых во время продолжительных отключений электричества. Поэтому мы еще раз задали этот вопрос украинцам, чтобы сравнить, что же конкретно изменилось с того времени.
На самом деле немногое: на 7,5% в жилищах украинцев стало больше аккумуляторов для питания электроприборов, на 5% выросло количество павербанков, почти на 5% добавилось независимых от централизованного источников отопления. Запасы воды уменьшились, но вполне вероятно, что на момент проведения опроса потребности в их обновлении еще не было. И в целом изменения несущественные, у большинства людей, как и в прошлом году, нет дома электрогенераторов (86,6%), аккумуляторов для питания бытовых приборов (68,9%), солнечных панелей (96,4%) и независимых от централизованного источников отопления (62,2%). Главные «спасатели» от блэкаутов в Украине — это павербанки (68,3%), аккумуляторные осветительные приборы (54,5%) и запас воды (67%) (см. рис. 3).
Впрочем, более основательная подготовка типа замены окон или утепления жилища тоже была. Да, значительная часть людей переживает очень сложный период в своей жизни, вынужденно экономя деньги и избегая лишних расходов. Поэтому среди ответов на вопрос «Осуществляли ли вы в рамках подготовки к наступающему зимнему сезону каждое из следующих действий?» безоговорочным лидером стал также самый бюджетный вариант — «Запаслись павербанками, фонариками, батарейками» (67,8%), еще 41,7% респондентов приобрели резервуар для воды, 36,6% — обогреватель (см. рис. 4).
Тем не менее почти четверть опрошенных все же указали, что провели минимальную термомодернизацию: утеплили дом (квартиру) к зиме (26,6%) и заменили окна на лучшие (23,7%). Также 18,7% респондентов установили для обогрева кондиционер, 18% — перешли к интернет-провайдеру, который предоставляет услуги Интернета даже во время блэкаутов, 15,9% — приобрели прибор резервного питания, 12,4% — приобрели генератор, 8,9% — заменили котел на лучший. Всего 1,9% респондентов указали, что, готовясь к зиме, приобрели «Старлинк», что не удивляет, учитывая стоимость такой покупки.
А вот отношение украинцев к «Пунктам незламності» откровенно удивило (см. рис. 5). С одной стороны, 64,5% респондентов ответили, что прошлой зимой не пользовались их сервисом, потому что не было такой необходимости. С другой — 70% указали, что власть должна этой зимой создавать «Пункти незламності» и расширять их сеть. Впрочем, это типичное украинское «най буде» имеет смысл, ведь шансов избежать дефицита энергетических мощностей у нас нет.
Прогнозный баланс от Минэнерго предполагает бездефицитность прохождения зимы при условии отсутствия разрушений, что невозможно. Несмотря на то, что в целом энергообъекты стали более защищенными, эта защита очень далека как от идеала, так и от планов весны этого года.
Решение Совета нацбезопасности и обороны, предусматривающее создание Плана мероприятий по восстановлению объектов критической инфраструктуры топливно-энергетического сектора, президент своим указом ввел в действие 17 октября. Документ требует утверждения плана в трехмесячный срок, то есть где-то к середине января. Что мешало раньше, загадка. По нашим данным, проект этого документа разрабатывали еще в феврале. К счастью, сектор как мог готовился к отопительному сезону и без президентских указаний.
Графики отключений пока не публичны, но уже составлены, потому что это обязательная часть подготовки к любой зиме. Они учитывают возможные атаки на инфраструктуру, «тонкие» места и различные сценарии реагирования в зависимости от возможных потерь энергосистемы.
Из хорошего — кроме графиков, есть и резервное оборудование, и способы его замены по разным сценариям развития событий. Но гарантировать скорость этих процессов никто не берется, потому что практика, тем более в наших условиях, будет существенно отличаться от всех возможных сценариев.
Также, к сожалению, не все участники рынка справились с соблюдением сроков ремонта оборудования, причем не столько из-за медлительности, сколько из-за значительного объема работ, но результата это не меняет, — часть мощностей выйдет из ремонта только в ноябре-декабре. Понятно, что это риск для всей энергосистемы, и если вспомнить, что летом мы получали электроэнергию от других стран в форме аварийной помощи 17 раз, то зимние перспективы, когда нагрузка на энергосистему значительно больше, откровенно беспокоят.
К счастью, дорогую аварийную помощь мы хотя бы заменим на более дешевый импорт электроэнергии. Доступный нам этой зимой коридор привлечения импорта для покрытия пиковых дефицитов — 1200 МВт. Пока планируем привлекать только две сотни мегаватт, так что еще тысяча остается неприкосновенным резервом на критические случаи. Но вероятность критических случаев высока, а перспектива, что нам удастся моментально увеличить объем импорта, мала, тут или контрактовать уже сейчас, или надеяться на чудо. Даже если чудо произойдет, это еще не гарантия того, что свет будет везде, потому что затем все будет зависеть от разрушений и скорости восстановления сетей.
Бизнесу, стабильная работа которого зимой также очень важна, правительство предложит бесперебойное энергоснабжение во время отключений электроэнергии при условии импорта 50% собственного потребления. Весомая скидка — в прошлом году обязательная доля импорта была стопроцентной. Но есть одна проблема — проект решения Минэнерго передало правительству буквально на днях, и на его одобрение потребуются еще несколько недель.
Отстают и темпы накопления угля на складах. Нашей целью было 1,8 млн тонн, но не хватает еще около 30%. Заменить их чем-то, кроме газа, вряд ли получится, а газа тоже мало, и все расчеты, сделанные НАК «Нафтогаз Украины»», основываются на прошлогодних показателях аномально теплой зимы, а ожидания синоптиков на этот год уже другие. Так что украинцы правы — дополнительные «Пункти незламності» нам таки могут понадобиться.