UA / RU
Поддержать ZN.ua

Последствия варварской войны России против Украины — наша общая европейская беда

Автор: Игорь Чудык

Начало кардинального переформатирования общеевропейской энергетической модели Украина уже может причислить к своим победам в этой войне.

Развязанной против нас войной Россия собственноручно разрушила миф, что Европа не сможет жить без ее энергоносителей. Украина подала пример, с самого начала полномасштабного военного вторжения отсоединившись от энергосистемы агрессора. Под бесконечными прицельными обстрелами врага мы удерживаем работу энергетического сектора.

Читайте также: В Будапеште 28 стран осудили экоцид, вызванный войной РФ в Украине

Именно неслыханные ужасы, совершенные российской армией, — массовые убийства мирных украинцев, пытки, издевательства над детьми, уничтожение наших городов и сел, заставили европейских политиков посмотреть правде в глаза: милитаристский монстр со своей машиной пропаганды, лжи и насилия, с попранием всех моральных и правовых норм окреп на деньгах, уплаченных за российские уголь, нефть и газ, доля которых в энергетическом балансе отдельных стран ЕС до недавнего времени достигала 70%.

Это также порождало политическую зависимость этих стран от путинского режима через коррупционные схемы, когда европейские лидеры без каких-либо угрызений совести пересаживались с высоких и важных правительственных должностей в кресла членов наблюдательных советов российских энергокомпаний.

Мы слишком дорого платим за прозрение Европы, которая все же решилась соскочить с нефтегазовой иглы российских трубопроводов.

Изменится и украинская модель энергетики в новой инфраструктуре.

Читайте также: На некоторых уровнях в мире просто позорное безразличие к экоциду и человеческой трагедии – Зеленский

По официальным данным, повреждены почти два десятка энергоблоков тепловых электростанций, утрачены 75% мощности ТЭС, 33% блоковых ТЭЦ и 44% атомной генерации. Захваченную крупнейшую в Европе Запорожскую атомную электростанцию агрессор сделал предметом шантажа и угроз всему миру ядерным коллапсом.

Но Украина оставляет в силе взятые ранее международные обязательства по декарбонизации производства тепловой и электрической энергии. Хотя сегодня представляется фантастическим план снизить к 2030 году на 65% выбросы парниковых газов за счет экологически чистых источников энергии.

Сейчас невозможно посчитать наши потери «зеленой» энергетики. Большая часть солнечных и ветровых установок находятся на территории южных областей — Херсонской, Одесской, Николаевской, где наши Вооруженные силы ведут с врагом тяжелые бои. А также во временно оккупированных Донецкой, Луганской областях и Крыму.

Напомню, что до войны мы активно развивали возобновляемые источники энергии. Безуглеродная генерация вместе с электроэнергией атомных станций составляла в Украине 70% в общем энергетическом балансе. Это очень высокий показатель даже по сравнению с некоторыми европейскими странами.

Читайте также: ЕБРР предоставит помощь энергетике Украины на 600 млн евро: какие направления поддержки
Читайте также: Новые мощности возобновляемой энергетики вырастут на треть в 2023 году — МЭА

В невероятно сложных условиях военного противостояния мы продолжаем двигаться по «зеленому переходу» — отказу от ископаемых видов топлива в пользу генерации на атоме и возобновляемых ресурсах, включая «зеленый» водород. Климатически нейтральная энергетика в дальнейшем составит основу нашей обновленной энергетической системы. Конечно, в основном мы будем восстанавливать ее уже после победы. Впрочем, уже в этом году Минэнерго планирует ввести в эксплуатацию до 500 МВт таких мощностей.

Экологическая безопасность энергетического сектора по-прежнему среди наших главных приоритетов.

Однако на этом пути наша страна нуждается в помощи международного сообщества. Экологические последствия варварской войны России против украинского народа — это наша общая беда.

Читайте также: Подрыв Каховской ГЭС является военным преступлением, несущим экоцид и массовое уничтожение — премьер Эстонии

Глобальные вызовы встали не только перед Украиной. Массовые обстрелы российскими оккупантами украинской энергетической инфраструктуры приводят к масштабным разрушениям, пожарам и большому количеству выбросов парниковых газов.

Огромные объемы метана попали в атмосферу после подрыва российскими агрессорами магистральных газопроводов в Харькове, временно оккупированном городе Лутугино Луганской области.

Сотни тонн продуктов сгорания попали в окружающую среду после разрушительного обстрела Кременчугского нефтеперерабатывающего завода и складов горюче-смазочных материалов. Повреждены мощности Одесского и Лисичанского НПЗ.

В Украине в целом есть более 20 тысяч промышленных объектов и три тысячи складов, на которых хранятся высокотоксичные отходы. И именно они становятся мишенью для агрессора.

Читайте также: Уничтожили все живое в радиусе 4 км: в Украине будут впервые слушать дело об экоциде
Читайте также: Открыто 10 уголовных производств об экоциде со стороны РФ - Офис генпрокурора

По данным оперативного штаба при Госэкоинспекции Украины, враг нанес земельным, водным ресурсам, атмосферному воздуху нашего государства убытков более чем на 52 млрд долл. И это далеко не окончательная цифра.

Мы еще не знаем истинных масштабов техногенных катастроф, вызванных военной агрессией России. Конкретные данные отсутствуют из-за невозможности доступа на оккупированные территории, где продолжаются боевые действия. Понятно одно: экологические последствия этой варварской войны затронут и долгосрочно повлияют на всю европейскую экосистему. Опасные вещества не знают границ, переносятся на тысячи километров и оседают на территории других государств.

Украина в который раз подчеркивает, что весь цивилизованный мир должен восстать против экоцида России, сделать все возможное для скорейшей победы над агрессором с прекращением его не только военных, но и экологических преступлений.

У нас уже есть успешный опыт решения сверхсложных экологических проблем, когда благодаря научной, политической солидарности мирового сообщества удалось избежать катастрофы планетарного масштаба, которую могла вызвать в 2010 году одна из крупнейших техногенных аварий в истории человечества — взрыв нефтегазодобывающей платформы в Мексиканском заливе. За 152 дня в залив вытекло пять миллионов баррелей нефти с ужасными последствиями для окружающей среды.

Читайте также: День агрессии РФ стоит 4 млрд грн украинской экологии

Война России против Украины также несет экологическую угрозу всему человечеству с высокими рисками невыполнения поставленных климатических целей. Ведь глобальная климатическая стратегия ООН предусматривает, что к 2050 году необходимо полностью прекратить выбросы парниковых газов.

Усилия исследовательских центров и университетов Европы необходимо объединить для решения проблем нефтегазовой энергетики и преодоления последствий российского экоцида, а также для реализации постановлений конференций ООН по изменению климата.

Украина держит энергетический фронт. Вместе с героическим вооруженным сопротивлением наших военных это еще одна линия борьбы с агрессором за мировые цивилизационные ценности.

Мы верим в наши Вооруженные силы, в нашу Победу. Мы признательны мировому сообществу за поддержку, приближающую разгром путинской России. Мы также надеемся на помощь в послевоенном возрождении Украины, восстановлении ее энергетического сектора и очищении окружающей среды всего Европейского континента от последствий этой войны.