UA / RU
Поддержать ZN.ua

Не пора ли прекратить? Что делать Украине с транзитом российских газа, нефти и аммиака?

Авторы: Михаил Гончар, Оксана Ищук, Игорь Стукаленко, Андрей Чубик

Неоднократно звучало и звучит — с какой стати Украина продолжает транзит российских газа и нефти через свою территорию в то время, когда Россия десятый год ведет геноцидную войну против нашей страны? Вопрос обострился после 24 февраля 2022 года, а особенно после 11 сентября, когда РФ начала массированные ракетные удары по энергетической инфраструктуре Украины. Ну, а подрыв россиянами Каховской ГЭС 6 июня и замаскированная подготовка ядерной аварии на ЗАЭС ставят вопрос ребром: не пора ли остановить транзит?

Читайте также: В Европе готовы рискнуть и хранить свои запасы газа в Украине – Bloomberg

Транзит газа

31 декабря 2024 года утратит силу «Соглашение о предоставлении услуги по организации транспортировки природного газа по территории Украины между ПАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины» от 30 декабря 2019 года. Соглашение было результатом сложных переговоров при содействии Еврокомиссии.

Тогда россияне совместно с мощными европейскими компаниями упорно реализовывали проект «Северный поток-2», чтобы сделать украинский маршрут просто ненужным, увеличивая зависимость Европы от российских поставок бестранзитным маршрутом через Балтику. В отдельные годы 45–47% импортируемого газа поступало из России. А зависимость некоторых стран — членов Евросоюза была еще большей. В конце концов, Россия в лице «Газпрома» потеряла большинство позиций на европейском газовом рынке после «спецоперации по осушению» его на протяжении 2021 года и подрыва «Северных потоков» в сентябре 2022-го. Но...

Но российский природный газ продолжает поступать и потребляться в Европейском Союзе. Хотя ЕС принял решение сократить потребление газа, интенсифицировать переход к возобновляемым источникам энергии, а главное — заменить российские энергоносители на рынке газа и других ископаемых топлив (план RePowerEU), но полностью отказаться от поставок из России ЕС не в состоянии. Доля российского трубопроводного газа существенно упала. В первом квартале 2023 года она составляла всего 5,7%, а остальной газ поступал из месторождений Северного моря, из Северной Африки, Каспия и в виде СПГ, а также поднимался из подземных хранилищ.

Однако ЕС до сих пор не смог принять решение о полном запрете импорта из РФ природного трубопроводного газа и СПГ, а некоторые страны продолжают получать российский газ в прежних договорных объемах. Потребителями трубопроводного газа остаются Венгрия, Словакия, Австрия, Италия. Но и они, по сообщению европейской прессы, упорно ищут альтернативные источники газа, чтобы как можно быстрее заменить российские поставки. Например, Австрия, по данным Politico, импортировала из России 57% газа в феврале. Российский СПГ поступал в терминалы Бельгии, Испании, Нидерландов и после регазификации поступал в общеевропейскую газовую сеть. В целом, по оценкам финского Центра исследований энергетики и чистого воздуха CREA, за пять месяцев текущего года в страны ЕС было импортировано трубопроводного и сжиженного газа на общую сумму около 6,3 млрд евро, что значительно меньше, чем в 2022-м, когда цена российского газа была в пять раз выше.

В последнее время российский газ попадает в Европу двумя путями. В июне этого года по территории Украины транспортируется ежесуточно около 40–42 млн кубометров газа (15 млрд в годовом исчислении). Еще приблизительно 25 млн кубометров в сутки поступает по «Турецкому потоку» через Турцию и Болгарию. Несмотря на все попытки «Газпрома» уничтожить украинский маршрут транспортировки газа, он снова стал основным для поставок в Европу.

Украинская газотранспортная система (ГТС) является надежным транзитным маршрутом газа для Европейского Союза. Есть ли экономическая целесообразность в транспортировке российского газа для Украины? Пока да, с учетом того, что на сегодняшний день 70–80% дохода оператор ГТС получает от услуги за транспортировку газа. Но не корпоративный интерес является главным для сохранения транзита. В Украине и на правительственном, и на корпоративном, и на экспертном уровнях всегда подчеркивалось, что украинская ГТС является надежным направлением транспортировки газа для ЕС. Евросоюз помогает Украине, Украина содействует ЕС в меру своих возможностей.

Ответственное отношение к транзитной транспортировке газа закреплено в Стратегии внешнеполитической деятельности Украины от 26 августа 2021 года. Согласно пункту 62 Стратегии «Украина будет оставаться надежным и ответственным партнером ЕС в вопросе транзита газа, что будет служить гарантией укрепления энергетической безопасности Европы, развивать стратегическое партнерство с ЕС в энергетической сфере. Будет продолжена работа с целью обеспечения полной интеграции энергетических рынков Украины и ЕС».

Транзитные гарантии прописаны в Соглашении об ассоциации Украина—ЕС. Согласно пункту 1 статьи 276 «Сбой в поставках», «каждая Сторона гарантирует, что операторы системы передачи будут принимать необходимые меры для того, чтобы:

а) минимизировать риск случайного прерывания, сокращения или остановки транзита и транспортировки;

б) быстро восстановить нормальную работу такого транзита или транспортировки, которая была случайно прервана, сокращена или остановлена».

Следовательно, вопрос дальнейшей транспортировки газпромовского газа должен быть согласованным и комплексным и зависит от решения ЕС о возможности/запрете его импорта. Идет второй год полномасштабной войны, но российский газ продолжают потреблять в Европейском Союзе. И это основная причина сохранения его транзита по нашей территории. Но украинскую ГТС нужно подготовить и технически, и финансово к новым условиям работы. Затраты оператора должны быть оптимизированы путем вывода из эксплуатации избыточных объектов или перепрофилирования использования компрессорных станций, не задействованных сейчас, для маневровой электрогенерации.

Должен ли агрессор продолжать получать средства в Европе за свой газ для дальнейшего разрушения Украины, которая является страной-кандидатом на вступление в ЕС? Как минимум нелогично покупать газ у страны, которую Европейский парламент признал государством-спонсором терроризма. Но пока российский газ потребляется в некоторых странах ЕС, его транспортировка может осуществляться. Решение о полном запрете импорта газа из РФ (как трубопроводного, так и СПГ) должно быть принято Советом ЕС.

Читайте также: Первый в истории груз российской нефти прибыл в Пакистан
Читайте также: Украина требует гарантий работы "зернового соглашения" для возобновления транзита аммиака из РФ – Reuters
Читайте также: Евросоюз может запретить транзит многих товаров через РФ – Bloomberg

Транспортировка нефти

Нефтеперерабатывающая и нефтетранспортная отрасли Украины стали для России целями на поражение с началом путинского правления. РФ целенаправленно вкладывала средства и прилагала усилия для развития обходных нефтетранспортных мощностей для ограничения транзита через Украину и увеличения финансового бремени для украинской экономики. Из более чем 53 млн тонн транзита в начале 2000-х сейчас транспортируется около 12 млн тонн российской нефти в три страны Центральной Европы.

Так или иначе, последняя тонна российской нефти для ЕС пройдет через территорию Украины, поскольку ее основным получателем является орбановская Венгрия. Но завершение транзитной функции нефтетранспортной системы не означает прекращения использования инфраструктуры транспортировки нефти.

Нефтяные инъекции режиму Орбана сдерживают Россию от массированных ударов по нефтетранспортной инфраструктуре, в отличие от топливной и нефтеперерабатывающей, подвергшихся фатальным разрушениям.

Наличие собственной нефтедобычи даже в объеме 1,4–1,5 млн тонн в год сохраняет потребность в нефтетранспортной инфраструктуре. Невозможность быстрого восстановления отечественной нефтепереработки обусловливает необходимость доставлять добытую нефть по трубопроводу «Дружба» на переработку в соседнюю Словакию или Чешскую Республику. Ближайшие два года страны Центральной Европы продолжат импортировать российскую нефть, используя исключения из нефтяного эмбарго ЕС 2022 года, что приводит к сохранению транзита в такие страны, как Словакия и Чехия, которые последовательно и системно поддерживают нас в противодействии российской агрессии.

Курс на декарбонизацию не означает автоматическое прекращение использования нефти. Конечно, «Укртранснафта» уже сегодня должна отрабатывать сценарии прекращения транзита российской нефти, перепрофилирования части инфраструктуры для других потребностей или вывода их из эксплуатации. При этом большое значение будет иметь использование нефтетранспортной инфраструктуры для обеспечения энергетической безопасности государства, в частности, обеспечения устойчивости системы поставки нефтепродуктов. Ведь мы должны учитывать опасность дальнейших ракетных ударов с российской стороны даже после восстановления территориальной целостности Украины в границах 1991 года. Вполне вероятной может быть необходимость в частичном развитии такой защищенной инфраструктуры.

Членство Украины в НАТО дало бы уникальную возможность Альянсу расширить свою сеть топливного обеспечения (продуктопроводы), которая отстала на полвека от реалий сегодняшнего дня — войны России в Европе против Украины и против Европы. Она не учитывает даже реалий членства в Альянсе стран Центральной Европы. И здесь у украинской нефтетранспортной системы есть свои перспективы.

Читайте также: Украина увеличила тариф на транзит российской нефти

Транзит аммиака

До 24 февраля 2022 года основным маршрутом поставок российского аммиака на мировой рынок был аммиакопровод Тольятти—Одесса мощностью 2,5 млн тонн в год, через который проходило около 76% российского экспорта аммиака. Доля России в мировом экспорте чистого аммиака — около 12%. Он поставлялся с российского предприятия ПАО «Тольяттиазот» (ТОАЗ) в Одесский припортовой завод, откуда загружался в специальные танкеры-аммиаковозы и направлялся потребителям. После полномасштабного вторжения транзит по аммиакопроводу остановился, а из семи агрегатов ТОАЗ работают в режиме сниженной нагрузки только три. Имея дешевый газ, Россия является одним из крупнейших производителей и экспортеров аммиака и производит до трети аммонийных удобрений в мире.

Россия пытается создать собственные экспортные мощности морским транспортом. К концу 2023 года должна быть запущена первая очередь морского портового комплекса по перевалке аммиака около Тамани мощностью 2 млн тонн в год. Проект должен избавить ТОАЗ от зависимости от украинского транзита и, по планам, быть полностью завершен в 2025 году. Общая мощность нового терминала составит 5 млн тонн в год. Странный выбор местоположения терминала, поскольку он будет находиться в зоне поражения дальнобойных средств Вооруженных сил Украины.

Москва называет возобновление транзита одним из условий продления действия «зернового соглашения». ООН бездумно поддерживает возобновление поставок аммиака по трубопроводу, пытаясь помочь глобальной продовольственной безопасности. Почему это важно для России? Аммиак производят из природного газа. На фоне существенного сокращения потребления российского газа в ЕС увеличение экспорта аммиака может позволить увеличить объемы внутреннего потребления газа российским химпромом, что принесет дополнительные средства на ведение войны.

Почему транзит аммиака невыгоден и опасен для Украины? Во-первых, это будет означать увеличение доходов РФ, которые она тратит на войну в Украине. Во-вторых, аммиак — токсичное вещество. Взрыв в результате очередной российской массированной ракетной атаки или скрытой диверсии может привести к масштабной катастрофе. В мае 2022 года был поврежден аммиакопровод под Бахмутом, который в то время не эксплуатировался, но оставался с технологическим газом внутри. Несмотря на то, что он не работал, следствием стало образование аммиачной тучи с зоной поражения радиусом 4 км. Трубопровод проходит в непосредственной близости от линии фронта. А 6 июня в результате обстрела во время боевых действий из аммиакопровода Тольятти—Одесса в Купянском районе Харьковской области произошла утечка 134 тонн аммиака. Ситуация с Каховской ГЭС показала, что враг целенаправленно создает экоцид на территории Украины и готов совершать любые военные преступления.

В 2021 году транзитом через Украину прошло 2,3 млн тонн аммиака, за которые «Укрхимтрансаммиак» получил от России около 108 млн долл. — довольно мизерную сумму, которая не стоит рисков. Поэтому до сих пор реакция Совета национальной безопасности и обороны Украины является единственно правильной: «Мы не имеем права поддерживать страну-террориста, чтобы она зарабатывала, используя нашу инфраструктуру, нашу территорию». Остается только добавить, что мы не имеем права подвергать себя опасности, ведь транзит аммиака со значительным процентом вероятности может быть использован для массового поражения.

Читайте также: ЕС должен быть готов к тому, что транзит российского газа и нефти через Украину может остановиться в любой момент – эксперты

Время истекает

То, что имеет начало, имеет и конец. Транзитный период завершается. Ядерный шантаж России вносит серьезные коррективы. (Без)деятельность международных организаций и наших партнеров после подрыва агрессором Каховской ГЭС заставляет нас переосмыслить традиционные подходы. Украина в условиях внешней агрессии соблюдает свои обязательства перед европейскими партнерами. Но когда агрессор начинает действовать по алгоритму массового поражения, вряд ли мы вправе ради комфорта европейцев подвергать риску жизни своих граждан, как в случае транзита аммиака, или продолжать транзит нефти троянскому коню России в Европе или же транзит газа альпийским путинферштеерам. Кстати, одно из предположений, почему Россия так настаивала на возобновлении транзита аммиака, состоит в планировании поражения подразделений ВСУ путем подрыва трубопровода в районе Бахмута в ходе контрнаступательной операции или же диверсии под видом технического инцидента на терминале в порту «Пивденный» во время отгрузки аммиака на борт.

Правительство Украины должно было бы четко предупредить европейских партнеров, что действия не остановленной недостаточными западными санкциями России могут в любой момент сделать невозможным дальнейший транзит газа и нефти на территорию ЕС. Враг поражает критическую инфраструктуру Украины на всю глубину ее территории. У Украины нет достаточного количества дальнобойных средств поражения, чтобы адекватно ответить на эти удары вглубь территории РФ — хотя бы до Ямала и Урала. Поэтому ответ должен быть асимметричным. У войны другая логика, чем у коммерции. Врага надо уничтожать повсюду, везде ему должен наноситься ущерб. Компромисса с теми, кто пришел нас убивать, быть не может. Поэтому у транзита идет обратный отсчет времени.