«Нафтогаз Украины» отчитался, что в 2023 году выкупил почти миллиард кубометров газа у частных украинских добытчиков газа. По мнению НАК, это победа. Но в действительности то, что государственная компания выкупает такие значительные объемы газа у частных добытчиков, говорит только об отсутствии рынка газа, значительном его искажении и неэффективности.
Причина этого в том, что из-за значительного падения потребления газа украинскими промышленными предприятиями (до 60%) и запрета его экспорта с марта 2022 года возник искусственный профицит газа у частных добытчиков, который они не могли ни продать внутри Украины, ни экспортировать. Доля такого «избыточного» газа составляла до 30%. Ситуацию ухудшало и то, что в то время ренту нужно было платить сразу после добычи, что дополнительно вытягивало оборотные средства из частных добывающих компаний и фактически ставило их на грань выживания, а о реинвестировании в добычу газа даже речи не было.
Чтобы частично решить эту проблему, в мае 2022 года были внесены изменения в Налоговый кодекс, которые дали возможность добытчикам платить рентные платежи не на объем добытого газа, а на объем реализованного. Это позволило им закачивать такой «избыточный» ресурс в подземные хранилища газа (ПХГ) и хранить его там без уплаты ренты. Соответственно, такие компании не платили и другие налоги с объемов нереализованного газа (НДС, налог на прибыль и т.п.), что также имело негативные последствия для бюджета. На лето 2023 года в ПХГ находилось до 1,6 млрд кубометров такого газа частных добытчиков. Такие изменения в законодательство помогли частично решить проблему с уплатой ренты, но фактически привели к тому, что значительные средства частных компаний были заморожены, поэтому у них не было возможности реинвестировать доход в развитие собственной добычи. Это стало одной из причин значительного падения добычи частников (14%).
Чтобы дать дополнительную ликвидность рынку газа частных добытчиков, «Нафтогаз» начал выкупать у них объемы газа. Формально он не был обязан это делать, потому что не было решения КМУ либо другого органа, которое бы обязывало государственную компанию выкупать такой газ у частных компаний и определяло объемы и цену таких покупок. Поэтому подобные закупки должны рассматриваться исключительно под углом обычной коммерческой деятельности «Нафтогаза». За 2023 год было выкуплено почти миллиард кубометров газа на сумму более 12 млрд грн (без НДС).
Но победа ли это и в чем тогда она состоит
«Нафтогаз» является коммерческой организацией, поэтому его цель получать прибыль от своей коммерческой деятельности. К сожалению, он не раскрыл в новости информацию о своей прибыли от этих операций закупок, а финансовая отчетность за 2023-й еще недоступна. Но можно сделать некоторые предположения.
НАК реализует газ следующим сегментам рынка:
- Население. «Нафтогаз» фактически является монопольным поставщиком газа для всего населения Украины (97%) по цене 6,63 грн за кубометр (без НДС). Согласно специальным обязанностям (постановление КМУ №222) он формирует ресурс газа для населения из газа «Укргаздобычи». А в 2023 году УГД добыла 13,5 млрд кубометров, чего достаточно для обеспечения населения. Я оцениваю объемы потребления газа населением в 2023-м в 7–7,5 млрд кубометров. То есть вышеупомянутый миллиард кубометров газа частных добытчиков не был продан населению.
- Теплокоммунэнерго (ТКЭ). «Нафтогаз» также является монопольным поставщиком газа для предприятий ТКЭ (включая ОСМД) по регулируемой цене 6,183 грн за кубометр (постановление КМУ №896). Несмотря на регулируемую цену, уровень расчетов предприятий ТКЭ составляет всего около 65%, а объем долгов перед госкомпанией уже превысил 95 млрд грн. Для этого сегмента НАК также формирует ресурс газа из добычи УГД. Я оцениваю объемы потребления ТКЭ в размере 5–5,5 млрд кубометров. То есть и в этом сегменте реализация того миллиарда кубометров газа не принесла бы прибыль «Нафтогазу».
- Облгазы. «Нафтогаз» также поставляет облгазам газ для покрытия производственно-технологических потерь (ПТП) в объеме 1–1,2 млрд кубометров в год по регулируемой цене 6,183 грн за кубометр (без НДС). То есть в этом сегменте реализация газа из указанного миллиарда кубометров принесла бы «Нафтогазу» убытки, поскольку его закупочная цена значительно выше.
- Энергетики. Согласно возложенной на него государством специальной обязанности (постановление №222) «Нафтогаз» также поставляет газ энергетикам по регулируемым ценам: 13,7 грн за кубометр (без НДС) для ТЭЦ с теплофикационным циклом, газотурбинными и паротурбинными установками и 9,125 грн за кубометр (без НДС) для ТЭС/ТЭЦ с конденсационным циклом. В определенные периоды количество блоков, работающих на газе, доходило до шести. Точной информации об объеме потребления газа энергетиками нет, но, по моим оценкам, он составляет примерно 1–1,5 млрд кубометров. Теоретически поставки газа ТЭЦ могли бы принести прибыль «Нафтогазу», но с расчетами энергетиков за поставленный энергоноситель ситуация тоже не слишком оптимистичная. Задолженность только «Центрэнерго» уже превысила 2,7 млрд грн. Поэтому и тут «Нафтогаз», реализовав тот миллиард, скорее всего, понесет убытки. Если бы у энергетиков были реальные средства, то они бы покупали газ на свободном рынке по 11,8–12,5 грн за кубометр у тех же частных добытчиков, а не у госкомпании по 13,7 грн (без НДС).
- Промышленность. Информация об объемах продажи газа «Нафтогазом» промышленным потребителям по нерегулируемым ценам недоступна, но можно предположить, что из-за значительной конкуренции с частниками доля госкомпании не очень значительная. Хотя она и пыталась выйти на этот сегмент. Например, в мае 2023 года НАК продала «АрселорМиттал Кривой Рог» 200 млн кубометров газа. По информации от участников рынка, цена составляла около 11 грн кубометр (с НДС), что ниже цен, по которым компания покупала газ на бирже у частников. Поэтому есть большие сомнения по поводу экономической целесообразности такой операции. Надеюсь, что независимый наблюдательный совет «Нафтогаза Украины» соответствующим образом оценит это решение менеджмента компании.
С учетом всего вышеизложенного не могу понять, в чем позитив для «Нафтогаза» от закупки миллиарда кубометров газа у частных добытчиков? Какая дополнительная прибыль для компании была сгенерирована?
В компании браво рапортуют о закупках новых скважин и постоянном росте добычи, но фактом является то, что в 2023 году (добыча УГД — 13,5 млрд кубометров) она даже не вышла на показатели 2020-го, когда валовая добыча «Укргаздобычи» составляла 14,23 млрд кубометров, а в 2018-м — даже 15,5 млрд.
Может, «Нафтогазу» лучше было бы инвестировать указанные 12 млрд грн (без НДС) в развитие собственной добычи? Или просто заплатить их государству в виде дивидендов, что помогло бы наполнить бюджет страны?
Кроме того, есть большие вопросы к подходам «Нафтогаза» к определению цены подобных закупок газа, которые, по моему мнению, имеют значительные коррупционные риски. НАК и ее дочерние компании сейчас являются основными покупателями газа через отдельные сессии на бирже. При этом «Нафтогаз» самостоятельно определяет и объемы, и цену закупки. А колебание даже в одну гривню на объеме в миллиард кубометров — это миллиард гривен, что является большим соблазном для манипуляций, особенно для компании с такой значительной рыночной силой.
Что делать с «избыточным» газом частных добытчиков
Во-первых, нужно уменьшать долю регулируемого сегмента рынка газа. Сейчас, когда уровень рыночных цен приблизился к приемлемому, бюджетные организации должны возвращаться на рыночный сегмент. Кроме того, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, может внести изменения в тарифную методологию на распределение газа, чтобы «Нафтогаз» не субсидировал 100% технологического газа для облгазов. Это позволит госкомпании сэкономить до 30% (300–360 млн кубометров) газа, который сейчас она поставляет облгазам по регулируемой цене. Соответственно, эти объемы будут замещены газом по рыночным ценам. Как это реализовать, я писал раньше. Кроме того, если правительство не готово ввести рыночные цены на газ для населения, то надо ввести хотя бы дифференцированную регулируемую цену на газ для населения. Чтобы обеспеченные потребители, потребляющие значительные объемы газа, платили бы его рыночную стоимость, а это дополнительные 200–300 млн кубометров газа по рыночным ценам.
Во-вторых, наконец-то Минэнерго должно решить, нужно ли еще сохранять запрет на экспорт газа или же ситуация уже стабилизировалась и можно его разрешить. Если запрет обоснован, то надо сделать более прозрачными процедуры закупки газа «Нафтогазом». И здесь тоже не следует изобретать велосипед. Необходимо использовать стандартный механизм — внедрение анонимных торгов на бирже в едином «стакане» стандартизированными продуктами. Чтобы все потенциальные покупатели и продавцы газа имели возможность принимать в них участие.
«Нафтогаз» должен был бы выполнять функцию маркетмейкера — имел бы обязательство выкупать непроданные объемы газа по предварительно определенной цене (например, цена на хабе TTF минус стоимость транспортировки, но не более чем 300 долл. за тысячу кубометров). А для создания ликвидности надо обязать всех добытчиков продавать на таких торгах 5–10% от их добычи. Кстати, эти идеи обсуждались еще два года назад, но прозрачность закупок этого газа, как видим, до сих пор не в приоритете.
У Украины есть все возможности стать самодостаточной с точки зрения газообеспечения, но для этого нужны стабильная регуляторная среда, рыночное ценообразование и развитие конкуренции.