UA / RU
Поддержать ZN.ua

Когда закончится отопительный сезон?

Автор: Александр Сергиенко

Наверное, сегодня все понимают, что вопрос тепла в домах украинцев этой зимой — это вопрос жизни и смерти Украины. По крайней мере многих ее городов и поселков. Одним из вопросов Ставки, которую провел 24 октября этого года Верховный главнокомандующий президент Владимир Зеленский, была готовность к отопительному сезону. И хотя последствий в виде указов или кадровых решений пока нет, но хорошо хотя бы то, что власть понимает: этот вопрос внутреннего фронта так же важен, как и вопрос фронта военного.

Есть большая надежда, что отопительный сезон начнется вовремя, когда среднесуточная температура станет ниже +8°С. Но это касается только горожан, которым выпало сомнительное, как мы сегодня понимаем, счастье иметь центральное отопление. Владельцы частных домовладений уже давно запустили свои котлы или затопили печки, чтобы не жечь лишнее дорогое электричество и не заболеть в осеннее межсезонье.

Так же комфортно чувствуют себя чиновники Минрегиона, бодро рапортующие о 100-процентной (вариант — 99,99%) готовности страны к зиме. То, что министерство, мягко говоря, недоговаривает, все понимают, — там только собирают рапорта из регионов, сколько насобирают, столько и озвучат, но ведь этими бумажками ТЭЦ не натопить и от дронов не закрыть.

Поэтому сегодня самый болезненный вопрос для граждан Украины, после дел на фронте, — как пережить следующую зиму, то есть будет ли теплым их жилье. Ведь на этот раз отопительный сезон, вовремя начавшись, может закончиться в любой момент…

Читайте также: В Defense Express прогнозируют, что РФ накапливает ракеты для ударов по энергетике, чтобы нанести максимальный ущерб

Ситуация на сегодняшний день

На самом деле для трети населения все выглядит не так уж и страшно, даже наоборот, довольно оптимистично, чихать они хотели на тех орков. Ведь из 6 миллионов 120,5 тысяч семей, живущих в селе, более 3 миллионов имеют индивидуальные котлы, а 2,7 миллиона — просто печки, то есть независимо ни от кого могут обогреть свое жилье, если, конечно, не прилетит. (Государственная служба статистики. Статистические данные о жилищном фонде Украины по состоянию на 1 января 2021 года.)

 Термин «индивидуальный» очень несовершенный, поскольку буквально означает, что обогревает не семью в доме, а лишь отдельного индивида в космическом пространстве, но что поделать, так пишут во всех министерских циркулярах.

 Понятно, что все котлы для работы и циркуляции теплоносителя нуждаются в электроэнергии, но жители частных домов давно привыкли полагаться на себя, а не на местную власть, поэтому преимущественно у них есть генераторы или другие принадлежности для постоянной работы котлов.

Здесь в худшем положении сельские жители, которым «посчастливилось» иметь центральное отопление, а это 112 тысяч семей. Если в довоенное время это был признак городского комфорта, то сейчас стало проблемой, о которой будем говорить далее.

В городах ситуация прямо противоположная сельской, что понятно. Там до войны проживало две трети населения страны, и из 11,3 миллиона городских домохозяйств львиная доля — 8,1 миллиона, были обеспечены центральным отоплением. Индивидуальное отопление имели немногим меньше 800 тысяч семей, а 78 тысяч грелись печками. Легко заметить, что цифры не бьются, то есть, если им верить, то приблизительно 2,3 миллиона квартир вообще не обеспечены отоплением! Здесь можно поругать статистиков, «недосчитавших» эти миллионы, но, по моему мнению, это, скорее, ухищрения застройщиков больших жилых комплексов, именно они не подают статистическую отчетность вовремя. Можно лишь догадываться, по каким причинам, — ну не ввели еще жилье в эксплуатацию, следовательно, статистически его «нет», так и отапливать нечего. А главное, налог на недвижимость не надо платить.

Читайте также: Азербайджанский газ — прикрытие для возвращения РФ на рынок ЕС

Как обогреть большой город?

Так или иначе, но если вы живете в многоквартирном доме и имеете центральное отопление, то критически зависите от работы ТЭЦ или местной котельной. Мы уже писали прошлой зимой, что установить индивидуальный котел, печку или буржуйку в квартире многоэтажки по многим причинам невозможно.

Следовательно, здесь люди могут полагаться только на местную власть и теплоэнергетиков. Но власть пытается обезопасить прежде всего объекты критической социальной инфраструктуры — больницы, школы, детские сады и прочее. И это вполне оправдано, ведь именно больные и дети наиболее уязвимы в чрезвычайных ситуациях. Но является ли это вариантом, который может спасти целый город, большой или не очень, если, не приведи Господь, местная ТЭЦ остановится?

Города Украины закупают или получают в качестве гуманитарной помощи передвижные (мобильные) котельные разной мощности, но все они значительно менее мощные, чем стационарные. Например, недавно в Киеве на тренировках «Киевтеплоэнерго» к лицею в Святошинском районе подключили мобильную котельную, мощность которой составляет 600 кВт, или 0,516 Гкал. В то же время установленная мощность только одной ТЭЦ-5 равняется 1874 Гкал/ч, что в 3632 раза больше.

Понятно, что для компенсации тепловой мощности «Киевтеплоэнерго», которое имеет ресурсы ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6, необходимы тысячи подобных мобильных котельных, а не те полсотни, что есть в распоряжении власти Киева сегодня. С одной стороны, это невозможно, то есть экономически нецелесообразно — очень дорого, а с другой — такую задачу никто и не ставит.

Здесь нужно еще напомнить, что для подключения такой мобильной котельной к объекту надо сделать переходной узел (вход) к внутренней системе обогрева здания, а это также стоит денег и требует времени. Сейчас в столице такими узлами обеспечены свыше 50 школ и 20 больничных учреждений. В то же время количество только школ (заведений общего среднего образования) составляет 642, из которых две трети коммунальных, а остальные частные. Здесь снова стоит вопрос финансовых затрат и целесообразности, ведь отопление с помощью мобильных котельных в разы дороже, кто будет платить за это — городской бюджет или родители детей из частных школ и лицеев?

Следовательно, как вывод: мобильные котельные выполняют функции пожарных команд, работающих только в экстренных ситуациях, когда надо не «залить объект холодной водой», а наоборот, горячей, обогреть, срочно и временно — до восстановления стационарного теплоснабжения. В любом случае мы возвращаемся к проблеме постоянного обеспечения города теплом.

Читайте также: Отопительный сезон 2024-2025: сроки и тарифы

Какова оперативная ситуация в других больших и малых городах страны?

Об этом известно из неофициальной и скупой информации о работе Штаба по подготовке к отопительному сезону, который, по сообщениям многочисленных СМИ, создан при Кабинете министров Украины две недели назад. На самом деле он работает с 8 мая 2024-го, но результаты его работы неутешительны. Почему?

О проблемах предприятий теплоэнергетики ZN.UA писало в начале августа этого года, но, к сожалению, с тех пор ситуация не изменилась. И главная причина в том, что наша родная добрая народная государственная НАК «Нафтогаз Украины», которая должна обеспечивать население теплом через поставки газа, ведет себя по принципу наемных убийц — ничего личного, только бизнес.

Как «Нафтогаз» это делает? Как только приближается отопительный сезон, он через суд арестовывает счета местных предприятий теплокоммунэнерго за долги, которые должен на самом деле погасить КМУ, и парализует их работу. Расчет простой — пусть мэры вывернут карманы своих куцых бюджетов и отдадут деньги, ведь от этого вырастут и без того космические зарплаты руководителей и сотрудников компании. Примеры?

В городке Рогань Харьковской области, пережившем оккупацию, недавно ввели военную администрацию, но и она бессильна перед монополистом. Светловодск, Кировоградщина (там поставляет газ и блокирует вообще частная контора), «Тернопольгаз» etc, etc…

А выход из этой кабалы прост — КМУ должен просто запретить «Нафтогазу» и его вассалам арестовывать счета стратегических предприятий во время действия военного положения. Вместо этого происходит ИБД (имитация бурной деятельности) — правительство внесло в Верховную Раду законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины об урегулировании кредиторской задолженности предприятий тепло-, водоснабжения и водоотвода» (реестр. №11273 от 20.05.2024), предусматривающий такой запрет, но скоро полгода, а проект все пролетает и пролетает мимо повестки дня… Злые языки говорят, даже если он туда залетит, то все равно у «Нафтогаза» руки длиннее, то есть «за» рук не хватит.

Читайте также: Скорее всего, отопление в Покровске не будет – глава МВА.

Что у нас есть в запасе?

Когда газ стоил по 4 копейки в месяц с одного человека, можно было строить ТЭЦ на одном берегу Днепра и отапливать ею дома на другом берегу. Но и тогда трезвомыслящие градопланировщики понимали, что лучше (и теплее) ставить котельные на жилых массивах, да еще и рядом устраивать стиральный комбинат. Просто, чтобы не обогревать даром землю и космос. Ведь и сегодня тариф включает (приготовьте валидол!) до 25% потерь при транспортировке.

Так вот, в Киеве, например, кроме общеизвестных ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6, размещены десять районных котельных и две станции теплоснабжения (СТ) мощностью более 80 Гкал и еще 175(!) меньших мощностью менее 80 Гкал. Все они газовые, но могут работать на мазуте (кроме восьми, для которых резервное топливо — уголь). Это данные на 2014 год (из моего личного архива — первоисточник утрачен), в каком состоянии они сегодня и работают ли, доподлинно неизвестно. Вы будете смеяться, но до недавнего времени (а может, и до сих пор) на СТ-1 работали котлы, полученные почти 70 лет назад в рамках ленд-лиза после Второй мировой войны.

Следовательно, априори понятно, что Киев и другие города страны имеют огромный потенциал для модернизации и увеличения тепловых мощностей из-за наличия значительного количества небольших ТЭЦ и СТ. Но самое главное, что эти станции рассредоточены по всей территории города, и они могут быть объединены в единую городскую систему теплоснабжения, чтобы сделать ее более устойчивой к ударам врага.

Знают ли это руководители Украины и понимают ли важность вопроса? Боюсь, что нет. Потому что в ином случае акцент был бы сделан не на восстановлении энергосистемы страны через иностранную помощь, а на модернизации систем теплоснабжения городов, что самим городам сделать своими силами крайне тяжело, а точнее, невозможно.

Иначе отопительный сезон может закончиться еще до наступления тепла.