UA / RU
Поддержать ZN.ua

Каких тарифов на электричество ожидать украинцам?

Выбор между популизмом и реальностью

Автор: Александр Сергиенко

Пока Россия наносит удары по нашей энергетической системе, вопрос тарифов на электроэнергию для населения выпадает из поля зрения общества, и это понятно — не до жиру, быть бы живу… Но рано или поздно он возникнет и, скорее всего, очень скоро — с окончанием отопительного сезона, ориентировочно 15 апреля с.г.

Читайте также: Тарифы на коммунальные услуги могут вырасти весной – мнение экспертов

Национальный регулятор — Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, уже пытался ввести новые, разумеется, увеличенные тарифы на водоснабжение и водоотвод с 1 января 2023-го, но, как можно понимать, получил по голове (или по другому месту) и быстро свернул эту инициативу.

По тарифам на электроэнергию для населения глава НКРЭКУ Константин Ущаповский выразился однозначно: «Согласно провозглашенной позиции президента Украины, поддержанной Кабинетом министров, до окончания отопительного сезона тарифы пересматриваться не будут». В переводе на понятный язык это означает: после окончания сезона тарифы… вырастут. Для уверенности он добавил: «Сейчас под эгидой правительства Украины работает рабочая группа, которая нарабатывает соответствующие предложения, чтобы стабилизировать рынок». Так что принципиально вопрос уже решен. Чего же ожидать украинцам?

Что означает «стабилизировать рынок»

Нестабильный рынок, очевидно, означает, что спрос и предложение на нем не уравновешены, возникают значительные разрывы между ними, и это сказывается на ценах товаров — они скачут в зависимости от ситуации. Если посмотреть на ситуацию на отечественном рынке электрической энергии (ЭЭ), то нужно констатировать, что какой-либо нестабильности на нем действительно нет. Это следует из аналитических отчетов оператора рынка ГП «Энергорынок», в частности за январь 2023 года.

Весь рынок ЭЭ согласно законодательству разделен на несколько сегментов, которые также не совсем удачно называют рынками, и они тесно, даже неразрывно связаны. Это рынок на сутки вперед (РСВ), внутрисуточный рынок (ВСР), балансирующий рынок (БР), рынок вспомогательных услуг (РВУ) и рынок двусторонних договоров (РДД). Последний, собственно, не совсем рынок, потому что, если очень примитивно, там покупатель или продавец ЭЭ просто выставляет товар или предложение, и торг, как говорится, неуместен.  Определяющим же на общем рынке ЭЭ является рынок на сутки вперед: именно на нем формируется цена, которая определяет цены на других сегментах, причем в сторону уменьшения. Если производитель ЭЭ не смог продать свой товар на нем, то еще может поискать счастья на ВСР, потеряв примерно 10%, а если нет, то по правилам рынка его товар (электрическая энергия) выбрасывается в самый крайний ряд — на балансирующий рынок, где он теряет намного больше, поэтому рыночная тусовка называет его «рынком наказаний».

Таким образом, напрашивается примитивная схема спекуляций, которую широко и применяют на рынке ЭЭ, ведь там огромное количество игроков, которые ничего не производят и ничего не поставляют потребителям. Это даже не перекупщики, работающие на обычных базарах, это — бригада, которая держит рынок присущими ей методами. Для того чтобы «заработать», бригада, имея некий ресурс, демпингует на рынке на сутки вперед, в результате производители вынуждены снижать свои ценовые предложения, если же они этого не сделают, то рынок жестко выбросит их на «рынок наказаний» (балансирующий рынок), и там они могут потерять еще больше.

Читайте также: Ведем переговоры об увеличении возможностей импорта электроэнергии из ЕС – Шмигаль

Конечно, апологеты рыночной экономики могут возразить, что трейдеры являются необходимой составляющей на рынке, — это посредники, которые берут на себя ценовые риски при купле и продаже. Но то рынок в рыночной экономике, а у нас какая? Правильно, кланово-олигархическая, и рынок такой же, в ином случае откуда взялась сумасшедшая задолженность между его участниками?

Что происходило на рынке ЭЭ в январе 2023 года

Цена электроэнергии на рынке на сутки вперед (а это определяющий сегмент всего рынка ЭЭ) колебалась от 3,12 до 3,33 грн/кВт∙ч, за исключением 1 января, что понятно (здесь и дальше цены без НДС). На другом сегменте, внутрисуточном рынке, цена колебалась чуть больше — от 3,07 до 3, 85 грн/кВт∙ч, но тоже не смертельно, особенно если учесть, что энергетики работают в экстремальных условиях постоянных ракетных ударов.

AndreyPopov / depositphotos

К сожалению, результаты деятельности значительной части рынка ЭЭ, относящейся к сегменту «рынок двусторонних договоров», не входят в аналитический отчет, но цена на нем формируется на основе цен на рынке на сутки вперед, причем с дисконтом, так что каких-либо катаклизмов на нем также ожидать не следует.

Остается открытым вопрос: а что делается в четвертом сегменте — на балансирующем рынке? Это, по мнению экспертов, фигурально выражаясь, самая мутная часть рынка ЭЭ, — туда попадают объемы электроэнергии, которые не удается продать на РСВ или ВСР, и там начинают действовать хитрые формулы установления цены, из-за которых крупные производители, например НАЭК «Энергоатом» или ЧАО «Укргидроэнерго» (которые просто не вмещаются со своими объемами в другие сегменты), попадают в сети биржевых спекулянтов и теряют много. Достаточно сказать, что на июль 2021 года задолженность участников рынка между собой составляла 50 млрд грн.

Для полноты картины следует сравнить цены января 2023 года с ценами последнего довоенного месяца — января 2022-го. Средневзвешенная цена на РСВ в январе 2023 года составляла 3,47 грн/кВт∙ч, а год назад была 2,86 грн/кВт∙ч — рост на 21%. На ВСР средневзвешенная цена в январе 2023 года составляла 3,68 грн/кВт∙ч, зато год назад была 2,58 грн/кВт∙ч — рост на 42% (отметим только, что ВСР по своим объемам примерно в девять раз меньше чем РСВ). Таким образом, из-за войны цены производителей ЭЭ выросли, и именно это является проблемой, а не «нестабильность рынка».

Читайте также: Коммунальные платежи: увеличится ли тариф на свет с 1 февраля

Сколько стоит свет на вашем счетчике

В январе 2023 года средняя ежедневная стоимость киловатта колебалась от 3,47 до 3,68 грн/кВт∙ч. К этому нужно добавить 20% НДС плюс 0,59 грн (в Киеве) за распределение и 0,46 грн за транспортировку ЭЭ. Заметим, что НКРЭКУ определяет тарифы отдельно для каждого оператора системы распределения (ОСР, или облэнерго) и устанавливает единый тариф на транспортировку для НЭК «Укрэнерго», осуществляющей передачу от производителей к ОСР.

Если все это подытожить, то стоимость киловатта, который час крутит счетчик в жилище киевлянина, в январе составляла от 5,21 до 5,47 грн. Разительно отличается от 1,44 грн, которые мы платим, не так ли? Для украинцев в других городах и селах стоимость киловатта может быть и больше — это зависит от стоимости распределения.

Наш богатый Буратино, то есть правительство, еще два года назад установил, что с 1 января 2021 года население страны будет платить за киловатт-час — включительно с доставкой, распределением и поставкой — 1,68 грн (за первые 250 кВт∙ч), то есть в три раза меньше! Потом эта стоимость упала до 1,44 грн. Конечно, народ аплодирует. Остается лишь маленький вопрос: а кто и сколько за это заплатит?

Цена вопроса

Подсчитать, сколько стоит такая благотворительностьснисходительностьрасточительство (нужное подчеркнуть) для государственного бюджета Украины, сложно, ведь данные о потреблении населения и объемы производства ЭЭ в 2022 году отсутствуют. Поэтому можно лишь оценить порядок сумм — гривни или миллиарды гривен.

Механизм, по которому снижаются тарифы для населения, весьма прост. Государственные компании НАЭК «Энергоатом» и ЧАО «Укргидроэнерго» через постановление правительства просто принуждают продавать половину своей продукции по заниженной цене — «Энергоатом» по 15 коп. за киловатт, а «Укргидроэнерго» по 1 коп. — Государственному предприятию «Гарантированный покупатель», которое дальше обеспечивает тариф для населения 1,44 грн. На официальном языке это называется «возложение специальных обязанностей» (ПСО). Здесь правительство, извините за каламбур, возлагает свои надежды на то, что упомянутые компании как-то выкрутятся и не обанкротятся.
 

В результате такой комбинации (чтобы не сказать экспроприации) производители ЭЭ, разумеется, понесут убытки. В 2020 году потери потенциальной выручки (до уплаты налогов) «Энергоатома» составляли 40–45 млрд грн. Здесь стоит учесть, что тогда средняя цена ЭЭ на главном сегменте рынка — РСВ — составляла 1,34 грн/кВт∙ч, а это вдвое ниже, чем в январе 2021-го — 2,86 грн/кВт∙час или в январе 2022-го — 3,47 грн/кВт∙ч.

За 2021 год «Энергоатом» выработал 86 422 млн кВт∙ч. Если он продал половину этой ЭЭ по 15 коп., то потерял на каждом киловатте по 2,71 грн. Тогда легко подсчитать, что в 2021-м потери компании выросли до 117 млрд грн. К этому надо добавить, что на середину 2022 года потери «Энергоатома» от боевых действий составили еще 40 млрд грн.

В 2023 году потери могут быть еще больше при условии, что восстановит свою работу Запорожская АЭС, поскольку остальные атомные блоки уже и так работают на полную мощность (благодаря Богу и ВСУ).

Читайте также: В МАГАТЭ подтвердили вынужденное снижение мощностей на двух из трех действующих украинских АЭС

Кого будем банкротить — население или энергетику

Итак, должен повторить: «стабилизировать рынок» не надо — там большинство игроков чувствуют себя весьма уверенно, особенно разные коты базилио и лисы алисы. Вопрос в другом: за чей счет спасать отрасль в целом, особенно «Энергоатом» и «Укргидроэнерго»?

Можно, конечно, продолжить играть роль доброго Буратино и продавать ЭЭ по 1,44 грн за киловатт-час. Для этого надо поднять тарифы на ЭЭ не до 3 или 5 грн, а, скажем, на 24 коп. — до 1,68 грн, и все будут довольны. А можно немножко побыть злым Карабасом-Барабасом, взять нагайку и навести порядок на рынке ЭЭ, в системе тарифообразования и ПСО, реформировать слабую программу жилищных субсидий (которую почему-то забрали у Минсоцзащиты и отдалили Пенсионному фонду) и просто перестать выпрыгивать из штанов, чтобы понравиться народу. Потому что одновременно и съесть рыбку, и спасти отрасль, неотвратимо идущую на дно, не получится. И война тут ни при чем — там наших парней и девушек не жалеет никто.

Больше статей Александра Сергиенко читайте по ссылке.