UA / RU
Поддержать ZN.ua

Каховка — анонсированное преступление

Автор: Игорь Маскалевич

30 мая в Москве приняли постановление, согласно которому на территории Украины можно бить по гидроэлектростанциям и любым промышленным объектам. Разбор таких «аварий», произошедших «вследствие военных действий, диверсий…», до 2028-го прекращен даже формально.

Не прошло и недели, как последовал удар по аммиакопроводу в Харьковской области (записали как «диверсию»). А через день была уничтожена Каховская ГЭС.

Читайте также: «Хотели попугать, но пошло не по плану»: СБУ опубликовала перехваченный разговор россиян о подрыве ими же Каховской ГЭС

Так как гидростанция в оккупации, сначала это попробовали оформить как удар украинских «хаймарсов». Версия была откровенно тупой, поскольку никаких прилетов не было. Да и ракета не предназначена против плотин, там нужны боеголовки намного мощнее. «Хаймарсы» прошлой осенью прилетали в расположенный на плотине мост. Попадали точно, но обрушить даже эту — гораздо более уязвимую цель — не смогли. А плотину начали строить еще при Сталине, с расчетом на попадание крупнокалиберных авиабомб.

Более того, именно наиболее поврежденный взрывами осенью 2022-го участок остается уцелевшим до сих пор. Да-да, это те самые первые три пролета со стороны правого берега, где было полностью снесено верхнее строение плотины, включая шоссейный мост, затворы и крановые пути для их подъема. Получается, не порвалось там, где тонко…

Так что позже начали развивать тему украинской ДРГ, незаметно спрятавшей пару вагонов взрывчатки и надводный дрон-камикадзе. На худой конец — станция «поплыла сама».

Кстати, в последнем варианте молча признается, что криворукие оккупанты ничего не делали для обеспечения безопасности плотины, которую они же взрывали в ноябре при бегстве с правого берега Херсонщины.

Откровенно говоря, все варианты, независимо от их тупости, мало что меняют. В катастрофе виновата Россия — если бы не вторжение, станция стояла бы еще сотни лет.

И по международному праву за состояние объектов на оккупированной территории ответственность несет именно захватчик, и никакие постановления правительства РФ этого не отменяют.

Впрочем, в российском документе заранее обозначили и сроки уничтожения гидростанции. Согласно ему, до 1 сентября этого года на захваченные гидросооружения не распространяется даже бутафорская «Декларация безопасности гидротехнического сооружения». Станция была уничтожена ночью 6 июня.

Сейсмографы зафиксировали и сигналы взрывов примерно в 2:30 ночи, и сам процесс разрушения дамбы и машинного зала, длившийся около 30 минут.

То, что на станцию еще осенью завозилась взрывчатка, было известно, и Украина уже тогда говорила о необходимости организовать международную наблюдательную миссию, как на ЗАЭС. Просьбы тихо проигнорировали. Зато сейчас Совет Европы выразил озабоченность катастрофой… Естественно, глубокую, как когда-то Каховское водохранилище.

Тогда же, осенью, были прекращены, судя по всему, все ремонтные работы, как и обслуживание. А накануне 6 июня уровень воды в водохранилище оказался на максимальном уровне.

В итоге произошла беспрецедентная экологическая катастрофа. Затоплены десятки населенных пунктов. Река поднялась в отдельных местах на десять метров. Подъем воды прекратился только в четверг. При этом Россия в эвакуации не участвует, зато обстреливает эвакуационные группы украинцев.

Выше по течению Кременчугское водохранилище почти исчезло. Водозаборы городов и насосных станций оказались отрезаны от воды. Это проблемы более миллиона человек. Сотни тысяч гектаров орошаемых земель Запорожской и Херсонской областей тоже без воды. Заодно прекратилась и подача воды в Крым. В общем, «русский мир» как он есть. Но зато... теперь ВСУ будет сложнее форсировать реку как выше, так и ниже ГЭС (эти берега несколько недель будут представлять собой болота жидкой грязи). Вдобавок затопит и освобожденные острова в плавнях Днепра. Профит! А до проблем людей и региона, который в Москве вообще-то уже в Конституцию вписать успели, в Кремле дела нет. Вспомните, как, отходя из того же Херсона, россияне подорвали все крупные электроподстанции, даже фундаментов не осталось.

Уничтоженные на Каховской ГЭС шесть гидроагрегатов тоже не первые потери «Укргидроэнерго». Рашисты уже били и по Днепрогэсу, и по Киевской ГЭС, и по Кременчугской. Вот прямо сейчас звучат призывы снова «врезать по Киевской». Да, ко всему этому стоит готовиться заранее, не обманываясь расчетами на человечность противника.

Повторюсь, Россия на законодательном уровне сама себе разрешила разрушение любых объектов критической инфраструктуры.

Гибель электростанции ударила и по Запорожской АЭС. Для ее охлаждения берут воду из Каховского водохранилища. Да, прямо сейчас непосредственной угрозы нет — у станции есть свой изолированный пруд-охладитель. Тем более что на сегодняшний день станция стоит и только один блок находится в горячем резерве. Но если ее запускать, то нынешняя схема охлаждения работоспособной не будет, придется как минимум достраивать новый водозабор для подпитки.

Впрочем, плотину на Днепре тоже придется восстанавливать, поначалу хотя бы для того, чтобы просто восстановить водоснабжение. Новая ГЭС — это мечты в миллиард долларов инвестиций и годы работы, но плотина нужна и довольно быстро.

В случае отхода с ЗАЭС россияне постараются разрушить оборудование по максимуму. То есть и подстанции, и оборудование машинного зала. Раньше считалось, что реакторы трогать не будут. Как показала Каховка, дна там просто нет, эти — тронут… Для начала их надо оттуда убрать.

Читайте также: Для ЗАЭС непосредственной угрозы нет, но есть другие риски для энергетики – президент НАЕК "Энергоатом"

Миссия МАГАТЭ тоже должна быть менее бутафорской. Иначе ей покажут «украинскую ДРГ, незаметно взорвавшую блок-другой», и… вежливо помахивая кувалдой, попросят подписать акт.

Для наших дипломатов и чиновников тоже болезненный урок. При общении с РФ надо всегда ожидать худшего. «Укргидроэнерго» ранее просчитало четыре сценария развития событий на Каховской ГЭС — вариант полного уничтожения был признан самым маловероятным. Возможно, для нормальных людей, а у противника другая логика.

Последствия катастрофы в общем и целом удручающие… «АрселорМиттал» в Кривом Роге частично на паузе, там все оборудование охлаждается водой. Где будут брать воду Запорожский и Никопольский ферросплавные, тоже пока загадка.

Строить под огнем (а он точно будет) сложно. Логистика ниже дамбы парализована, и на Днепре ниже Запорожья тоже вылезет часть порогов. Потери в агросекторе — катастрофические. Зерно и подсолнечник, да, сейчас не в изобилии, но растут везде, а вот овощи и фрукты с Херсонщины ела вся Украина. Это одна ГЭС из каскада. Не лишним будет приготовиться к худшему сценарию из возможных.

Тем более международная реакция снова была вялая. Резолюция ООН ни о чем, аморфное нечто: «нельзя причинять страдания мирному населению». Кто ему их причинял до 4 часов утра 24 февраля 2022-го? Зато отметили «день русского языка». Как раз на фоне руин станции и затопленного берега.

Что-то подтекает и на дипломатическом уровне. Законопатить бы.

Война продолжается — удары не первые и вряд ли последние. В Кремле не раз говорили, что их не устраивает само существование Украины (да и стран Балтии)… «экзистенциальная угроза», вот. Опускаться до их уровня не следует, но и забывать, что дна нет, не стоит.