Иран и Международное агентство по атомной энергии во вторник заявили, что достигли соглашения о возобновлении инспекций на объектах, в том числе и тех, которые подверглись удару со стороны Соединенных Штатов и Израиля. В то же время конкретные детали договоренности не были обнародованы, а Тегеран предупредил Запад, что соглашение утратит силу в случае повторного введения санкций, сообщает Reuters.
Договоренность, которой достигли генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси и министр иностранных дел Ирана Аббас Аракчи на встрече в Каире, в принципе должна проложить путь к полному восстановлению инспекций, прерванных после военных ударов по ядерным объектам Ирана в июне.
Однако дипломаты предостерегают, что ключевое значение имеют детали. При этом ни Гросси, ни Аракчи не предоставили конкретики во время совместной пресс-конференции, которая касалась так называемых "модальностей" — то есть условий, при которых инспекции могут быть восстановлены.
"Сегодня в Каире я договорился с министром иностранных дел Ирана о практических условиях для возобновления инспекционной деятельности в Иране", — заявил Гросси в сети X параллельно с выступлением на пресс-конференции. — "Это важный шаг в правильном направлении".
Договоренность была достигнута на фоне постоянной угрозы со стороны европейских государств вновь ввести широкие санкции против Ирана, которые были отменены в рамках ядерной сделки 2015 года между Тегераном и ведущими мировыми державами.
Европейская тройка — Франция, Великобритания и Германия (E3) — начали так называемую процедуру "snapback", которая продлится до конца этого месяца. Они заявили, что остановят ее завершение только в том случае, если Иран позволит возобновить инспекции, предоставит отчетность по запасам высокообогащенного урана и согласится на ядерные переговоры с Соединенными Штатами.
Соглашение, подписанное во вторник, направлено на выполнение первых двух условий, однако пока непонятно, будет ли достигнут достаточный прогресс к установленному сроку, чтобы удовлетворить европейцев и временно отложить "snapback".
"Хочу подчеркнуть: в случае любых враждебных действий против Ирана — в частности восстановления отмененных резолюций Совета Безопасности ООН — Иран будет считать эти практические шаги недействительными", — заявил Аракчи, имея в виду санкционные резолюции.
Несмотря на то, что иранские объекты по обогащению урана получили серьезные повреждения или были уничтожены, менее очевидно, что произошло с запасами обогащенного урана, который включал материал с уровнем обогащения до 60% — лишь шаг от примерно 90%, необходимых для создания ядерного оружия.
По оценкам МАГАТЭ и данным из его квартального отчета для государств-членов, направленного на прошлой неделе, Иран имеет достаточно материала, обогащенного до такого уровня, чтобы в случае дальнейшего обогащения хватило на десять ядерных боезарядов.
Вскоре после ударов Соединенных Штатов и Израиля парламент Ирана принял закон, который приостановил сотрудничество с МАГАТЭ и установил, что любые инспекции должны быть одобрены Высшим советом национальной безопасности Ирана.
На прошлой неделе Гросси в интервью агентству Reuters подчеркнул, что переговоры направлены на согласование новых требований, которые накладывает иранское законодательство, с долгосрочными обязательствами Ирана в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия, за соблюдением которого следит МАГАТЭ. По словам Гросси, эти обязательства остаются неизменными.
