UA / RU
Поддержать ZN.ua

Игра в нефтяные поддавки с Кремлем на шесть миллиардов долларов ежегодно

Автор: Сергей Макогон

На третий год полномасштабной войны Украина продолжает транзитировать около 14 млн тонн российской нефти в страны Восточной Европы, что приносит в военную казну Кремля 6 млрд долл. Не пора ли это остановить?

В бюджете РФ на 2025 год военные расходы запланированы в размере 13,2 трлн рублей (130 млрд долл.), что на 25% больше, чем в 2024-м (10,4 трлн рублей), при этом нефтегазовые доходы исторически составляют значительную часть общих доходов бюджета (27,1%). Именно поэтому основной задачей западных санкций против России является лишение РФ нефтегазовых доходов.

Еще в июне 2022 года Европейский Союз ввел шестой пакет санкций против РФ, который, в частности, включал запрет на покупку и импорт в ЕС российской сырой нефти и нефтепродуктов. Ограничения начали действовать с 5 декабря 2022 года для сырой нефти и с 5 февраля 2023 года — для других продуктов переработки нефти. Но санкции включали временное исключение для импорта сырой нефти по трубопроводам в те государства — члены ЕС, которые из-за своего географического положения страдают от особой зависимости от российских поставок и не имеют реальных альтернатив.

У Германии и Польши хватило политической воли, чтобы отказаться от привлекательных ценовых предложений Кремля, развивать альтернативные маршруты поставок нефти и полностью прекратить импорт российской нефти через северную ветку нефтепровода «Дружба» еще с середины 2023 года. Чехия планирует отказаться от импорта нефти через южную ветку «Дружбы», проходящую через Украину, уже в начале 2025 года.

Но, к сожалению, Венгрия и Словакия и в дальнейшем импортируют миллионы тонн российской нефти и категорически настаивают на продолжении транзита этой нефти через Украину. И такая позиция Орбана и Фицо не вызвана отсутствием альтернатив для указанных стран. Хорватия давно предлагает расширить нефтепровод Adria, который может транспортировать нероссийскую нефть из хорватских портов в Венгрию и Словакию. Хорватский трубопроводный оператор JANAF уже доказал, что может отправлять в Венгрию 1,2 млн тонн сырой нефти в месяц, чего достаточно для покрытия всех потребностей нефтеперерабатывающих заводов венгерской энергетической компании MOL в Венгрии и Словакии. Но венгерская сторона законтрактовала всего 2,2 млн тонн в 2024 году для транспортировки по этому нефтепроводу, что составляет только 15% от его мощности. Более того, венгерские официальные лица выразили скептицизм по поводу зависимости от Хорватии — союзника ЕС и НАТО. «Хорватия просто не надежная страна для транзита», — заявил министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто. В то же время Венгрия полагается на российскую нефть и ее транзит через Украину, где уже третий год идет континентальная война и нефтепроводы могут быть разрушены в любой момент. Ежегодно венгерские компании отправляют миллиарды долларов в РФ за нефть и газ.

Читайте также: Количество импортеров нефтепродуктов в Украину обвалилось до минимума с лета 2022 года

Поэтому нам не стоит ожидать от пророссийских политиков Орбана и Фицо появления политической воли для остановки закупки энергоносителей у РФ и развития альтернативных маршрутов поставок нероссийской нефти в их страны. Украина должна действовать самостоятельно для защиты национальных интересов и сокращения валютных поступлений Кремля.

«Укртранснафта» (оператор государственных нефтепроводов, входит в группу НАК «Нафтогаз Украины») прокачивает российскую нефть согласно десятилетнему контракту с 2019 года. По данным российского «Интерфакса», украинская компания за десять лет должна получить 1,5 млрд долл. доходов за транзит, или в среднем 150 млн долл. в год. Для сравнения: Россия зарабатывает на поставках нефти через Украину около 6 млрд долл. в год. То есть Украина получает в 40 (!) раз меньше России. Очевидно, что транзит нефти не приносит Украине такую значительную прибыль, которая могла бы оправдывать его сохранение на третий год войны. И у Украины есть разные варианты прекратить его.

Самый простой вариант — остановить транзит, ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства (войну). Обычно контракты на транзит включают пункт о форс-мажоре, что позволяет стороне отказаться от выполнения своих обязательств даже без штрафных санкций. Очевидно, что даже необъявленная война РФ против Украины подпадает под понятие форс-мажора и позволяет отказаться от выполнения этого контракта. О существовании контрактов на транзит российской нефти другими российскими или венгерскими контрагентами неизвестно. Поэтому руководство «Укртранснафты» или «Нафтогаза» могло бы принять решение о прекращении транзита нефти и объявлении форс-мажора, но, безусловно, оно должны приниматься на уровне военно-политического руководства страны (сейчас это ОПУ).

Другой вариант — ввести санкции СНБО на транзит нефти российского происхождения. Робкая попытка Украины в июне 2024 года ввести санкции на транзит нефти российского «Лукойла» ни к чему не привела. Венгры просто начали покупать российскую нефть на границе Украина—Беларусь и продолжили ее транспортировать уже как венгерскую. И наше правительство это молча проглотило, хотя все понимают, что это та же нефть российского происхождения, поэтому конечным получателем денег от ее продажи в ЕС является именно Россия. Премьер-министр Шмыгаль даже заметил, что «Украину устраивает, что транзит нефти осуществляет венгерская компания».

Читайте также: Продажи российской нефти на максимуме за три месяца, но цена упала – Bloomberg

Фактически Украина согласилась на очень примитивную схему обхода своих же санкций — просто покупай на границе с РФ и все будет нормально. В таком случае очень скоро могут появиться венгерский (или любой другой) уголь, природный газ, автогаз, дизель и другое. Когда весь цивилизованный мир борется с попытками РФ обойти западные санкции с помощью «теневого» флота, перевалки в море, отключения транспондеров на танкерах и прочего, Украина сама соглашается не замечать банальную схему обхода своих же санкций венгерскими компаниями, что создает опасный прецедент и подрывает доверие западных партнеров.

Глава правительства также заявил: «В нашем Соглашении об ассоциации (с ЕС. — Ред.) есть обязанность Украины надежно обеспечивать европейские страны газом и нефтью. Мы готовы выполнять наше Соглашение об ассоциации, но мы не готовы сотрудничать с Россией». Но эти объяснения некорректны и не выдерживают никакой критики.

В Соглашении об ассоциации нет ничего об «обязанности Украины надежно обеспечивать европейские страны газом и нефтью». Статья 276 соглашения только предусматривает, что «Сторона, через территорию которой переправляются транзитом или транспортируются энергетические товары, не должна в случае возникновения спора по какому-либо вопросу при участии Сторон или одного либо больше лиц, находящихся под контролем или юрисдикцией одной из Сторон, прерывать или сокращать, позволять какому-либо субъекту, который находится под ее контролем или юрисдикцией, в том числе государственному торговому предприятию, прерывать или сокращать либо позволять какому-либо субъекту под ее юрисдикцией прерывать или сокращать существующую транспортировку или транзит энергетических товаров, кроме случаев, когда это четко предусмотрено в договоре или другом соглашении, регулирующем такой транзит или транспортировку, до завершения процедур решения спора в рамках соответствующего договора».

Но в большей мере ситуации транзита нефти агрессора во время войны касается статья 472 соглашения, которая четко говорит: «Ничто в настоящем Соглашении не препятствует Стороне принимать какие-либо меры… с) которые она считает необходимыми для обеспечения собственной безопасности, в случае серьезных внутренних беспорядков, нарушающих закон и общественный порядок, во время войны или серьезного международного напряжения, которое представляет угрозу войны, или для выполнения взятых на себя обязательств по поддержанию мира и международной безопасности».

Очевидно, что продолжение экспорта российской нефти через украинскую территорию, приносящего в российский бюджет 6 млрд долл. ежегодно, создает критические угрозы для национальной безопасности Украины, потому что эти средства потом используются Кремлем для производства оружия для войны против нашей страны. Поэтому даже согласно Соглашению об ассоциации у Украины есть право не продолжать транзит российских нефти и газа, особенно когда у Словакии и Венгрии уже есть техническая возможность импортировать газ и нефть через альтернативные каналы, а их желание продолжать получать российские нефть и газ продиктовано исключительно собственными экономическими интересами и противоречат позиции Европейской комиссии по полному запрету импорта российской нефти.

Читайте также: Деньги на войну в РФ: ОПЕК улучшил прогноз спроса на нефть

Напомню, что Украина уже объявляла форс-мажор и прекращала транзит газа в мае 2022 года через точку входа «Сохрановка». Поэтому прецеденты таких решительных действий уже были, их адекватно восприняли партнеры. Главное, чтобы у нашего правительства и сейчас были политическая воля и государственная позиция.

Что делать?

  1. Украина должна вместе с Европейской комиссией и США активно лоббировать введение полного запрета на импорт российских нефти и газа (трубного и СПГ) в Евросоюз. Поддержка Брюсселя и Вашингтона крайне важна, чтобы противостоять давлению Орбана и Фицо.
  2. Украина должна воспользоваться своим суверенным правом на введение санкций против российской нефти и запретить ее транзит по Украине с 1 декабря 2024 года (может включать переходный период не более шести месяцев). Украина также не должна закрывать глаза на какие-либо схемы обхода таких санкций путем заключения коммерческих соглашений на границе с РФ.
  3. Украине необходимо искать возможность реализовать новые общие проекты со странами ЕС для усиления региональной энергетической безопасности и ее независимости от РФ. Например, после войны следует вернуться к проекту транспортировка нефти через Одессу по нефтепроводам Украины в Польшу и Восточную Европу. Это могло бы значительно упростить доступ каспийской нефти на рынки Европы.

Наша борьба с российским агрессором ведется в том числе и на энергетическом фронте, где Россия все еще пытается сохранить свое влияние и экспортные доходы. Решительные действия руководства Украины крайне необходимы для защиты наших национальных интересов.