В конце прошлого года, после того как "Газпром" отчитался о рекордных продажах газа в Китай, Владимир Путин был щедрым на комплименты, сказав своему исполнительному директору и давнему союзнику Алексею Миллеру: "Это здорово, я поздравляю вас с результатами вашей работы". Но похвала российского президента, с гордостью озвученная государственными СМИ, не соответствует разворачивающемуся кризису в компании, которая борется с потерей своего крупнейшего рынка. Европа превзошла ожидания, разорвав свою зависимость от российского газа, а государственная газовая монополия — козырь Путина, когда он начал полномасштабное вторжение в Украину — стала одной из крупнейших корпоративных жертв войны, сообщает Financial Times.
"Газпром" понимает, что у него никогда больше не будет такой большой и жирный кусок пирога, как Европа, и он просто должен с этим смириться. Единственный путь вперед — искать относительно меньшие источники доходов и постепенно развивать их, собирая крошки", — сказал Марсель Салихов, глава Института энергетики и финансов.
В интервью государственному телеканалу "Россия 1" в воскресенье 18 февраля Путин признал, что ранее Россия получала больше прибыли от экспорта энергоносителей, но возразил, что потеря бизнеса влечет за собой проблемы. Хотя в начале войны Москва решила сократить поставки газа в Европу, что поначалу привело к росту цен, чтобы компенсировать падение экспорта, этот эффект оказался непродолжительным. За первые шесть месяцев 2022 года прибыль до налогообложения достигла рекордных 49,7 миллиарда долларов, но через год упала на 40%.
ЕС оказался более умелым в поиске альтернативных источников газа, чем многие считали возможным — по данным ЕС, доля России в импорте газа блока сократилась с более чем 40% в 2021 году до 8% в прошлом году, тогда как цены упали с пиковых значений, достигнутых в первые дни войны. ЕС стремится полностью отказаться от импорта российского ископаемого топлива в 2027 году.
Поскольку основной экспортный бизнес Путина разрушен, "Газпром" пытается найти новых покупателей, но его соглашения в Центральной Азии и незначительное увеличение поставок в Китай и Турцию компенсируют от 5 до 10% потерянного европейского рынка, по словам Салихова. Достижение каких-либо существенных изменений в этом сценарии потребует огромных инвестиций в трубопроводы и другую инфраструктуру для обслуживания новых рынков, а также привлечения внешних партнеров, не спешащих брать на себя обязательства.
Основным получателем доходов "Газпрома" сейчас является российское государство, вскоре после вторжения наложившее на компанию дополнительный ежемесячный сбор в размере 39 миллионов долларов к 2025 году. Хотя экспорт газа в Китай возрос, его объемы остаются относительно небольшими — в прошлом году Россия отправила в эту страну по трубопроводу около 22 миллиарда кубометров газа, что составляет лишь долю от среднегодовых 230 миллиардов кубометров, которые она экспортировала в Европу в течение десятилетия, предшествовавшего войне в Украине.
Компания может улучшить свои перспективы, если достигнет договоренности о строительстве газопровода "Сила Сибири 2" протяженностью 3550 км, который соединит когда-то поставлявшие газ в Европу газовые месторождения с Китаем, а также второго газопровода в азиатскую страну. Однако Пекин и Москва еще не пришли к согласию по проекту "Сила Сибири-2", который пройдет через Монголию. Даже по самому оптимистичному сценарию на создание газопровода уйдут годы, и это не компенсирует утраченные европейские продажи, соглашаются независимые аналитики и исследователи.
Нефтяной бизнес "Газпрома", "Газпром нефть" стал основным каналом жизнеобеспечения компании, обеспечив 36% выручки и 92% чистой прибыли в первой половине 2023 года. В прошлом году рыночная стоимость дивизиона даже превысила рыночную стоимость материнской компании.