UA / RU
Поддержать ZN.ua

Forbes: Россия сломала судоходство и рынок пшеницы, на очереди – нефть

Угрозы Москвы рассматривать любое судно, которое следует в украинские черноморские порты, создают серьезные проблемы для мирового рынка нефти.

Угрозы для коммерческого судоходства в военное время серьезные, и сейчас в Черном море может произойти все, что угодно. Морской экспорт российской нефти может оказаться под угрозой.

Россия не теряла времени, нагнетая напряженность после своего выхода по Черноморской инициативе 17 июля. Выход из зерновой сделки и немедленные угрозы судам, направляющимся в украинские порты на Черном море, очевидно, являются частью просчитанной российской стратегии, направленной на усиление давления на Украину в условиях войны.

«Ограничение доступа Украины к черноморскому судоходству с целью перекрыть украинские поставки пшеницы, кукурузы, ячменя и семян подсолнечника на мировые рынки имеет стратегический смысл с точки зрения военного времени. Россия хочет лишить Украину возможности получать иностранную валюту за счет экспортных поступлений, и, что, возможно, более важно, россияне пытаются нанести ущерб сельскохозяйственным рынкам внутри Украины, нарушая логистический цикл «растение – урожай – экспорт», который позволяет Украине быть мировым лидером на экспортных рынках сельскохозяйственной продукции», -  пишет в статье для Forbes директор американской компании Teucrium Trading Сел Гилберти.

Украина – крупнейший экспортер кукурузы, подсолнечника и второй крупнейший экспортер пшеницы в Черноморском регионе. В текущем сельскохозяйственном году она остается третьим крупнейшим экспортером кукурузы в мире и пятым экспортером в мире пшеницы. Неудивительно, что новость о выходе России из зерновых соглашений повлияла на мировые цены на зерно.

Читайте также: Россияне вывозят вагонами выращенное украинцами зерно – Генштаб

Гилберти пишет, что в последнее время пшеница не покидает заглавия газет. Но очень часто комментаторы забывают, что Россия – второй крупнейший в мире экспортер сырой нефти, уступая только Саудовской Аравии. Если учесть нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, газойль и т.п.), то Москва остается самым крупным в мире поставщиком нефти и нефтепродуктов на мировые экспортные рынки. И чуть меньше половины этого экспорта перевозится океанскими танкерами через Черное море.

«Не нужно много усилий, чтобы увидеть опасность перебоев в судоходстве в Черном море для мировых нефтяных рынков. Своим строгим предупреждением от 19 июля 2023 года о том, что любое судно, следующее в украинские черноморские порты, будет рассматриваться как перевозящее военные грузы, Россия буквально объявила войну судам на пути в Украину», - пишет автор.

Он напоминает, что Киев ответил аналогичной риторикой, предупредив, что начиная с пятницы 21 июля 2023 года корабли, следующие к контролируемым Россией черноморским портам, также могут стать мишенями для обстрелов. Белый дом тоже включился в борьбу, объявив, что Россия может планировать какую-нибудь операцию «под чужим флагом». Она может атаковать гражданские суда, но так или иначе обвинить в этом Украину.

Читайте также: Зерновое соглашение: Кремль нагнетает ситуацию перед сбором урожая, чтобы добиться уступок Запада

«Все это пока только разговоры, но война реальна, Россия безжалостна, а Украина сейчас находится в определенном отчаянии, по крайней мере, когда речь идет о ее способности экспортировать продукцию через Черное море. Если нефтяной танкер станет мишенью, или даже если тарифы на черноморские перевозки и страховое покрытие продолжат расти или станут полностью экономически нежизнеспособными, это в конечном итоге повлияет на международные цены на нефть, что, в свою очередь, будет иметь прямое влияние на мировую экономику», – предупреждает автор.

Он советует следить за новостями и не удивляться, если мировые цены на нефть возрастут по крайней мере временно из-за роста напряженности в Черном море.