UA / RU
Поддержать ZN.ua

Европейские компании заключают долгосрочные газовые соглашения, противоречащие климатическим целям ЕС — Bloomberg

Такие сделки свидетельствуют о том, что крупнейшие покупатели видят светлое будущее для газа, несмотря на ставку блока на возобновляемые источники энергии.

ЕС ищет новых поставщиков, после того как Россия резко сократила экспорт газа. Два дня спустя после того, как ЕС объявил, что будет настаивать на глобальном отказе от большинства ископаемых видов топлива, компания Shell Plc подписала 27-летнее соглашение на покупку катарского сжиженного природного газа для Нидерландов.

Это не первое многолетнее соглашение, которое привязывает блок к грязному топливу после установленного срока - только на прошлой неделе французская TotalEnergies SE подписала подобный контракт. Эти соглашения подчеркивают сложность согласования амбиций ЕС по достижению климатической нейтральности к 2050 году с необходимостью обеспечить энергетическую безопасность после прошлогоднего кризиса. Об этом пишет Bloomberg.

"Энергетические компании, похоже, делают ставку на то, что Европе понадобится больше газа, чем прогнозируют политики", – сказал старший научный сотрудник Центра европейских политических исследований Кристиан Эгенхофер.

Читайте также: Изменения климата могут убить миллиард человек – ученые

Хотя Европа достигла определенных успехов в замещении импорта дешевого российского газа, ранее питавшего ее экономику – в основном за счет покупки сжиженных версий топлива из таких стран, как США или Катар, начать переход на более чистые альтернативы оказалось сложной задачей.

Правительства стран региона определили приоритетом развитие возобновляемой энергетики после того, как вторжение России в Украину подчеркнуло потребность Европы в независимых источниках энергии, которые также наносят меньший вред окружающей среде.

Но высокая цена заимствований и неопределенность коммерческой жизнеспособности некоторых технологий приостановили инвестиции и поставили под сомнение достижимость климатических целей Европы. ЕС имеет обязательную цель сократить выбросы парниковых газов по меньшей мере на 55% к 2030 году по сравнению с 1990 годом, а к середине века не производить чистых выбросов.

В понедельник, 16 октября, ЕС одобрил глобальный постепенный отказ от ископаемого топлива, что означает, что страны могут сжигать уголь, газ и нефть только при использовании технологий для удаления выбросов, таких как улавливание и хранение углерода. Пока такие методы ограничены в масштабах. Это условие станет частью переговоров на климатическом саммите Организации Объединенных Наций COP28 в Дубае.

"Долгосрочные контракты на поставку газа между производителями и участниками рынка не ставят ЕС в зависимость от природного газа, поскольку они не обязательно обязывают ЕС потреблять его внутри страны", - заявил представитель блока по вопросам энергетики и климата Тим Макфи.

Согласно двум соглашениям, подписанным с Shell, начиная с 2026 года, QatarEnergy будет поставлять до 3,5 млн тонн СПГ в год на терминал Gate в Роттердаме в течение 27 лет. Столько же поступит во Францию, которая в прошлом году совершила разворот в долгосрочных соглашениях по СПГ, когда возобновила договор о поставках с американским производителем, который был расторгнут в 2020 году.

Хотя в настоящее время не существует юридических ограничений для частных компаний на подписание долгосрочных соглашений, некоторые дипломаты ЕС обеспокоены, что эти соглашения свидетельствуют о том, что крупнейшие покупатели видят светлое будущее для газа, несмотря на ставку блока на возобновляемые источники энергии. Другие наблюдатели говорят, что это риск для компаний, подписывающих соглашения, если переход на более чистую энергию окажется успешным.

"Частные инвестиции в поставку ископаемого газа после середины века рискуют оказаться в тупике. Особенно учитывая, что существует много вопросов относительно будущей доступности и стоимости улавливания и хранения углерода", - сказал директор по вопросам Европы в Agora Energiewende Маттиас Бак.

Между тем, Катар спешит найти клиентов и использует рост опасений относительно энергетической безопасности для заключения более долгосрочных сделок. Он инвестировал десятки миллиардов долларов, чтобы увеличить добычу на 64% к 2027 году. Хотя европейские компании поначалу неохотно подписывали долгосрочные сделки, Shell приобрела акции в ключевых катарских СПГ-проектах, а итальянская Eni SpA также является заинтересованной стороной. Последняя еще не объявила о подобном соглашении.

Вполне возможно, что компании заключили соглашения именно вовремя, поскольку ЕС стремится запретить некоторые контракты на поставку ископаемого топлива, которые продлятся после 2049 года. Законопроект обсуждается странами-членами ЕС и Европарламентом, а решение о его окончательном виде ожидается до конца этого года.

Читайте также: Страны ЕС должны преодолеть "разрыв в планировании", чтобы достичь климатических целей — The Guardian

Другие европейские энергетические компании исключают возможность заключения столь длительных соглашений на фоне климатических целей региона. По словам представителя немецкой компании Uniper, она не готова заключать контракты на поставку до 2050 года.

Политики ЕС признают, что некоторые энергоемкие отрасли потребуют ископаемого топлива дольше и вынуждены полагаться на технологии удаления выбросов, но подчеркивают, что это не должно использоваться для задержки климатических действий в секторах, где существуют эффективные альтернативы.

По словам главного исполнительного директора Woodside Energy Group Ltd Мэг О'Нил, есть признаки того, что европейские покупатели начинают воспринимать такие альтернативы.

"Хотя долгосрочные газовые контракты все еще действуют, никто не говорит, что не заинтересован в других видах топлива в будущем, а покупатели также интересуются технологиями улавливания и хранения водорода, аммиака и углерода", - говорит она.

Однако, по словам Питера Кларка из компании ExxonMobil Corp., неотложная потребность в обеспечении энергоснабжения оставляет покупателям ограниченное пространство для маневра, поскольку возобновляемые источники энергии пока не в состоянии восполнить этот пробел.

"Один урок, который, я надеюсь, мы извлекли из нынешнего геополитического кризиса, состоит в том, что наличие адекватного энергоснабжения и безопасности для удовлетворения потребностей в поставках имеет решающее значение. Мы не можем предсказать будущее, но, безусловно, можем подготовиться к сложным временам" ", – сказал он.

Читайте также: Законодатели ЕС утвердили ответственных за климатическую политику на фоне задержки с "зеленой" повесткой дня — FT

Ранее сообщалось, что страны ЕС во время встречи в Люксембурге накануне климатического саммита COP28, который должен состояться в Дубае в следующем месяце, не смогли договориться о сроке для постепенной отмены субсидий на ископаемое топливо.

В МЭА говорят, что достижение "нулевого" уровня выбросов к 2050 году все еще возможно, но для этого необходимо утроить мощности возобновляемой энергетики к концу десятилетия и увеличить "зеленые" инвестиции до 4,5 триллиона долларов США в год во всем мире к началу 2030-х годов.