UA / RU
Поддержать ZN.ua

Если энергосистеме потребовалась аварийная помощь для кондиционеров, что будет в мороз под обстрелами?

Разведка во время войны дает публичные прогнозы, только если ситуация совершенно очевидна .

Автор: Игорь Маскалевич

Холода — это повышенные нагрузки в энергосистеме, усиливающие эффективность ударов по ней.

Как мы пройдем вторую военную зиму, зависит от трех факторов: количества вражеских ударов, результативности нашей ПВО и эффективности мер по восстановлению энергосистемы. Ну, и от господа Бога, наверное. Он уже послал Украине теплую зиму и ранний паводок на реках в прошлом сезоне, неплохо бы повторить.

Минэнерго Украины недавно заявило, что в отопительный сезон 2023−2024 энергии хватит. Но… уточнив, что масштабы будущих российских ракетных и беспилотных атак неизвестны. Впечатляющий уровень планирования.

К счастью для страны, у нее есть эксперты получше.

На днях Главное управление разведки Минобороны озвучило примерные цифры ресурсов, которые РФ может использовать по Украине в целом и по ее энергосистеме в частности.

По мнению разведки, наблюдаемое изменение тактики ракетных обстрелов, при котором количество ракет и дронов заметно упало, «явно может быть связано с намерением врага накопить вооружение перед осенне-зимним периодом, чтобы снова атаковать энергосистему Украины».

Читайте также: Следующая зима будет хуже предыдущей: отключения света потребителям почти гарантированы

Орки реально изменили тактику. Наши зенитчики и Военно-воздушные силы заметно отучили их переть в лоб на прикрываемые объекты. Теперь те же крылатые ракеты ночами выписывают длинные извилистые маршруты для обхода нашей ПВО. Орки корректируют удары, могут достаточно быстро их наращивать, а те же «шахеды» — перенацеливать прямо в полете.

По озвученным оценкам ГУР, серий «массированных обстрелов, как это было в октябре—декабре 2022-го, когда они выпускали по 70–100 ракет одновременно, вероятнее всего, уже не будет. Россияне осознают, что они могут не добиться своей цели, а только истощат свои запасы, как это было в прошлом году».

Оптимистично…

Однако это же означает кучу более мелких, но лучше спланированных и прикрытых помехами комбинированных ударов дронов и ракет.

Россияне сейчас применяют даже такое очень недешевое удовольствие, как крылатки-пустышки без боезаряда. Они тоже перегружают ПВО и вскрывают ее позиции.

В понедельник из шести крылатых ракет, выпущенных по Украине, две были именно «обманками». Причем ракеты шли из нового позиционного района — с корабля в районе Феодосии и самолетов в Азовском море.

ГУР озвучило примерные цифры имеющегося у РФ ударного потенциала (см. таблицу).

 

Суммарно до середины марта орки располагают запасом в почти 1200-1300 ракет. Это много, но меньше прошлогодних цифр. Да и выпустят, естественно, не все.

Баллистические ракеты в основном полетят не по энергосистеме. Но ей тоже мало не покажется — по энергоблокам традиционно бьют именно баллистикой. Хорошая часть дронов пойдет по остальным энергообъектам Украины. Гасить свет населению у «освободителей» получается лучше, чем воевать на фронте.

Читайте также: Трудная зима: эксперт назвал регионы, где будет самая сложная ситуация

Летом в Татарстане запустили выпуск (частично из иранских компонентов) «шахедов». В российской версии он более помехоустойчив. Американцы озвучивали, что в этом году там произведут 2 тыс. дронов-камикадзе, в следующем — 4,5 тыс., а в 2025-м — 6 тыс. Впрочем, наполеоновское планы там имеют свойство сильно усыхать по мере реализации. Тем не менее, по данным нашей разведки, россияне хотели бы во втором полугодии 2023-го изготовить до 1300 единиц «шахедов» («Герань-2»).

Напомним, с октября прошлого года до апреля нынешнего дронов и ракет на энергетику пришло более 1200 штук. Да и потом прилетало. Это реальная проблема.

Если честно, прогнозы, что зимой атаки будут заметно слабее, очень оптимистичны. Ресурс для обстрелов, увы, примерно на уровне прошлого года.

Вдобавок, кроме дронов и баллистических ракет, враги бьют теми же зенитными ракетами С-300, что регулярно происходило на Слобожанщине, а более новая С-400 залетала и на Киевщину.

К тому же энергосистему достаточно ушатали. Только крупных трансформаторов «Укрэнерго» повредили десятки. Большую часть восстановили (часть заменили), но резервов стало меньше. Зато наработали больше опыта ликвидации налетов. Энергетики переиграли московских планировщиков замерзания Украины. Этой зимой подвиг придется повторить и ремонтникам, и населению.

Читайте также: Легкой зимы не будет, — руководитель Укрэнерго рассказал о подготовке к отопительному сезону

Каждой подстанции батарею зенитных управляемых ракет, увы, не поставишь. Подземных укрытий для трансформаторов этой зимой не будет. А если и будут следующей, то тоже немного, — стоимость зашкаливает и строить долго. Так что генераторы точно продавать не стоит.

Зато точно следует усилить возможность поставок генерации. Речь не только о ремонте поврежденных блоков, тут как раз делается немало. Более того, в строй введут ранее выведенные на долгий период (по сути, почти списанные) энергоблоки ТЭС. Это даст зимой еще полмиллиона нелишних киловатт мощности.

Ах да, на все это еще нужны деньги, которых явно «не достать» из повышенного тарифа на электроэнергию.

 

Заграница — поставки бывают разные…

Для полного счастья в настоящий момент крупнейшая государственная теплоэнергокомпания Украины «Центрэнерго» даже не в ведении Минэнерго, а в Фонде госимущества, для которого это абсолютно непрофильный актив. В энергокомпании уже сменилась пачка руководителей. Как раз на неделе появился новый. Говорить о «Центрэнерго» можно долго (к этой теме вернемся отдельно), но на выходе у компании, от которой зимой ждут 1800–1860 МВт мощности, сейчас почти нет угля на складах.

Руководство рассчитывает на импорт от поляков или на почти дармовой — в безнадежный долг — газ от НАК «Нафтогаз Украины». Между прочим, две оставшиеся станции компании — это энергобезопасность как Харьковщины, так и Киевщины.

Отдельный «островок безопасности» — поставки электроэнергии из-за рубежа. Весной ввели наконец в эксплуатацию стоявшую 30 лет ЛЭП в Польшу, от Хмельницкой АЭС на Жешув. Когда припекло, ее перестроили (снизив напряжение с 750 до 400 кВ), и сделали это в весьма сжатые сроки. Отдельное спасибо польским друзьям за оборудование.

Читайте также: Украина третий день просит об аварийной помощи для энергообеспечения граждан

Сейчас мы можем принимать из Евросоюза 1200 МВт (еще год назад было всего 250 МВт). На остродефицитной Одесчине, где очень сказывается недостаток сетей и подстанций (по ним били всю зиму), — еще 400 МВт со стороны Румынии и Молдовы. В сумме почти два ядерных блока. Подспорье серьезное, но снова есть нюансы.

«Расширение» далось очень сложно, потребовав договоренностей с национальными операторами соседей. Кормить потенциального конкурента, то есть нас, никто не захотел. Соседи верят, что после войны мы восстановим энергосистему, а договор — это надолго… В итоге все нам сочувствуют, но торг шел жесткий и местами еще не окончен.

Читайте также: Норвегия предоставит помощь для импорта газа и электроэнергии в Украину

Однако поставки бывают разные. За последнюю неделю из-за аномальной жары Украина несколько раз брала аварийную помощь для покрытия дефицита электроэнергии.

22 августа поставили рекорд: переток из энергосистемы Польши и Румынии дошел до 3900 МВт·ч — эквивалент четырех часов работы крупного ядерного блока.

Причина — дефицит в системе из-за большого объема повреждений ТЭС и ГЭС. Опять же у «Энергоатома» в ремонте четыре из девяти блоков (еще шесть — на оккупированной Запорожской АЭС). Ремонты нужны, зимой из АЭС придется выжимать все.

Но аварийная помощь минимум вдвое дороже даже недешевого импорта.

Хотя импорта электроэнергии у нас, по сути, пока и нет. Министерство откровенно боится озвучить, что зимой нам понадобятся приличные его объемы. Ведь «хватит своей». На выходе она нужна уже сейчас, а организация поставок электроэнергии и взаимодействие хромают на обе ноги. Мы уже теряем деньги, которых у нас фактически нет.

«Укрэнерго» импортировать запрещено по закону. Частные трейдеры тоже почти не импортируют, хотя зимой импорт понадобится. Имеющийся гострейдер «Энергетическая компания Украины» (ЭКУ) пока больше засветился планами аренды в Турции плавучих электростанций (суммарно до 500 МВт). Размещать их обещают на Дунае, в румынских портах или молдавском Джурджулешты. Вариант поставить их прямо в обстреливаемой Одессе турок откровенно испугал. А скорее всего, кораблей зимой просто не будет. Будет ли от ЭКУ импорт электроэнергии, вопрос тоже неоднозначный. И решить его надо быстрее.

Читайте также: Свет в долг

НКРЭКУ делает вид, что они не при чем, хотя именно их «керування» сильно замедлило заход на рынок частников. Причем он нужен как прямо сейчас, так и в разы больше зимой, когда наш текущий дефицит может вырасти до 1000+ МВт. А вопрос завис…

Чем быстрее определимся, тем меньше потеряем денег. Как всегда.

Пока же передышка завершается, как и время для необходимых решений, — зима близко.

Хотя сколько бы прилетов (и дуростей наверху) ни было, пройти следующую зиму придется в любом случае. Так что прорвемся.