UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дифференциация по-нашему. Как вырастут тарифы на энергетике

Автор: Александр Сергиенко

«Все заявления по этому поводу — фейк, направленный на дестабилизацию настроений общества», — так горячо возмущалось Минэнерго 1 марта с.г. из-за обсуждения в социуме вероятности повышения тарифов на электричество. Неизвестно, сносил ли Герман Галущенко туфли, в которых он подписывал процитированный пресс-релиз (например, королева Гертруда шла за гробом мужа и на новую свадьбу в той же обуви), но на днях министр «ошарашил» общественность новостью — 1 июня это произойдет!

Для внимательного наблюдателя это не стало неожиданностью, наоборот — было очевидно со дня принятия Государственного бюджета Украины на 2024 год, в котором средства на жилищные субсидии возросли против 2023 года на 25% — до 50 млрд грн. Поскольку тарифы на тепло и газ были заморожены законодательно, единственной возможностью использовать эти дополнительные миллиарды был рост тарифа на электричество, и мы об этом писали. Однако по-настоящему пугает здесь не повышение как таковое, а то, каким образом власть собирается это сделать.

Читайте также: Повышение тарифа на электроэнергию: в Кабмине назвали себестоимость ресурса

Время для повышения тарифов упущено

Нынешняя властная команда, как и многие предыдущие, заботится о своем имидже, то есть из шкуры лезет, чтобы нравиться «пиплу». Поэтому всех разговоров о неприятных процедурах тщательно избегает. На этот раз власти очень повезло, в отличие от «пипла», который будет сидеть без света, враги уничтожили половину электроэнергетики страны, поэтому есть мотив для оправдания.

На самом деле профессиональные энергетики вас заверят, что никакое повышение тарифов не покроет затраты на восстановление, — капитальные вложения никогда не финансируются из текущих поступлений. В основе действительно неотложной необходимости повысить тарифы на электроэнергию совсем другие причины. О них власть знает, но молчит, а напрасно: чтобы «пипл» стал народом, надо формировать политику, а не потакать никчемным инстинктам толпы; лечебные процедуры бывают болезненными, но они необходимы.

Какие же основания для повышения тарифов, а точнее, доведение их до экономически оправданного уровня? Первое — существование разных тарифов для бизнеса и населения, так называемое перекрестное субсидирование. Это не что иное, как экономический обман — бизнес все равно переведет свои высокие тарифы на потребителя. С 1 июня НКРЭКУ подняла максимальные граничные цены для бизнеса на рынках электроэнергии на 20%, в отдельные часы они будут доходить до 9 грн за кВт·ч. Если к этому добавить передачу, распределение и маржу поставщика, то для производителя продукции или услуг киловатт будет стоить 15–18 грн! Не сравнить с 2,64 грн, правда же?

Второе основание — тарифы ниже экономически целесообразных постепенно уничтожают производителя, ухудшают качество продукции или услуги, не дают возможности развиваться. Можно предположить, что если бы тарифы на электричество постепенно повышались в течение последних лет, то сегодня у поврежденных ТЭЦ и ТЭС был бы финансовый резерв для восстановления … Год назад правительство повышало тарифы, однако на самом деле, если взять рыночную стоимость электроэнергии в 2022 году, добавить тариф на транспортировку, распределение и поставку для населения, то получится, что себестоимость 1 кВт·ч будет 5,50–6,00 грн. Сейчас эта величина должна быть еще больше. Следовательно цена, по которой получает киловатты население, намного ниже, чем реальные затраты на их производство.

Третье — компенсации на снижение тарифа бьют не только по тем, кто компенсирует, но и по государственному бюджету, то есть по всем. НАЭК «Энергоатом», которую власть принуждает продавать свое электричество дешево (государственному предприятию «Гарантированный покупатель», которое потом продает ее населению через посредников), такая «благотворительность» ежегодно обходится в 300 млрд грн. Понятно, что из этих неполученных доходов потеряны и налоги, такие необходимые госбюджету во время войны.

Четвертое основание, наверное, самое болезненное, — социальная несправедливость, которую порождают низкие тарифы для всех — и зажиточных, и неимущих. Цивилизованный мир давно это понял и выработал механизмы социальной защиты последних от высоких цен через системы субсидий — на жилье, продукты питания, коммунальные услуги (в разных странах по-разному). Конечно, наша власть хочет быть добрым дядюшкой и для тех, и для других, но для этого надо быть еще и богатым и умным, а тут явно нет ни первого, ни второго… Кроме того, власти не хочется терять такой удобный ошейник, который держит субсидиантов в состоянии электоральной благодарности за полученные субсидии, и не надо мучиться вопросами повышения зарплат и пенсий до достойного уровня. Об этих проблемах мы неоднократно писали, однако на этот раз власть может наступить на грабли, на которые еще не наступала.

Читайте также: Большинство украинцев согласны на повышение тарифов на электроэнергию, чтобы обеспечить ремонт разрушенной инфраструктуры – опрос

Дифференциация: по-новому или по-старому?

В прошлую пятницу в Верховной Раде министр Герман Галущенко заявил: «Мы сейчас рассматриваем дифференцированный подход. Я не думаю, что просто один тариф поменяем на другой, — будет дифференциация в зависимости от объемов потребления электроэнергии».

В рыночной экономике дифференциация по цене осуществляется известным всем способом: больше покупаешь — меньше цена, как на базаре. На рынке это оправдано тем, что товар продается по цене, выше себестоимости, поэтому можно немного потерять в марже, но выиграть благодаря увеличению объема продажи.

Опыт украинского тарифообразования в энергетике прямо противоположный: чем больше потребляешь, тем больше платишь. Совсем недавно было по 90 коп. за первые 100 кВт, а дальше — дороже. То есть народ побуждали «экономить», а если откровенно, то загоняли в энергетическую бедность. Во Франции, в Германии и странах ЕС вообще среднее потребление населением электроэнергии вдвое выше, чем в Украине, в США — почти в четыре раза. Исследования урбанистами ночной картины разных городов из космоса показывают, что уровень освещенности территорий прямо пропорционален уровню образования горожан, количеству изобретательских патентов, магистерских дипломов и других показателей развития и в целом ВВП.

Понятно, что украинская энергетическая бедность прямо связана с привычной украинской бедностью, а не с производством электроэнергии. С одной стороны, Украина занимает высокое 18-е место в мире по последнему показателю на душу населения, а с другой — по довоенной статистике, украинцы тратили на 1 мегаватт 15% своей средней зарплаты, а немцы, у которых электричество в несколько раз дороже, — всего 7%.

Но сейчас в стране война. В условиях, когда половину мощностей электроэнергетики уничтожил враг, не может быть и речи о понижении цены на электричество, если увеличится потребление. Повышение тарифа само по себе будет побуждать людей экономить, однако должна сохраняться справедливость — все должны экономить одинаково. Но правительство, как видно из всего, собирается поделить людей по признаку потребления, например еды: мало ешь — для тебя продукты в магазине более дешевые, больше ешь — более дорогие. А для некоторых людей, больших или толстых, которые очень много едят, поставим суперцены! Правительство собирается ввести такую систему в отношении потребления электричества, не учитывая, что потребности в нем, как и в пище, могут быть разными для разных домохозяйств. Первыми на ум приходят те же «счастливые» обладатели электроплит, из которых мало кто может уложиться в 100 кВт.

Чем опасны эти «новые грабли»?

В Украине вокруг крупных и средних городов уже сформировались агломерационные зоны из сел и коттеджных городков. Там централизованного водоснабжения, горячей воды, централизованного отопления просто нет — все жизнеобеспечение держится исключительно (или преимущественно) на электричестве. Конечно, его потребление в таких домохозяйствах в несколько раз выше, чем в городах, где есть полный набор жилищно-коммунальных услуг. Поэтому повышение тарифов для таких семей может больно ударить по семейному бюджету.

Если присмотреться к структуре населения пригородных территорий, то ее состав за последние десятилетия изменился кардинально. Раньше в селах жили преимущественно аграрии и работники низшего уровня, которые ездили в город на работу. До начала большой войны в Киев ежедневно приезжали 560 тысяч таких людей. Зато сейчас в агломерационной зоне живут преимущественно представители среднего класса — высококвалифицированные специалисты, предприниматели, программисты и др., на которых держится бизнес и сфера дорогих услуг.

Читайте также: Дефицит в энергосистеме будет сохраняться все лето, даже если обстрелы остановятся

Отдельную когорту составляют пенсионеры, которые летом или даже весь год живут за городом и занимаются садом и огородом, поскольку другую работу найти уже не могут. Также в сельские громады приехало много переселенцев. Для них любое повышение стоимости электричества будет убийственным, ведь из 10,5 миллиона украинских пенсионеров половина получает пенсию меньше 4 тыс. грн (что говорит само за себя). Так что, правительство и Минэнерго могут одним легким, но неправильным движением руки отбросить их назад в города и лишить весомого источника продуктов питания. И здесь никакие отсылки на повышение пенсий не спасут: все индексации, которые происходили в последние годы, были ниже, чем рост инфляции. Так же не спасут их и субсидии, поскольку, обращаясь за ними, большинство подпадет под формальные запреты: отсутствие прописки в селе, неоформленное домовладение, потребление электричества по нормативам, в несколько раз меньшим, чем реальные потребности, и т.п.

Наконец, вопиющие случаи произвола электроснабжающих компаний, которые относятся к жителям пригородных сельских территорий как к своим крепостным, могут создать высокое напряжение не только в электрических сетях, но и в украинском социуме, что крайне нежелательно, более того, опасно во время этой войны на выживание Украины.