«Все заявления по этому поводу — фейк, направленный на дестабилизацию настроений общества», — так горячо возмущалось Минэнерго 1 марта с.г. из-за обсуждения в социуме вероятности повышения тарифов на электричество. Неизвестно, сносил ли Герман Галущенко туфли, в которых он подписывал процитированный пресс-релиз (например, королева Гертруда шла за гробом мужа и на новую свадьбу в той же обуви), но на днях министр «ошарашил» общественность новостью — 1 июня это произойдет!
Для внимательного наблюдателя это не стало неожиданностью, наоборот — было очевидно со дня принятия Государственного бюджета Украины на 2024 год, в котором средства на жилищные субсидии возросли против 2023 года на 25% — до 50 млрд грн. Поскольку тарифы на тепло и газ были заморожены законодательно, единственной возможностью использовать эти дополнительные миллиарды был рост тарифа на электричество, и мы об этом писали. Однако по-настоящему пугает здесь не повышение как таковое, а то, каким образом власть собирается это сделать.
Время для повышения тарифов упущено
Нынешняя властная команда, как и многие предыдущие, заботится о своем имидже, то есть из шкуры лезет, чтобы нравиться «пиплу». Поэтому всех разговоров о неприятных процедурах тщательно избегает. На этот раз власти очень повезло, в отличие от «пипла», который будет сидеть без света, — враги уничтожили половину электроэнергетики страны, поэтому есть мотив для оправдания.
На самом деле профессиональные энергетики вас заверят, что никакое повышение тарифов не покроет затраты на восстановление, — капитальные вложения никогда не финансируются из текущих поступлений. В основе действительно неотложной необходимости повысить тарифы на электроэнергию совсем другие причины. О них власть знает, но молчит, а напрасно: чтобы «пипл» стал народом, надо формировать политику, а не потакать никчемным инстинктам толпы; лечебные процедуры бывают болезненными, но они необходимы.
Какие же основания для повышения тарифов, а точнее, доведение их до экономически оправданного уровня? Первое — существование разных тарифов для бизнеса и населения, так называемое перекрестное субсидирование. Это не что иное, как экономический обман — бизнес все равно переведет свои высокие тарифы на потребителя. С 1 июня НКРЭКУ подняла максимальные граничные цены для бизнеса на рынках электроэнергии на 20%, в отдельные часы они будут доходить до 9 грн за кВт·ч. Если к этому добавить передачу, распределение и маржу поставщика, то для производителя продукции или услуг киловатт будет стоить 15–18 грн! Не сравнить с 2,64 грн, правда же?
Второе основание — тарифы ниже экономически целесообразных постепенно уничтожают производителя, ухудшают качество продукции или услуги, не дают возможности развиваться. Можно предположить, что если бы тарифы на электричество постепенно повышались в течение последних лет, то сегодня у поврежденных ТЭЦ и ТЭС был бы финансовый резерв для восстановления … Год назад правительство повышало тарифы, однако на самом деле, если взять рыночную стоимость электроэнергии в 2022 году, добавить тариф на транспортировку, распределение и поставку для населения, то получится, что себестоимость 1 кВт·ч будет 5,50–6,00 грн. Сейчас эта величина должна быть еще больше. Следовательно цена, по которой получает киловатты население, намного ниже, чем реальные затраты на их производство.
Третье — компенсации на снижение тарифа бьют не только по тем, кто компенсирует, но и по государственному бюджету, то есть по всем. НАЭК «Энергоатом», которую власть принуждает продавать свое электричество дешево (государственному предприятию «Гарантированный покупатель», которое потом продает ее населению через посредников), такая «благотворительность» ежегодно обходится в 300 млрд грн. Понятно, что из этих неполученных доходов потеряны и налоги, такие необходимые госбюджету во время войны.
Четвертое основание, наверное, самое болезненное, — социальная несправедливость, которую порождают низкие тарифы для всех — и зажиточных, и неимущих. Цивилизованный мир давно это понял и выработал механизмы социальной защиты последних от высоких цен через системы субсидий — на жилье, продукты питания, коммунальные услуги (в разных странах по-разному). Конечно, наша власть хочет быть добрым дядюшкой и для тех, и для других, но для этого надо быть еще и богатым и умным, а тут явно нет ни первого, ни второго… Кроме того, власти не хочется терять такой удобный ошейник, который держит субсидиантов в состоянии электоральной благодарности за полученные субсидии, и не надо мучиться вопросами повышения зарплат и пенсий до достойного уровня. Об этих проблемах мы неоднократно писали, однако на этот раз власть может наступить на грабли, на которые еще не наступала.
Дифференциация: по-новому или по-старому?
В прошлую пятницу в Верховной Раде министр Герман Галущенко заявил: «Мы сейчас рассматриваем дифференцированный подход. Я не думаю, что просто один тариф поменяем на другой, — будет дифференциация в зависимости от объемов потребления электроэнергии».
В рыночной экономике дифференциация по цене осуществляется известным всем способом: больше покупаешь — меньше цена, как на базаре. На рынке это оправдано тем, что товар продается по цене, выше себестоимости, поэтому можно немного потерять в марже, но выиграть благодаря увеличению объема продажи.
Опыт украинского тарифообразования в энергетике прямо противоположный: чем больше потребляешь, тем больше платишь. Совсем недавно было по 90 коп. за первые 100 кВт, а дальше — дороже. То есть народ побуждали «экономить», а если откровенно, то загоняли в энергетическую бедность. Во Франции, в Германии и странах ЕС вообще среднее потребление населением электроэнергии вдвое выше, чем в Украине, в США — почти в четыре раза. Исследования урбанистами ночной картины разных городов из космоса показывают, что уровень освещенности территорий прямо пропорционален уровню образования горожан, количеству изобретательских патентов, магистерских дипломов и других показателей развития и в целом ВВП.
Понятно, что украинская энергетическая бедность прямо связана с привычной украинской бедностью, а не с производством электроэнергии. С одной стороны, Украина занимает высокое 18-е место в мире по последнему показателю на душу населения, а с другой — по довоенной статистике, украинцы тратили на 1 мегаватт 15% своей средней зарплаты, а немцы, у которых электричество в несколько раз дороже, — всего 7%.
Но сейчас в стране война. В условиях, когда половину мощностей электроэнергетики уничтожил враг, не может быть и речи о понижении цены на электричество, если увеличится потребление. Повышение тарифа само по себе будет побуждать людей экономить, однако должна сохраняться справедливость — все должны экономить одинаково. Но правительство, как видно из всего, собирается поделить людей по признаку потребления, например еды: мало ешь — для тебя продукты в магазине более дешевые, больше ешь — более дорогие. А для некоторых людей, больших или толстых, которые очень много едят, поставим суперцены! Правительство собирается ввести такую систему в отношении потребления электричества, не учитывая, что потребности в нем, как и в пище, могут быть разными для разных домохозяйств. Первыми на ум приходят те же «счастливые» обладатели электроплит, из которых мало кто может уложиться в 100 кВт.
Чем опасны эти «новые грабли»?
В Украине вокруг крупных и средних городов уже сформировались агломерационные зоны из сел и коттеджных городков. Там централизованного водоснабжения, горячей воды, централизованного отопления просто нет — все жизнеобеспечение держится исключительно (или преимущественно) на электричестве. Конечно, его потребление в таких домохозяйствах в несколько раз выше, чем в городах, где есть полный набор жилищно-коммунальных услуг. Поэтому повышение тарифов для таких семей может больно ударить по семейному бюджету.
Если присмотреться к структуре населения пригородных территорий, то ее состав за последние десятилетия изменился кардинально. Раньше в селах жили преимущественно аграрии и работники низшего уровня, которые ездили в город на работу. До начала большой войны в Киев ежедневно приезжали 560 тысяч таких людей. Зато сейчас в агломерационной зоне живут преимущественно представители среднего класса — высококвалифицированные специалисты, предприниматели, программисты и др., на которых держится бизнес и сфера дорогих услуг.
Отдельную когорту составляют пенсионеры, которые летом или даже весь год живут за городом и занимаются садом и огородом, поскольку другую работу найти уже не могут. Также в сельские громады приехало много переселенцев. Для них любое повышение стоимости электричества будет убийственным, ведь из 10,5 миллиона украинских пенсионеров половина получает пенсию меньше 4 тыс. грн (что говорит само за себя). Так что, правительство и Минэнерго могут одним легким, но неправильным движением руки отбросить их назад в города и лишить весомого источника продуктов питания. И здесь никакие отсылки на повышение пенсий не спасут: все индексации, которые происходили в последние годы, были ниже, чем рост инфляции. Так же не спасут их и субсидии, поскольку, обращаясь за ними, большинство подпадет под формальные запреты: отсутствие прописки в селе, неоформленное домовладение, потребление электричества по нормативам, в несколько раз меньшим, чем реальные потребности, и т.п.
Наконец, вопиющие случаи произвола электроснабжающих компаний, которые относятся к жителям пригородных сельских территорий как к своим крепостным, могут создать высокое напряжение не только в электрических сетях, но и в украинском социуме, что крайне нежелательно, более того, опасно во время этой войны на выживание Украины.