UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ЗОРЯ» ПЛЮС «МАШПРОЕКТ»: В НИКОЛАЕВЕ ГОТОВЯТ РОСКОШНЫЙ ПРИВАТИЗАЦИОННЫЙ ПИРОГ?

Судя по всему, Николаеву суждено в очередной раз оказаться в центре внимания людей, пристально следящих за головокружительными загзагами и хитросплетениями большой приватизации...

Автор: Елианд Гоцуенко

Судя по всему, Николаеву суждено в очередной раз оказаться в центре внимания людей, пристально следящих за головокружительными загзагами и хитросплетениями большой приватизации. Одно из поручений Президента Л. Кучмы, данное им во время октябрьской рабочей поездки в Николаев, было исполнено в рекордно короткий срок. Уже 2 ноября вышел приказ Министерства промышленной политики о создании единого предприятия «Научно-производственный комплекс газотурбостроения «Зоря» путем реорганизации (слияния ) ПО «Зоря» и НПО «Машпроект».

Ряд партий и общественных организаций, причем разного политического спектра, усмотрели в приказе стремление уничтожить один из немногих очагов науки и конструкторской мысли и выступили с резкими протестами. Еще более непримиримо отнеслись к документу на самом «Машпроекте». Ведь он, согласно министерскому приказу, в одночасье лишился статуса юридического лица, а вскоре и собственного руководителя. Генеральным директором вновь созданной единицы назначен руководитель «Зори» Юрий Бондин.

На срочно созванной конференции трудового коллектива «Машпроекта» отметили, что приказ министерства затормозит процесс создания конкурентоспособной газотурбинной техники в стране. По мнению ее участников, фактически речь идет о поглощении наукоемкого производства со всеми вытекающими из этого последствиями, вплоть до увольнения сотен работников. Принято постановление, в котором премьер-министру А.Кинаху, министру промполитики В.Гурееву предлагается «приостановить действие приказа, возвратиться к вопросу создания научно-производственного комплекса в форме корпорации НПО «Машпроект» и ПО «Зоря»с сохранением юридических лиц предприятий». Создана рабочая группа, которая ставит целью не допустить механического объединения предприятий с последующей приватизацией новосозданного комплекса…

Чтобы лучше разобраться в происходящем, вернемся во времена, когда в Николаеве только рождалось газотурбиностроение. Тогда ПО «Зоря» и НПО «Машпроект» создавались как единый научно-технический комплекс для производства и совершенствования корабельных газовых и прежде всего военных турбин. Это было единственное в СССР предприятие, производящее такую продукцию. Но уже в тот, стартовый период, когда производство военной продукции было налажено, отношения инженеров-производственников, отвечающих за серийный выпуск, и конструкторов, призванных смотреть вперед и разрабатывать все более совершенные образцы, были совсем не безоблачными.

Если для серийного завода важны объемы производства и конкурентоспособность продукции, то для НПО главным критерием оценки является уровень и количество запущенных в производство и оправдавших себя образцов. Одни стремились к наращиванию производства, другие — к совершенствованию выпускаемых турбин. И когда первоначальный «голод» на газовые двигатели для флота был утолен, тогдашние промышленные стратеги разделили единый комплекс на две составляющие — серийный завод «Зоря» и НПО «Машпроект».

С того времени за единым забором работают два крупных предприятия. Долгое время такое соседство, сопровождавшееся четким разделением обязанностей, по всеобщему признанию приносило пользу и не вызывало особых трений. Ситуация изменилась в пору, когда после конверсии оба предприятия дополнительно к корабельным турбинам перешли на разработку и производство газоперекачивающих установок и двигателей для электростанций.

Очутившись на вольных хлебах и лишенные господдержки, каждое из них шло своим путем. При этом интересы достаточно далеко разошлись. «Машпроект» в условиях сложного десятилетия сумел разработать целую серию конкурентоспособных изделий, которые нашли применение в России, Китае, Иране, Корее. А разработка газотурбинного двигателя мощностью 110 мегаватт (ГТД-110) — и вовсе незаурядное событие. Когда новинку удастся полностью довести до ума, Украина будет выпускать конкурентоспособные образцы мощных газовых энергетических турбин.

Генеральный конструктор НПО «Машпроект» Виктор Романов уверен, что выделение конструкторской организации из состава серийного завода было оправданным и подтвердило свою необходимость. С тех пор каждый занимается своим делом и отвечает за него. Конструкторы — за разработки, завод — за производство. По его мнению, «Машпроект» и «Зоря» попросту несовместимы по видам деятельности.

Разработка и серийное производство принципиально отличаются методами планирования, управления, финансирования. В условиях объединения средства на новые разработки, считают машпроектовцы, будут выделяться по остаточному принципу, что затормозит научно-технический прогресс и нанесет вред всем, прежде всего — самому серийному заводу. «Машпроект» относится к немногим предприятиям, которые без финансовой помощи государства сохранили кадры и высокий научный уровень разработок, создали свою стратегию для высокотехнологического производства. А это возвышает Украину как страну, торгующую лицензиями на наукоемкие разработки, что не только престижно, но и прибыльно, и перспективно. При этом сфера интересов конструкторов расширилась, они занялись проектами и в теплоэнергетике, металлургии, ряде других отраслей. Интеллектуальную продукцию «Машпроекта» покупают такие страны, как Италия, Канада, Германия, Греция, Китай, Сингапур. Объединение предприятий, ориентация разработчиков исключительно на обеспечение потребностей серийного завода, считают машпроектовцы, приведет к тому, что от многих направлений разработок придется отказаться.

Хотя не все так однозначно. У инициаторов создания единого предприятия на базе двух — а ими стали руководители «Зори» — тоже есть аргументы. Здесь считают, что объединение необходимо, потому что эффективность судового и энергетического газотурбостроения из года в год снижается. Вследствие того, что разработчики и производители ведут разную, часто противоположную политику, отрасль теряет перспективу. По мнению «зорян», юридическая самостоятельность каждого предприятия ведет к тому, что, действуя разрозненно, они вводят друг друга в убытки. Так «Машпроект», передавая в одностороннем порядке свои разработки на предприятия других стран, создает для «Зори» все новых и новых конкурентов.

По всей видимости, представители «Зори» имеют в виду то, что «Машпроект» ряд своих разработок (ту же ГТД-110) осуществляет не с предприятием, которое находится за одним забором, а, скажем, с российским предприятием «Сатурн» (бывшие «Рыбинские моторы»). Одному из китайских предприятий тоже поступила документация из НПО, и таких примеров можно привести еще немало.

Сама «Зоря», не находя общего языка с «Машпроектом» в ряде вопросов, вынуждена заключать договора на проектирование с иностранными фирмами. Руководители серийного завода сетуют, что не так давно пришлось заключить договор на разработку электростанций «под ключ» с концерном «Сименс». Заказаны проекты газоперекачивающих агрегатов и немецкому концерну «MAN». И не бесплатно, разумеется.

По мнению генерального директора ПО «Зоря» Юрия Бондина, слияние интеллектуального и производственного потенциала путем присоединения НПО «Машпроект» к ПО «Зоря» позволит защитить позиции отечественных газовых турбин на мировом рынке, общими усилиями ускорить разработку и освоение конкурентоспособной продукции, включая те машпроектовские разработки, которые это предприятие не в состоянии завершить даже с помощью иностранных партнеров. Так что необходимость более тесной координации очевидна.

Но сблизить сильно разошедшиеся предприятия можно ведь по-разному. Можно сохранить юридическую самостоятельность обоих, предложив какую-то форму взаимодействия, заключив определенные и хорошо контролируемые, вплоть до финансовых санкций в случае нарушения, договора. Это позволило бы устранить или, как минимум, сгладили несуразицы во взаимоотношениях.

Тем более имеется и определенный опыт. К примеру в Запорожье прекрасно уживаются и сотрудничают разработчики и строители самолетных двигателей, государственное КБ «Прогресс» и серийный завод «Мотор-Січ».

С полгода назад представители обоих николаевских предприятий при участии чиновников из Кабмина и обладминистрации подписали протокол о создании корпорации «Николаевские газовые турбины». Но в одночасье все вдруг изменилось — приоритет отдан поглощению.

В чем же дело? Ответ можно найти в переписке между местными и центральными органами исполнительной власти, обмене разного рода аналитическими справками, который интенсивно продолжался в течение полугода. Так вот, объединение предприятий в одно юридическое лицо в этом проекте рассматривается только в качестве первого шага, за которым последует корпоратизация вновь созданного комплекса и его приватизация.

В этой связи следует вспомнить о еще недавнем скандале (о чем уже писало «ЗН»), когда без особой гласности, а вернее, и вовсе без таковой, была сделана попытка приватизировать ПО «Зоря», создать на его основе предприятие с иностранными инвестициями. Тогда в проектируемое предприятие должны были войти, кроме государства (в лице ФГИ), известная российская энергокомпания ОАО «Мосэнерго», малоизвестное ЗАО «Зангас-Украина» и «шесть физических лиц из состава менеджмента завода». Имущество крупнейшего и современнейшего завода оценили недорого, в 100 млн. грн.

Столь скромная сумма, как и туманные инвестиционные обязательства учредителей, вызвали громкий скандал. После него высокопоставленные чиновники как в Киеве, так и в Николаеве в один голос заверяли общественность, что предприятие, которое работает эффективно, вносит большой вклад в бюджет, нет нужды отдавать в чужие руки, и вопрос о его приватизации снят с повестки дня. «Зоря» — уже сама по себе жемчужина, а вместе с «Машпроектом» ей цены не будет. (Впрочем, это как раз то, что надо. Видимо, очень влиятельные люди стоят за этим процессом, если готовится столь роскошный приватизационный пирог.) Но заверений хватило, как видим, ненадолго.

Не исключено, что сейчас реализуется более сложный план, конечной точкой которого является уже не только ПО «Зоря», но и НПО «Машпроект». Кстати, согласно нашим законам, приватизация научно-производственных объединений, к которым относится «Машпроект», запрещена. Любопытно, а после министерского приказа — можно, или как? А если можно, то кому именно? Ясное дело, что желающих приобрести такой лакомый кусок среди украинских бизнес-групп будет немало.

И если первый и последующие шаги удадутся, то мы можем стать свидетелями того, как прибыль эффективно работающих предприятий вместо государственного и местного бюджета перетечет в карманы «инвесторов». Тем более что при существующих порядках слишком буквально выполнять свои обещания необязательно. За примером такого рода далеко ходить не надо. Новые собственники Николаевского глиноземного завода не только не покончили с толлингом, но и нарастили его. А это уже снижение отчислений в бюджеты, в том числе и местные. Так что опасения николаевцев понятны, тем более что в своем нынешнем виде, т.е. без реорганизации, «Зоря» с «Машпроектом» обеспечивают более четверти бюджета области.

Безусловно, два соседних, взаимодополняющих и, добавим, государственных предприятия при все изменяющихся условиях и обстоятельствах просто обязаны сотрудничать более тесно, учитывать интересы друг друга. Рано или поздно должны были быть приняты какие-то решения. Вопрос только в том, какие — чтобы хотя бы не навредить ни производству, ни государству.

Р.S. Как стало известно, процесс объединения пошел с первого же дня выхода министерского приказа. «Воссоединительная» комиссия приступила к работе. Протестные акции не прошли незамеченными. Поступили сообщения, что «Машпроект» входит в состав «Зори» на правах обособленного подразделения, его руководитель займет должность первого заместителя генерального директора научно-производственного комплекса «Зоря», а реорганизация предприятий не приведет к сокращению или ликвидации льгот пенсионерам.

Впрочем, все это может быть не более чем благие обещания, ибо в министерском приказе, во исполнение которого и действует рабочая комиссия, о сохранении какой-либо автономии речь не идет.