UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зарплатные долги: прогрессирующий регресс

Кто бы что ни говорил, все же следует признать: интеллектуальные способности властей по части адекватного восприятия социально-экономических реалий заметно прогрессируют...

Автор: Владимир Писковый

Кто бы что ни говорил, все же следует признать: интеллектуальные способности властей по части адекватного восприятия социально-экономических реалий заметно прогрессируют. Раньше-то как было? Обратит внимание президент или правительство на то, что работодатели понуждают сотни тысяч граждан трудиться задарма, — и ну издавать грозные указы да постановления. Мол, к определенной дате (особенно популярным был срок «к концу года») долги по заработной плате необходимо ликвидировать. И что же? Одни продолжали не платить, другие — довольствовались надеждой, плавно переходящей в разочарование.

Зато теперь подход к проблеме если не кардинально, то, по крайней мере, существенно изменился. Согласно основным направлениям правительственной политики в экономической и социальной сфере на этот год, в частности предусматривается погашение задолженности по зарплате на экономически активных предприятиях и 30-процентное сокращение долгов работникам предприятий, к которым применяется процедура возобновления платежеспособности или определения их банкротами. Действительно, какой смысл ориентироваться на изначально невыполнимые задачи?

Только давайте не будем придираться к деталям вроде уголовной ответственности руководителей за несвоевременную выплату жалованья или определения зарплаты первоочередным платежом еще в 2004 году. (Кстати, в отношении последнего это вообще излишне, поскольку механизм реализации закона не разработан до сих пор.) В конце концов, меркантильный интерес (пусть даже обозначенный сотнями миллионов гривен) неизмеримо мал по сравнению с большой государственной участливостью. А заботе этой конца-краю не видно.

По данным органов статистики, на начало нынешнего года суммарная задолженность по заработной плате в Запорожской области составляла 31,5 млн. грн., тогда как двумя месяцами раньше — 36,9 млн. Любопытно, что в то время — с 8 ноября по 8 декабря 2005-го — регион был обезглавлен, поскольку предыдущего председателя облгосадминистрации уже уволили, а нового еще не назначили. Впрочем, и новое назначение мало что изменило: за два месяца с начала года долги по зарплате в области увеличились на 3 млн. грн., а уже к 1 ноября превысили 35 млн.

Возможно, сопоставив приведенные цифры, кто-то сделает вывод, что ликвидацией задолженности в области целый год практически не занимались.

Да ничего подобного! И совещания проводятся, и комиссии заседают, на которых руководителей территорий воспитывают. Иных уговаривают, а некоторых грозно предупреждают в последний раз: мол, если долги не ликвидируете — пеняйте на себя, вопрос будет стоить должности. А чтобы, как говорится, не только кнутом, но и пряником, председатель обладминистрации одобрил инициативу главного управления труда и соцзащиты о поощрении руководителей шести территорий, рапортовавших о ликвидации долгов на экономически активных предприятиях. По словам чиновников, «у нас такого еще не было».

Ой, бросьте! Зачем же скромничать? Как же «не было», если по итогам первого квартала обладминистрация проинформировала о полном погашении задолженности в пяти районах? Правда, тогда это были одни районы, а в ноябре — другие. Скажем, в апреле в лидерах числились Каменско-Днепровский и Пологовский, а в ноябре их уже вовсю склоняли за возросшие долги... Тут уж, как ни крути, следует вспомнить народную мудрость про ложку, которая к обеду дорога. А чтобы никому не было обидно, инициативу обладминистрации стоит расширить и углубить. Рассчитались, допустим, на предприятии с долгами — получи, директор, грамоту или звание. А если зарплату вовремя выдали — так вообще орден полагается…

Глядишь, появится шанс персонально отличиться руководителю областной организации политической партии «Наша Украина», экс-председателю Запорожской облгосадминистрации Юрию Артеменко, ликвидировав долг по заработной плате сотрудникам аппарата областной партячейки в сумме 627 тыс. грн.

А может, и правда, как говаривал один киногерой, «с людьми надо мягше, а на вопросы смотреть ширше»? Особенно в тех случаях, когда суровые меры или их имитация эффекта не дают. Мало ли что за девять месяцев года, по информации областной прокуратуры, в области выявлено 74 преступления, связанных с нарушением законодательства об оплате труда, и 345 должностных лиц привлечены к судебной ответственности. А в результате задолженность по заработной плате в регионе сократилась… с 76,5 до 70,9 млн. грн.

Стоп, а о каких, собственно, 70 млн. речь, если в обладминистрации упорно твердят о 31—35 млн.? Оказывается, все правильно. Просто сумма долга по заработной плате фиксируется по двум видам отчетности — статистической и Пенсионного фонда. Но поскольку фонду отчитывается в несколько раз больше предприятий, учреждений и организаций, чем статуправлению, то нетрудно догадаться, какая из итоговых цифр для властей предпочтительнее.

Впрочем, если чиновники тешат себя иллюзиями о мнимом благополучии, то, увы, придется их огорчить. Достаточно обратиться всего лишь к одному примеру — ООО «Верховина», что в Мелитопольском районе. По словам районного руководства, это предприятие создано искусственно и не ведет производственной деятельности. Зато на 1 октября за «Верховиной» числилось 54 тыс. долга по зарплате, а месяц спустя — уже 375 тыс. Откуда, спрашивается? Оказывается, все очень просто. Как полагают специалисты, на баланс предприятия, которому уготовлен статус банкрота, попросту «закачали» долги аффилированных структур. Материалы по «Верховине» райадминистрация передала в прокуратуру еще в октябре, но должной реакции пока так и не последовало. Говорят, документы изучаются.

Действительно, когда дело касается изучения — это у нас любят. Вот, к слову, Бердянский горисполком давным-давно предложил передать хронически убыточный местный аэропорт в коммунальную собственность, так в Киеве проблема изучается до сих пор. В июле бердянцы напомнили Кабмину в более категоричной форме о том, что государство неэффективно управляет принадлежащей ему собственностью, чем наносит убытки территориальной общине. Ответа так и не дождались.

Одно лишь радует: по данным ГНАУ, в прошлом году количество граждан-миллионеров (легальных, разумеется) в Запорожской области увеличилось до 391. По этому показателю регион занял почетное пятое место — после Киева, Днепропетровской, Донецкой и Харьковской областей. Не исключено, что по итогам нынешнего года владельцев миллионных состояний будет еще больше. А почему бы, собственно, и нет, если сумма задолженности по зарплате увеличивается всего лишь на индекс инфляции за период, в котором она не выплачена. Согласитесь, сущая мелочь по сравнению со стоимостью банковского кредита для пополнения оборотных средств, который на порядок дороже.